Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков — в 10 страница
Гинофобия [gynaecophobia; гино-+ фобия] — см. Гинекофобия. Гип- [ гипо-; греч. hypo ] — приставка, означающая: 1) «под», «ниже», «снизу»; 2) «понижение», «уменьшение», «недостаточность», «слабая выраженность». Гипер- [греч. hyper -] — приставка, означающая: 1) «над», «сверх», «сверху»; 2) «чрезмерное повышение, увеличение ч. -л. ». Гиперакузия [hyperacusia; гипер- + греч. akusis — слух] — восприятие всех звуков резкими, вызывающими тягостные ощущения, обусловленное параличом стременной мышцы при поражении лицевого нерва в лицевом (фаллопиевом) канале до отхождения стременного нерва. Гипералгезия [hyperalgesia; гипер- + греч. algesis — ощущение боли] — повышенная болевая чувствительность. ГиперафрОДИЗИЯ [hyperaphrodisia; гипер- + греч. aphrodisia — любовные наслаждения] — см. Эротомания. Гипербрахицефалия [hyperbrachycephalia; гипер- + брахицефалия] — аномалия развития — чрезмерное преобладание поперечного размера головы над ее продольным диаметром.
Гипервитаминоз [hypervitaminosis; гипер-+ витамины + -оз] — общее название патологических состояний, развивающихся вследствие интоксикации организма при избыточном поступлении в него витаминов. Г. А [hypervitaminosis A] — Г. при интоксикации ретинолом (витамином А); проявляется в острой форме головными болями, тошнотой, рвотой, брадикардией, кожной сыпью, вялостью и апатией, а в хронической форме — гиперкератозом кожи и слизистых оболочек, выпадением волос, слезотечением и сухостью роговицы. Г. D [hypervitaminosis D] — Г. при интоксикации кальциферолом (витамином О); проявляется у взрослых общим недомоганием, диареей, жаждой, полиурией, болью в костях, конъюнктивитом, а у детей — задержкой роста и веса, адинамией, снижением аппетита, иногда рвотой, сухостью и желтовато-землистым оттенком кожи.
Гипергедония [hyperhedonia; гипер- + грен. hedone — удовольствие, наслаждение; син.: гедонизм] — патологически повышенное стремление к наслаждениям и развлечениям. Гиперграфия [hypergraphia] —- стиль письма, для к-рого характерно чрезмерное многословие, педантическая настойчивость в упоминании многих несущественных деталей и склонность к навязчивым вставкам; все это свидетельствует об имеющемся у человека нарушении психики, к-рое часто встречается у больных эпилепсией. Люди, у к-рых наблюдается гиперграфия, редко сами признают наличие у них проблем в общении. Гипердактилия [hyperdactylism; син.: полидактилия] — многопалость: наличие дополнительных, лишних пальцев на руках или ногах. Эти дополнительные пальцы обычно маленькие и недоразвитые (рудиментарные); чаще всего их удаляют хирургическим путем вскоре после рождения ребенка.
Гипердинамический синдром [грен. hyper — чрезмерно + dynamis — сила] — синдром двигательной расторможенности — наиболее распространенное проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению. Заметно усиливается при утомлении и соматических заболеваниях. Наиболее выражен у детей, страдающих церебрастенией, у к-рых повышенная утомляемость препятствует произвольной регуляции поведения. Обычно проходит к 11 — 12 годам, но в подростковом возрасте возможны обострения. Дети с Г. с. требуют особого подхода — дозирования нагрузок, смены видов деят-ти. Гипердинамия [hyperdynamia] — чрезмерная мышечная активность. Гиперестезия [гипер- + греч. aisthesis —- ощущение] — патологическое повышение кожной чувствительности. Истинная гиперестезия бывает редко. Значительно чаще наблюдается своеобразное расстройство чувствительности, называемое гиперпатией.
