Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Витаутас Гудонис 5 страница




своими желаниями как по содержа­нию, так и по форме, и закрытыми, допускающими обычно лишь ответы «да» и «нет». По своей функции вопросы могут быть основными или наводящими, контрольными или уточ­няющими и т. д. Тип вопроса может влиять на полноту и правдивость ответа. Что касается формулировки вопросов, то фразы должны быть по возможности короткими, ясными по смыслу, простыми, точными и однозначными. Наиболее типичными ошибками при составлении А. являются скры­тая заданность ответа, сверхдетализированность, двусмыс­ленность вопросов, недостаток их различительной силы. Хо­рошие вопросы должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности. Последний этап в составлении А. связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов. Последовательность вопросов бывает различной для разных типов анкетного опроса.

Анкетный метод —способ получения информации с по­мощью спец. вопросника (анкеты), адресованного обследуе­мому лицу; А. м. играет видную роль в педагогике, т. к. дает возможность выяснить степень подготовки и общего разви­тия уч-ся, его интересы, стремления и пр.

Анозогнозия алкогольная [лат. Anosognosia alcoholica ] — неспособность больного алкоголизмом критически оценивать свое болезненное состояние, в том числе свою не­способность воздержаться от спиртного или вовремя пре­кратить пить. Предполагают, что в основе этого феномена лежит механизм психологической защиты (см. Алкогольное мышление), нежелание понять и признать болезненный ха­рактер своего пьянства. И грает роль также изменение иерар­хии потребностей и мотивов, когда на первое место выходит удовлетворение потребности в алкоголе.

А. а. наиболее часто и в наибольшей мере проявляется на I стадии алкоголизма. На II стадии мысли о болезни време­нами проникают в сознание, чему способствует пережива-

 

 

ние тягостных состояний абстиненции и неоднократные бе­зуспешные попытки больного самостоятельно бросить пить. На III стадии имевшаяся анозогнозия может также ослаб­нуть ввиду возрастающего осознания серьезных осложнений болезни, однако она может и усилиться в связи с интеллектуально-мнестическим снижением как результат алкогольной деградации.

Аномалии рефракции — отклонения в преломляющей

способности глаза.

Аномалия [грен. anomalia — отклонение; син.: А. разви­тия] — в биологии — отклонение от структуры и /или функ­ции, присущей данному биологическому виду, возникшее вследствие нарушения развития организма; к А. относят пороки развития и уродства.

А. прикуса — состояние, при к-ром верхние и нижние зубы неправильно смыкаются друг с другом.

А. развития [апотalia] — см. Аномалия.

А. формы [forта аbnormalis] — А., характеризующаяся нарушением нормального строения зародыша.

А. характера — см. Психопатия, Характер патологический.

А. цветовая [а. со1оrum] — нарушение цветового зрения; понижение или отсутствие способности правильно распо­знать цвета.

Аномальное развитие — в спец. педагогике — наруше­ние нормального психического развития у детей с проблема­ми сенсорики и интеллекта; рассматривается как своеобраз­ное, а не дефектное развитие.

Аномальные дети [устар.; греч. anomalos — неправиль­ный] — дети, имеющие значительные отклонения от нор­мального физического или психического развития. Лежащие в основе этих отклонений аномалии, или дефекты [лат. defektus недостаток, поэтому раньше применялся термин «дефективные дети»], могут быть врожденными и приобретенными. См. Дети с ограниченными возможностями.

Аномия — 1. Разновидность афазии, при к-рой больной не способен давать названия окружающим предметам, несмот­ря на то что понимание их роли, а также способность скла­дывать слова в предложения у него сохраняются. 2. Отсутст­вие почитания законов и установленных правил, являющее­ся признаком психопатии и диссоциальных психических отклонений у человека.

Анопия [anopia; ан- + греч. Ops, opos глаз, зрение] — от­сутствие или нарушение зрения; употребляется как терми-ноэлемент в сложных словах, гл. обр. обозначающих нару­шения цветового зрения (напр., тританопия, дейтеранопия).

