3.3. Рекомендации для педагогов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков относится к одной из первоочередных обязанностей родителей, воспитателей, администрации и педагогов школ, школьных педагогов-психологов. 3. 3. 1. Принципы профилактики суицидального поведения: - Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого человека. - Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности участников образовательного процесса. - Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности ребенка. - Принцип ориентации на зону ближайшего развития каждого ученика. - Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса. 3. 3. 2. Три взаимосвязанных направления в профилактике суицида: 1) Просвещение родителей, которое осуществляется в виде лекций, бесед, интерактивных занятий, ролевых игр и включает три взаимосвязанных направления. Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении Второе направление касается влияния на детей страхов и тревог близких взрослых, их общего эмоционального самочувствия, их самооценки. Третье направление демонстрирует значение развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной значимости. Основная задача такой работы - формирование у родителей представления
2) Просвещение педагогов. Здесь значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние оказывает тревожность на развитие личности ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для приобретения жизненного опыта. Кроме того, необходимо создавать жизнеутверждающее пространство в школе, поддерживать атмосферу, дружественную к ребенку. 3) Работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку Важное место занимает подготовка детей к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей через все основные направления деятельности. 3. 4. Правила организации профилактики суицида среди обучающихся: В работе по профилактике суицида среди несовершеннолетних необходимо: – неукоснительно соблюдать педагогическую этику, культуру и такт; – знать возрастную психологию и психопатологию, а также соответствующие приемы индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии; – выявлять контингент «группы риска» на основе знания – осуществлять активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся «группы риска», с использованием различных приемов, в том числе семейной психотерапии, с оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;
– не разглашать факты суицидальных случаев в коллективах обучающихся; – рассматривать угрозы самоубийства в качестве признаков повышенного суицидального риска; – усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам; – проводить при необходимости консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром; – формировать у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях; – повышать стрессоустойчивость путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирования готовности к преодолению ожидаемых трудностей. Таким образом, для создания системы профилактики суицидов среди детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который обеспечивает реализацию принципов гуманизации 3. 5. Уровни профилактики суицида в образовательной среде [8] Первый уровень – общая профилактика. Цель – повышение групповой сплоченности в образовательной организации (группе, классе). Мероприятия: 1. Создание в образовательной организации общих программ психического здоровья, здоровой среды в школе, чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. 2. Организация внеурочной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. Задачи педагогического коллектива на данном этапе: – изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении; – создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в образовательном процессе, – привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов несовершеннолетних;
– формирование позитивного образа «Я», уникальности – привитие, акцентуация существующих в обществе социальных норм поведения, формирование милосердия, сострадания, развитие ценностных отношений в социуме. Второй уровень – первичная профилактика. Цель – выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и семей «группы риска» с целью предупреждения суицидов. Мероприятия: 1. Диагностика суицидального поведения (проводится на основе инвариантного блока диагностического инструментария с применением вариативных составляющих). 2. Индивидуальные и групповые занятия с несовершеннолетними «группы риска», оказание социальной поддержки, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности. 3. Классные часы, круглые столы, стендовая информация жизнеутверждающей направленности. 4. Разработка плана действий (индивидуального маршрута обучающегося) в случае попытки самоубийства. Задачи педагогического коллектива на данном этапе: – выявление детей и подростков, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите; – работа с семьей несовершеннолетнего, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние; – оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности несовершеннолетнего, снятие стрессового состояния; – сопровождение детей и подростков «группы риска» – изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) – повышение осведомленности персонала, родителей и обучающихся
– включение созданной системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в образовательный процесс (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения обучающихся) в общий план действий; – определение своей позиции и перечня конкретных действий Третий уровень – вторичная профилактика. Цель - предотвращение суицидов. Мероприятия: - оценка риска суицида. - оценка риска суицида происходит по схеме: крайняя (обучающийся имеет средства совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). Задачи педагогического коллектива на данном этапе: – педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта для того, кто решился вступить в контакт с обучающимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага; – оповещение родителей; – привлечение специалистов (психологов, при необходимости – психиатров, психотерапевтов); – запрос о помощи. Четвертый уровень – третичная профилактика. Цель: снижение последствий и уменьшение вероятности суицидов, социальная Мероприятия: глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику конфликтно-стрессовых переживаний Задачи педагогического коллектива на данном этапе: – оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния – сотрудничество с другими организациями. Организованная таким образом работа позволит: – осуществлять социальную и психологическую защиту детей – снизить количество детей и подростков с девиантным поведением – организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде; – продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий кризиса, посткризисное сопровождение. ЛИТЕРАТУРА 1. Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом. // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – № 1. C. 23-34. 2. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. – СПб.: Питер, 2003.
3. Ефремов В. С. Основы суицидологии. – СПб.: Диалект, 2004. 4. Зотов М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006. 5. Конькова Н. Л. Профилактика суицида в детской среде. Сборник методических рекомендаций. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. 6. Лаврикова И. Н. Молодежь: отношение к смерти // Социологические исследования. – 2001. – № 4, c. 12-21. 7. Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях: Министерство образования и науки РФ, Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей: исх. № 07-149 от 18. 01. 2016 г. 8. Михайлова Л. В., Кошель И. В., Латкин А. Ю., Цэрнэ Т. А., Быков В. Ю. «Профилактика суицидального поведения подростков» Методические рекомендации по профилактике и работе с проблемами кризиса, суицида у учащихся. – Сыктывкар: АМОГО «Сыктывкар»., 2017 г. 9. Пестова И. В., Стенникова И. А., Шалаева К. С. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних: методические рекомендации для педагогов. – Министерство общего и профессионального образования Свердловской области; Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо». – Полевской: ООО «Веста», 2017. 11. Слуцкий А. С., Занадворов М. С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов // Психологический журнал». – 1992. – Т. 13. – № 1. – С. 23-32. 12. Соколова Е. Т., Сотникова Ю. А. Проблема суицида: клинико-психологический ракурс // «Вопросы психологии». – 2006. – № 2. – С. 45-53. 13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|