Гиперкинез [hyperkinesis; гипер- + греч. kinesis — движение] — автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц. Г. атетоидный [h. athetoidea] — см. Атетоз. Г. истерический [h. hysterica; син.: Г. функциональный] — Г. при истерии, отличающийся вычурностью и манерностью движений при нормальном тонусе мышц, усиливающийся при эмоциональном возбуждении и исчезающий в покое. Г, корковый [h. corticalis] — Г. в виде клонических судорог, возникающий при раздражении к. -л. патологическим процессом двигательной зоны коры головного мозга.
Г. органический [h. organica] — Г. с изменением мышечного тонуса, наблюдающийся при органических поражениях головного мозга, преимущественно стриопаллидарнои системы. Г. подкорковый [h. subcorticalis] — см. Г. экстрапирамидный. Г. тонический [гипер- + греч. kinesis— движение; tonos — напряжение] — периодическое тоническое напряжение мышц. Г. функциональный [h. functionalis] — см. Г. истерический. Г. хореический [h. choreica; син.: синдром хореический] — Г. в виде быстрых, размашистых, беспорядочных движений на фоне мышечной гипотонии. Г. экстрапирамидный [h. extrapyramidalis; син.: Г подкорковый] — общее название Г., возникающих при поражениях экстрапирамидной системы (атетоз, торсионный спазм, гемибаллизм и др. ). Гиперкинезия [hyperkinesia; гипер- + греч. kinesis — движение; син.: гипермотильность] — усиление двигательной функции к. -л. внутреннего органа. Гиперкомпенсация [hypercompensatio; гипер- + компенсация; син.: сверхкомпенсация] — в психиатрии — излишняя, подчеркнутая защитная компенсация имеющейся или мнимой физической или психической неполноценности. Гипермелия [hypermelia; гипер- + греч. те los — часть тела, конечность] — аномалия развития — наличие избыточного числа конечностей. Гиперметропия [hypermetropia; греч. hypermetros — чрезвычайный + ops, opos — глаз] — см. Дальнозоркость. Гипермимия [hypermimia; гипер- + греч. mimia — подражание] — усиление мимических движений.
Гипермнезия [hypermnesia; гипер- + греч. mnesis — воспоминание, память] — резкое обострение памяти с наплывом множественных воспоминаний, иногда с образными представлениями. См. Памяти расстройство. Гиперосмия [hyperosmia]— болезненно обостренное обоняние.
Гиперпатия [hyperpathia; гипер- + греч. pathos — чувство, переживание, страдание] — извращение чувствительности, характеризующееся повышением порога восприятия, отсутствием точной локализации ощущений, имеющих неприятный характер; возникает при неполном перерыве смешанных и чувствительных нервов, при их восстановлении после перерезки, при поражении таламуса или задних столбов спинного мозга. Порог возбудимости на гиперпатических участках повышен, время реакции удлинено. Больной с трудом и очень неточно локализует раздражения, плохо оценивает их интенсивность. Особенно характерно, что при этом любое ощущение окрашивается в неприятный тон, часто с болевым оттенком, наблюдается несоответствие силы раздражения и субъективного ощущения. Напр., при легком уколе конечности больной вскрикивает и отдергивает ее. Повторные раздражения, суммируясь, могут вызвать невыносимо болезненное чувство. Гиперпатические боли могут быть симптомом раздражения эфферентных путей или же влияния др. чувствительных систем головного и спинного мозга. См. Гиперестезия. Гиперпрозексия [hyperprosexia; гипер- + греч. prosexis — внимание] — патологически усиленная концентрация внимания на отдельных предметах, явлениях, мыслях или ощущениях. Гиперрефлексия [hyperreflexia; гипер- + лат. reflexus — отражение; reflecto, reflexum — поворачивать, обращать назад] — повышение сегментарных рефлексов вследствие ослабления тормозящих влияний коры головного мозга на
сегментарный рефлекторный аппарат; возникает, напр., при поражении пирамидных путей. Гиперсаливация [hypersalivatio; гипер- + саливация; син.: птиализм, сиалорея] — увеличенное выделение слюны пониженной вязкости. Гипертелоризм глазной [лат. Hypertelorismus ocularis ] — антропометрический термин, означающий широко расставленные глаза при широкой и плоской переносице. Нередко встречается при алкоголизме и алкогольном синдроме плода. Гипертония [hypertonia; гипер- + греч. tonos — напряжение] — 1. Увеличенный тонус мышцы или мышечного слоя сгенки полого органа, проявляющийся их повышенным сопротивлением растяжению. 2. Повышение артериального давления.