Анорексия [лат. anorexia ] — отсутствие аппетита при на­личии физиологической потребности в питании. Проявля­ется часто у больных алкоголизмом во время приема спирт­ного, особенно во время запоев, а также в период абстинент­ного синдрома. У привычных пьяниц (еще не алкоголиков) также может нарушаться аппетит (на закуску бывает доста­точно «понюхать хлебную корочку»), хотя, как и нарушения сна, изменения аппетита у них могут быть биполярными — анорексия сменяется булимией (чрезмерным чувством голо­да). Аппетит у привычных пьяниц на следующий день после выпивки, как правило, усиливается. Чувство голода может преследовать весь день.

А. нервно-психическая — упорный отказ от приема пищи, обусловленный психическим заболеванием.

Аносмия [ан- + греч. osme обоняние] — отсутствие обо­няния.

Анотия [ан- + греч. Us, otos — ухо] — врожденное отсутствие ушной раковины.

 

Анофтальм [ан- + греч. ophthalmos глаз] — отсутствие одного или обоих глаз; А. может быть врожденным и приоб­ретенным.

Анти- [греч. Anti- ] — приставка, обозначающая противопо­ложность, противопоставление.

Антибиотик [аntibiotic] — вещество, получаемое из гриб­ков или бактерий, к-рое подавляет рост и размножение дру­гих микроорганизмов. А. используются в процессе лечения различных инфекционных заболеваний, вызванных чувствительными к ним микроорганизмами (обычно бактериями или грибками). Значительные дозы нек-рых А. противопо­казаны беременным женщинам. Напр., стрептомицин нега­тивно действует на слуховой нерв плода — он атрофируется. Ребенок рождается глухим.

Антиген [апtigen] —любое вещество, к-рое организм чело­века рассматривает как чужеродное или потенциально опас­ное и против к-рого начинает вырабатывать собственные ан­титела. Обычно в качестве антигенов выступают белки, од­нако простые вещества, даже металлы, также могут становиться антигенами в сочетании с собственными проте­инами человеческого организма и их модификациями.

Антиципация [лат. anticipatio — предвосхищение] — спо­собность системы в той или иной форме предвидеть разви­тие событий, явлений, результатов действий. В психологии различают два смысловых аспекта понятия А.: 1) способ­ность человека представить себе возможный результат дей­ствия до его осуществления (В. Вундт), а также возможность его мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена; 2) способность организ­ма человека или животного подготовиться к реакции на к. -л. событие до его наступления. Это ожидание (или «опережаю­щее отражение») обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора результатов действия (П. К. Анохин). А. особенно значима в творческой, научно-исследовательской деят-ти.

Антропометрия [греч. anthropos человек + metreo — измерять] — совокупность методов и приемов измерения че­ловеческого тела.

Антропофобия [апthropophobia; антропо- + фобия] — навязчивый страх — боязнь людей, особенно незнакомых.

Апатия [греч. apatheia бесстрастность] — состояние, ха­рактеризующееся эмоциональной пассивностью, безразли­чием, упрощением чувств, равнодушием к событиям окру­жающей действительности и ослаблением побуждений и ин­тересов. А. протекает на фоне сниженной физической и психологической активности. А. может быть кратковремен­ной или долговременной. А. формируется в результате дли­тельно протекающего расстройства психики. Это состояние иногда возникает при нек-рых органических поражениях го­ловного мозга. Оно может наблюдаться при слабоумии, а также являться следствием продолжительного соматическо­го заболевания.

Апифобия [apiphobia; лат. apis пчела + фобия; син.: мелиссофобия] — навязчивый страх — боязнь пчел и ос.

Апейрофобия [ареirophobia; греч. apeiros безгранич­ный, бесконечный + фобия] — навязчивый страх — боязнь бесконечности.

Аплазия [арlasia; а- + греч. plasis формирование, образо­вание; син.: агенезия] — общее название аномалий развития, при к-рых отсутствует часть тела, орган или его часть, учас­ток к. -л. ткани.

Апопатофобия [apopatophobia; греч. apopatos исп­ражнения, отхожее место + фобия] — навязчивый страх — бо­язнь уборных.

 

 

Апоплексия мозга серозная [арорlexia cerebri serosa; син.: Энцефалит геморрагический салъварсановый] — серо­зный отек и мелкие периваскулярные кровоизляния в обо­лочках и веществе головного и спинного мозга, возникшие как осложнение при лечении сифилиса сальварсаном.