Гипертрихоз [hypertrichosis; гипер- + греч. Thrix, trichos — волос + -оз; син.: политрихия] — избыточное развитие волосяного покрова, проявляющееся чрезмерным кол-вом, длиной и/или толщиной волос, не свойственными данному участку кожи, полу или возрасту человека. Г. беззубых [истор. ] — сочетание зародышевого Г. с адентией. Г. врожденный местный [h. congenita localisata] — нарушение развития: наличие резко ограниченных участков Г. на пигментированной (невус пигментный волосяной) или непигментированной (пучок фавна) коже. Г. диабетический [h. diabetica] — Г., развивающийся у больных диабетом обычно вокруг пупка или в области лопаток. Г. зародышевый [h. fetalis] — Г., обусловленный сохранением и гипертрофией на всем кожном покрове зародышевых длинных пушковых волос.
Г. климактерический [h. climacteria] — Г. у женщин в период климакса, развивающийся обычно на лице. Г. пубертатный [h. pubertatis] — Г. у девушек в пубертатном периоде, развивающийся обычно на лице и вокруг сосков молочных желез. Г. травматический [h. traumatica] — Г., развивающийся в местах длительного раздражения кожи или в зоне иннервации частично поврежденного нерва. Гипертропия [hypertropia; гипер- + греч. trope — поворот, направление] — см. Косоглазие. Гипестезия [hypaesthesia; гип- + греч. aisthesis — ощущение, чувство] — понижение поверхностной чувствительности. Гипн- [ гипно-; греч. hypnos — сон, hypnoo — усыплять] — составная часть сложных слов, означающая: 1) «сон», 2) «гипноз». Гипноз [hypnosis; гипн- + -оз; син., устар.: гипнотизм, сон месмерический] — состояние человека, вызванное искусственно с помощью внушения, отличающееся повышенной восприимчивостью к психологическому воздействию гипнотизирующего и пониженной чувствительностью ко всем другим влияниям; в медицине применяется с целью лечебного воздействия. Гипноз активный — метод психотерапии, при к-ром пациент сам приводит себя сначала в состояние релаксации и аффективного успокоения (способами аутогенной тренировки), а затем с помощью самовнушения, фиксации взора на определенном предмете и т. д. способствует наступлению гипноза. Гипнолепсия [hypnolepsia; гипно- + греч. lepsis —схватывание, приступ] — периодически наступающие кратковременные приступы сонливости; проявление нарколепсии.
Гипнофобия [hypnophobia; гипно- + фобия] — навязчивый страх — боязнь заснуть из-за опасения смерти во время сна. Гипо--- см. Гип-. Гиповитаминоз [hypnovitaminosis; гипо- + витамины + -оз] —- разновидность витаминной недостаточности, развивающаяся вследствие недостаточного поступления витамина в организм.
Гипогевзия [hypogeusia] — аномально низкая вкусовая чувствительность. Гипогения [hypogenia] — 1. Недоразвитие нижней челюсти. 2. Опухолевидные разрастания у края нижней челюсти плода. Гипогнатия [hypognathia] — 1. Недоразвитие верхней челюсти. 2. Разрастание области верхней челюсти у плода. Гиподактилия [hypodactylia; гипо- + греч daktylos . — палец] — нарушение развития: уменьшенное по сравнению с нормой кол-во пальцев на кисти или стопе. Гиподинамия [hypodynamia; гипо- + греч. dynamis — сила] — уменьшение мышечных усилий, затрачиваемых на удержание позы, перемещение тела в пространстве, физическую работу; возникает при иммобилизации, пребывании в замкнутых помещениях малого объема, малоподвижном образе жизни: в условиях пониженной гравитации или невесомости Г. связана с относительным уменьшением энергетических затрат на активное преодоление веса тела и перемещаемых предметов. Гипокинез [hypokinesis; гипо- + греч. kinesis — движение; син.: Гипокинезия] — нарушение движений, проявляющееся ограничением их объема и скорости; наблюдается при нек-рых поражениях экстрапирамидной системы, напр, при паркинсонизме.
Гипокинезия [hypokinesis; гипо- + греч. kinesis — движение] — 1. Огранчение количества и объема движений, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деят-ти, постельным режимом в период заболевания и сопровождающееся в ряде случаев гиподинамией. 2. См. Гипокинез. ГИПОКСИЯ [hypoxia; гип- + лат. ох ygenium — кислород; син.: аноксия — нрк., Голодание кислородное, кислородная недостаточность] — состояние, возникающее при недостаточном снабжении тканей организма кислородом или нарушении его утилизации в процессе биологического окисления. Г. плода [h. fetus] — см. Асфиксия плода, Асфиксия внутриутробная. Гипомания [hypomania] — слабовыраженная мания. Приподнятое настроение приводит к недостаточной рассудительности человека; неправильное поведение его сдерживается обычными социальными нормами; резко возрастает половое влечение; речь больного становится быстрой и воодушевленной; человек в это время выглядит энергичным, но не настойчив в своих действиях и склонен к раздражительности. Отклонения в поведении выражены не столь сильно, как при мании, и больной может казаться нормальным; те, кто не знаком с ним, могут даже считать его «человеком с характером» (см. Эйфория). Лечение основано на тех же принципах, что и лечение мании, однако оно может быть более трудным, т. к. в этом случае приходится постоянно предостерегать человека от ущемления собственных интересов, к-рое может произойти благодаря его нелепому поведению. Гипоманиакальный [hypomanic]. Гипомимия [hypomimia; гипо- + греч. mimia — подражание] — бедность мимики.
Гипомнезия [hypomnesia; - память, воспоминание] — ослабление памяти или отдельных ее компонентов (запоминания, воспроизведения, сохранения). См. Памяти расстройства. Гипоплазия [hypoplasia; реч. plasias - ование, образование; син.: гипогенезия] — общее название аномалий развития, заключающихся в недоразвитии ткани, органа, части тела или целого организма. Относится к врожденным порокам развития. Крайним ее выражением является аплазия — врожденное отсутствие органа или части тела (напр., матки или яичка). Г. всего организма носит название микросомии или нанизма. Чаще встречается недоразвитие отдельных органов. Факторы, вызывающие Г., делятся на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). К эндогенным относят нарушения в генетическом аппарате, в продукции половых гормонов, аномалии первичной закладки зародышевых клеток, сращение яйцевых оболочек с поверхностью плода, образование перетяжек вокруг органов, уменьшение околоплодной жидкости, неправильное положение плода. К экзогенным факторам относят все внешние моменты, неблагоприятно влияющие на процессы сперматогенеза иовогенеза, а также