Аппарат1 [лат. apparatus нечто изготовленное, сна­ряд] — в технике — техническое устройство, обеспечиваю­щее воздействие на объект к. -л. видом энергии с целью изме­нения объекта или определения его характеристик.

Аппарат2 [арраratus] — в анатомии — функциональное объ­единение систем организма или отдельных органов различ­ного происхождения и строения.

А. аккомодационный глаза — совокупность анатоми­ческих образований, обеспечивающих аккомодацию глаза; включает ресничную мышцу, ресничный поясок (циннову связку) и хрусталик.

А. артикуляционный — совокупность органов, обеспе­чивающих образование звуков речи (артикуляцию); включа­ет голосовой А., мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

А. вестибулярный [а. vestibularis] — периферический отдел вестибулярного анализатора, расположенный во внут­реннем ухе, обеспечивающий восприятие угловых и прямо­линейных ускорений; состоит из мешочков преддверия и трех полукружных протоков.

А. глазодвигательный [а. осиlотotorius] — совокуп­ность органов, обеспечивающих движения глазного яблока; состоит из шести наружных глазных мышц.

А. голосовой — совокупность органов, участвующих в голосообразовании; основным органом А. г. является гор­тань кроме нее включает бронхиальное дерево, диафрагму, глотку, носовую полость с добавочными воздухоносовыми пазухами и ротовую полость.

 

 

А. движения [син.: А. опорно-двигательный] — совокуп­ность костей, соединений между ними и скелетной мускула­туры.

А. дыхательный [а. respiratorius; systema respiratorium син.: органы дыхания, органы дыхательные, система дыха­тельная] — совокупность органов, обеспечивающих газооб­мен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

А. звуковоспринимающий — часть слухового анали­затора, соответствующая спиральному (кортиеву) органу.

А. звукопроводящий — совокупность органов, обес­печивающих передачу звуковых колебаний из окружающей среды к рецепторным клеткам спирального органа; включа­ет ушную раковину, наружный слуховой проход, барабанную перепонку с цепью слуховых косточек, слуховые мышцы, слуховую (евстахиеву) трубу, пещеру, ячейки сосцевидного отростка височной кости и улитковый проток.

А. кохлеарный [анат. cochlea улитка] — часть внут­реннего уха, включающая улитку с расположенным в ней звуковоспринимающим аппаратом.

А. мочеполовой [а. urogenitalis; systema urogenitale; син.: система мочеполовая] — совокупность мочевых и половых органов.

А. опорно-двигательный — см. А. движения.

А. отолитовый — часть вестибулярного А., представ­ленная пятном маточки, пятном мешочка и статолитами; ре­цепторы А. реагируют на прямолинейное ускорение и изме­нение силы тяжести.

А. пищеварительный [а. digestorius; systema digestorium; син.: система пищеварительная] — комплекс органов, обес­печивающих механическую и химическую обработку пищи, всасывание ее составных частей и выделение неусвоенных остатков.

 

А. слёзный [а. lacrimalis; organa lacrimalia; син.: органы слёзные] — совокупность органов, вырабатывающих и отво­дящих слёзную жидкость; включает слёзную железу, слёзные канальцы, слёзный мешок и носослёзный проток.

Апперсонизация [ап- + лат. persona личность] — пе­ренос внешних явлений и переживаний других людей на са­мого себя; переживания других воспринимаются человеком как собственные.

Апперцепция [ап-+ лат. регсерйо — восприятие] — свой­ство психики человека, выражающее зависимость восприя­тия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъек­та и общего состояния его психики.

А. временная — А., к-рая определяется настроением,

ч\вствами и пр.

А. устойчивая — А., к-рая определяется мировоззрени­ем, знаниями, интересами человека и т. д.

Аппетит [лат. appetitio сильное стремление, желание, аппетит] — приятное ощущение, связанное с предстоящим приемом пищи.

А. избирательный — А., распространяющийся на определенный вид пищи.

А. извращенный [син.: парорексия, рiса, Пикацизм} — А., распространяющийся на несъедобные вещества.

Апраксия [арraxia; а- + греч. praxis действие] — наруше­ние целенаправленного действия при сохранности составля­ющих его элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела. Следствием А. могут выступать нарушения речи и письма. Диагноз А. требует ква­лифицированного различения А. от моторных расстройств, вызванных психическими заболеваниями и нарушениями чувствительности.