на зародыш и плод (травма, давление на беременную матку, воздействие высокой температуры, патологических продуктов обмена веществ, алкоголя, никотина, лучевой энергии, различные заболевания матери, самого плода). В настоящее время большое значение в образовании Г. придается инфекциям (ток-соплазмоз, краснуха, грипп, другие вирусные заболевания), передающимся трансплацентарно от матери к плоду. При Г. половых гонад (яичек и яичников) снижается уровень половых гормонов, нарушаются процессы овуляции и сперматогенеза, что сопровождается различного рода половыми расстройствами, носящими иногда тотальный характер. При этом снижается половое влечение (либидо), ослабляется потенция у мужчин, наблюдается фригидность у женщин. Г. половых гонад может быть одной из причин бесплодного брака. Лечение заключается в своевременной коррекции гормонального баланса. Гипосмия [hyposmia] – патологическое ослабление обоняния. Гипостезия — снижение чувствительности. Гипотимия [НуроьИуто гипо- + греч. Лутоз— настроение, чувство] — пониженное настроение, сопровождающееся уменьшенной двигательной и психической активностью. Г. является характерной чертой людей, страдающих астенией, а также наблюдается при хронической шизофрении и депрессии. Гипотропия [пуро! гор1а; гипо- + греч. (горе — поворот, направление] — см. Косоглазие. Гипотрофия \Иуро1горМа; гипо- + греч. 1горНё — питание; син., устар.: гипотренсия] — хроническое расстройство питания у детей раннего возраста, характеризующееся развитием истощения. Гипофалангия [Нурорпа1ап%1а; гипо- + греч. рНа1апх, рНа-1ап& о5 — фаланга пальца] — аномалия развития — уменьшенное по сравнению с нормой число фаланг на пальцах кистей и стоп. Гипофрения [истор.; пурорЬгепш; гипо- + греч. рНгёп — ум, разум] — общее название, применявшееся для различных форм слабоумия или олигофрении. Гипофункция [Иуро/ипсПо; гипо- + функция] — ослабление деят-ти органа, система органов или тканей организма. Гипсистафилия \пурт1арпуГш; греч. Нурм — вверх, вверху + МарНу1ё — виноградная гроздь, набухший нёбный язычок] — нарушение развития — высокое, узкое нёбо.
Гипсофобия [НурзорИоо греч. Нурзох — высота + фобия] — навязчивый страх — боязнь подъема и пребывания на высоте. Глаз [оси1ш] — парный орган зрения, состоящий из глазного яблока и вспомогательного аппарата (мышц глазного яблока, фасциатьного влагалища, конъюнктивы, век и слезного аппарата). Г. ведущий \рси\т йоттап$\ син.: глаз доминирующий, глаз превалирующий, глаз преобладающий] — глаз, функционально преобладающий в акте бинокулярного зрения. Г. фиксирующий — глаз (у человека, страдающего косоглазием), оптическая ось к-рого направлена на рассматриваемый объект, в то время как оптическая ось второго глаза отклонена в сторону. Глазомер — способность визуально оценивать пространственные характеристики объектов: удаленность, размеры, форму, движение. Глаукома [греч. §1аиосдта; §1аи1ю$ — голубовато-зеленый] — заболевание, основным симптомом к-рого является повышение внутриглазного давления, приводящее к потере зрения. В большинстве случаев никакого другого заболевания глаз у человека не отмечается. Такое состояние называется первичной Г. [рпта/у §1аисота], причем она может существовать в двух патологически различных формах: острая Г. [аси! е §1аисота\, когда внезапно у человека повышается внутриглазное давление, и этот процесс сопровождается болью и затуманиванием зрения; и более распространенная форма — простая хроническая Г. [сНгоп1с51тр1е§1аисота], при к-рой внутриглазное давление повышается постепенно, не вызывая боли и сопровождаясь незаметным ухудшением зрения. Аналогичная потеря зрения иногда может наблюдаться и у людей с нормальным внутриглазным давлением; такое состояние носит название Г., не сопровождающейся повышением внутриглазного давления [Ь^епзюп §1аисота].