 

В зависимости от локализации поражения и моторной симптоматики различают несколько видов А.:

А. акинетическая [а. акinetica; син.: А. психомотор­ная] — А., обусловленная недостатком побуждения к движе­ниям.

А. амнестическая [а. атпestica] — А., проявляющаяся нарушением произвольных действий при сохранении подра­жательных.

А. ассоциативная Бонгеффера — см. А. идеаторная.

А. афферентная [а. afferens] — см. А. кинестетическая.

А. билатеральная [а. bilateralis] — двусторонняя А., возникающая при патологических очагах в нижней темен­ной дольке доминантного полушария большого мозга.

А. динамическая [а. dynamica] — см. А. премоторная.

А. идеаторная [а. ideatoria; грен. idea идея, образ; син.: А. ассоциативная Бонгеффера, А. Маркузе, Пика идеа­торная апраксия] — А., характеризующаяся невозможно­стью наметить план последовательных действий, необходи­мых для выполнения сложного двигательного акта.

А. идеокинетическая [а. ideokinetica; греч. idea идея, образ + kinetikos — относящийся к движению] —А., обуслов­ленная утратой способности к целенаправленному выполне­нию простых действий, составляющих сложный двигатель­ный акт, при сохранении возможности их случайного выпол­нения.

А. иннервационная Клейста [К. Kleist] —А., характе­ризующаяся нарушением структуры отдельных движений, составляющих сложный двигательный акт, замещением их беспорядочными движениями.

А. кинестетическая [а. кinaesthetica; син.: А. афферент­ная] — А., обусловленная нарушением произвольных движе­ний в результате расстройств кинестетической афферента-ции и характеризующаяся поиском нужных движений; на блюдается при поражении коры постцентральной области доминантного полушария большого мозга.

А. конструктивная [а. соnstructiva] — А., проявляющая­ся невозможностью составления целого предмета из его час­тей.

А. кортикальная [а. corticalis] — А., возникающая при поражении коры доминантного полушария большого мозга.

А. лобная [а. frontalis] — А. при поражении коры префронтальной области полушарий большого мозга, проявля­ющаяся нарушением программирования сложных, последо­вательно протекающих двигательных актов.

А. Маркузе — см. А. идеаторная.

А. моторная [а. тotoria] — А., при к-рой больной спосо­бен наметить план последовательности действий, необходи­мых для выполнения сложного двигательного акта, но не мо­жет его осуществить.

А. общая — А., при к-рой нарушаются любые моторные акты.

А. одевания — А., проявляющаяся затруднением одева­ния; наблюдается при поражении париетоокципитальной области коры большого мозга, чаще правого полушария.

А. оральная [а. оralis] — моторная А. лицевой мускула­туры с расстройством сложных движений губ и языка, при­водящим к нарушению речи.

А. премоторная [а. рraemotoria; син.: А. динамиче­ская] — А., обусловленная дезавтоматизацией двигательных актов и их патологической инертностью; характеризуется нарушением навыков, необходимых для превращения от­дельных движений в более сложные; наблюдается при пора­жении премоторной области коры большого мозга.

А. пространственная — А., проявляющаяся наруше­нием ориентировки в пространстве, прежде всего в направ­лении «правое — левое».

 

А. психомоторная [а. рsychomotoria] — см, Л. акинети­ческая.

А. ходьбы — А., характеризующаяся нарушением ходь­бы при отсутствии двигательных, проприоцептивных, вес­тибулярных расстройств и атаксии; наблюдается при пора­жении премоторной области коры большого мозга.

А. частная — А., при к-рой страдает деят-ть только опре­деленных групп мышц.

Апрактоагнозия [арractoagnosia; греч. apractos — беспо­лезный, бездействующий + агнозия] — сочетание апраксии и агнозии, напр., при конструктивной апраксии.

Апрозексия [греч. aprosexia — невнимательность; а- + prosexis — внимание] — состояние резкого ослабления или пол­ного отсутствия способности сосредоточить внимание на определенном объекте.

Арахно- [ арахноид-; греч. arachne паук, паутина] — со­ставная часть сложных слов, означающая: 1 ) «относящийся к паукам»; 2) «паутиноподобный»; 3) «относящийся к паутин­ной оболочке мозга».

Арахнодактилия [arachnodactylia; арахно- + греч. daktylos — палец; син.: долихостеномелия, кисть паучья] — ано­малия развития — удлинение и утончение пальцев рук и ног; встречается при нек-рых наследственных болезнях (болезнь Марфана, гомоцистинурия).

Арахнофобия [аrachnophobia; арахно- + фобия] — навяз­чивый страх — боязнь пауков.

Арефлексия [а- + рефлекс] — отсутствие рефлексов.

Артикуляция [лат. articulare членораздельно произно­сить] — 1. Деят-ть речевых органов (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), связанная с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги и слова.

 

Нарушения А. влекут за собой косноязычие, возникающее как самостоятельное нарушение речи или одно из проявлений более сложных нарушений речи. 2. Степень разборчивости речи при ее передаче через акустическую аппаратуру (по те­лефону, по радио), а также степень внятности речи при раз­личном качестве произношения (напр., у глухих). Определя­ется путем подсчета процента слогов, слов или фраз, пра­вильно воспринятых аудиторами.

Артр- [ артро-; греч. arthron — сустав] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к суставу».

Артрогрипоз [arthrogryposis; артро- + греч. gryposis иск­ривление; син.: амиоплазия врожденная, артромиодиспла-зия врожденная] — врожденная болезнь аппарата движения, характеризующаяся множественными контрактурами суста­вов вследствие недоразвития мышц конечностей.

Асемия [а- + греч. sета знак] — расстройство способно­сти рисования, срисовывания.

Асиалия [а- + греч. sialon слюна] — отсутствие слюноот­деления.

Асимболия [asymbolia; а- + греч. symbolon знак; син.: асимволия] — расстройство способности понимать значение условных знаков (символов) и правильно ими пользоваться; наблюдается при поражении ЦНС.

Асимметрия [греч. asymmetria несоразмерность] — в биологии — неупорядоченное расположение сходных (пар­ных) частей тела или органов относительно определенной точки, оси или плоскости.

Асинергия [греч. а- + sin- — с, вместе + ergon работа] — расстройство сложного двигательного акта в результате на­рушения способности комбинировать отдельные элементы движений, выполняемые при всяком сложном движении од­новременно, в общее сложное движение, ассоциировать отдельные элементарные движения в сложное движение. А. наблюдается при заболевании мозжечка.

Асоциальность ребенка [а- + лат. socialis обще­ственный] — затруднения разной выраженности во взаимо­отношениях ребенка с окружающими людьми, обусловлен­ные отсутствием у него социального опыта или наличием ка­ких-то отклонений в развитии.

АССИМИЛЯЦИЯ [лат. assimilatio уподобление, усвое­ние] — 1. Процесс усвоения организмом веществ, поступаю­щих в него из окружающей среды, в результате к-рого эти ве­щества становятся составной частью биологических струк­тур или откладываются в организме в виде запасов. 2. Приспособление одних звуков к другим, состоящее в при­способлении рекурсии предшествующего звука к экскурсии последующего.

Ассоциация [лат. Associo, associatum присоединять] — в психологии — форма связи психических явлений (образов, понятий, мыслей, представлений, чувств), характеризую­щаяся тем, что возникновение одного из них служит стиму­лом для возникновения другого (других); физиологической основой А. является временная нервная связь.

А. по смежности — А., возникающая по признаку смежности соответствующих объектов во времени или про­странстве (море — берег, дым — огонь и т. д. ).

А. по сходству — А., возникающая на основе внешнего сходства соответствующих объектов (самолет — орел).

Астазия [astasia; а- + греч. stasis стояние] — расстройст­во движений, проявляющееся утратой способности стоять без поддержки; наблюдается при поражениях ЦНС.

Астазия-абазия [astasia-abasia; астазия + абазия] — рас­стройство движений, проявляющееся невозможностью сто­ять и ходить без поддержки; наблюдается при поражениях лобной доли головного мозга, а также при истерии.

 

Астенический синдром —состояниенервно-психиче­ской слабости, при к-рой нарушается тонус нервных процес­сов, наблюдается большая истощаемость их, быстрая утом­ляемость при любой деят-ти, неспособность к длительному нервному напряжению, снижение всех форм психической активности.

Астения [аsthenia; греч. а stheneia — бессилие, слабость; син.: астенический синдром] — болезненное состояние, ха­рактеризующееся повышенной утомляемостью, истощени­ем, неспособностью к длительному умственному и физиче­скому напряжению, частой сменой настроения, раздражи­тельной слабостью, гиперэстезией, слезливостью, вегетативными нарушениями и расстройствами сна. Может быть обусловлена перенесенными заболеваниями (острые инфекции, ревматизм и др. ), физическими и психическими перегрузками, а также функциональной или органической неполноценностью головного мозга (церебрастения). Дети, страдающие церебрастенией, плохо переносят жару, яркий свет, шум, жалуются на головные боли; у них нарушаются аппетит и сон; работоспособность падает к концу уч. дня (не­дели, четверти). Длительная А. (церебрастения) может со­провождаться задержкой психического развития. В этих слу­чаях дети обучаются в спец. школах.

А. врожденная общая — см. А. тотальная.

А. гиперстеническая [а. hypersthenica; гипер- + греч. sthenos— сила] — А. в результате ослабления функции актив­ного торможения, протекающая с явлениями потери само­обладания, несдержанности, раздражительности; термин предложен А. Г. Ивановым-Смоленским.

А. гипостеническая [а. hyposthenica; гыпо- + греч. sthenos сила] — А. в результате ослабления процессов возбуж­дения, протекающая с явлениями истощаемости, раздражи­тельной слабости. Термин предложен А. Г. Ивановым-Смо­ленским.

 

 

А. интоксикационная [син.: неврастения интоксика­ционная] — А. при токсикоманиях и интоксикациях, харак­теризующаяся преимущественно вегетативными нарушени­ями.

А. инфекционная [а. infectiosa;  син.: Бонгеффера асте­ния] — А., возникающая в течение или после инфекционно­го заболевания.

А. органическая [а. organica; син.: неврастения органиче­ская, псевдоневрастения] — А., наблюдающаяся одновременно с начальными симптомами органического поражения головно­го мозга (расстройством памяти, слабостью суждений и др. ).

А. периодическая [а. periodica] — А., наступающая приступообразно и характеризующаяся расстройствами на­строения с отчетливым депрессивным компонентом.

А. психическая [a. psychica] — А., выражающаяся в по­вышенной истощаемости психических процессов и замедле­нии их восстановления; сочетается с психической гиперэ-стезией и эмоциональной лабильностью.

А. тотальная [а. totalis; син.: А. врожденная общая, бо­лезнь астеническая, Штиллера синдром] — конституцио­нальное состояние, характеризующееся совокупностью физических и психических признаков: высоким ростом, тонкими костями, узкой грудной клеткой, слабо развитой мускулатурой, энтероптозом, недостаточностью сердеч­но-сосудистой системы, слабостью связок, сухожилий, не­доразвитием сексуальной сферы, повышенной утомляе­мостью, головными болями, головокружениями, обмороч­ными состояниями и др.

А. физическая [а. рhysicalis] — А. с преобладанием бы­строй физической истощаемости.

Астено-невротические реакции у детей [астено- + фр. neurotigue вызываемый неврозом] — реакции, возника­ющие под влиянием длительного умственного или эмоцио­нального перенапряжения, а также под влиянием психических травм; выражаются в раздражительности, плохом сне и т. д.

Астенопия [астен- + грен, ops, opos глаз] — быстро на­ступающее утомление глаз во время зрительной работы, осо­бенно при малом расстоянии от глаза до объекта.

А. цветовая [лат. Asthenopia chromatica; син.: адиспаро-пия цветовая, Утомление цветовое] — физиологическое явле­ние восприятия двух разных цветовых тонов как одинаковых при их пристальном рассматривании в течение некоторого времени; обусловлена цветовой адаптацией.

Астереогноз [аstereognosis; а- + stereos твердый, объем­ный, пространственный + gnosis познание] — невозмож­ность определения формы предмета на ощупь при сохранно­сти тактильной, температурной и глубокой мышечной чув­ствительности.

Астигматизм глаза [аstigmatismus; а- + греч. Stigma, stigmatos точка] — аномалия рефракции, при к-рой преломляющая сила оптической системы глаза различна в различных меридиа­нах, вследствие чего лучи, исходящие из любой точки простран­ства, не дают на сетчатке точечного фокусного изображения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...