Первичная Г. нередко развивается у людей с возрастом, являясь одной из основных причин слепоты. Вторичная Г. [$е-сопйагу §1аисота] развивается, когда в результате к. -л. других глазных заболеваний у человека нарушается нормальная циркуляция водянистой влаги в глазах, что приводит к повышению внутриглазного давления. Г. абсолютная [§. аЬ5о1шит\ син.: Г. терминальная] — заключительная стадия Г., при к-рой зрительные функции полностью утрачены. Г. врожденная [§. соп§епНит] — Г., обусловленная врожденным недоразвитием путей оттока водянистой влаги; проявляется с раннего детского возраста. Г. вторичная [§. зесипАагшт] —Г., при к-рой повышение внутриглазного давления является прямым следствием другого заболевания. Глосс- [глоссо-; греч. #/< ша — язык] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к языку». Глоссит [#/055/7/5; глосс- + ит\ — воспаление языка. Глоссолалия [§1оз5о1аНа; глоссо- + греч. Шш — речь] — 1. Нарушение артикуляции, обусловленное к. -л. патологическими изменениями языка. 2. Нарушение речи у психически больного в виде множества неологизмов и неправильного построения, что делает ее непонятной. Глоссоплегия [§1о53ор1е§1а; глоссо- + греч. р1ё§ё — удар, поражение] — паралич мышц языка, возникающий при двустороннем поражении подъязычных нервов, их ядер или корково-ядерных путей. Глоссоптоз [$1о8зор1ош; глоссо- + греч. р1от — падение, ощущение] — нарушение развития — недоразвитие и западе-ние языка. Глоссофития — волосистый язык.
Глоттограф [анат. §1оМ8 — голосовой аппарат + греч. §гар/1о — писать, изображать] — прибор для исследования вибрации голосовых складок, представляющий собой осциллограф, снабженный двумя электродами, накладываемыми на шею обследуемого. Глубоко умственно отсталые дети [психолого-педагогическая характеристика] — категория Г. у. о. д. представляет собой разнородную группу детей, имеющих, однако, общие черты, к-рыми являются тяжелый психофизический недостаток и выраженные органические нарушения. Для всех детей со степенью имбецильности помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта характерны грубые нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. Мышление Г. характеризуется беспорядочностью, бессистемностью имеющихся представлений и понятий, отсутствием или слабостью смысловых связей, трудностью их установления, инертностью, конкретностью мышления и чрезвычайной затрудненностью обобщений. Дети со степенью имбецильности способны лишь к самым элементарным обобщениям (могут установить различие между отдельными предметами). При обучении они способны обобщить предметы в определенные группы (одежда, животные и др. ). Однако различия между отдельными предметами и явлениями устанавливаются ими только в пределах конкретной ситуации. Понятийные обобщения у детей со степенью имбецильности образуются с большим трудом, часто заменяются ситуативными обобщениями или отказом от всякого обобщения. Особенно ярко недостатки мышления этих детей проявляются при обучении их грамоте и счету. Они могут научиться чтению, однако осмыслить текст многие из них не в состоянии. Они не могут обобщить прочитанное, у них наблюдается ярковыраженная фрагментарность восприятия, из-за чего фразы оказываются логически не связанными между собой. При этом допущенных ошибок дети со степенью имбецильности не замечают и соответственно не могут их исправить. Это говорит о неосознанном механическом процессе усвоения материала. Г. у. о. д. овладевают порядковым счетом и производят с помощью наглядных средств арифметические действия, но отвлеченный счет даже в пределе первого десятка им, как правило, недоступен. Особенно большие трудности испытывают дети со степенью имбецильности при решении задач. Они с трудом удерживают в памяти их условия, не могут установить нужных смысловых связей и «соскальзывают» на выполнение отдельных арифметических действий. В результате обучения у детей накапливаются представления и элементарные понятия, но они составляют у них малосвязанные разрозненные знания. Их суждения очень бедны, несамостоятельны: они повторяют заимствованное от окружающих их людей без переработки на основе собственного опыта. Многое в их суждениях является простым подражанием. Речь этих детей отличается, как правило, глубоким недоразвитием. Прежде всего, оно проявляется в значительном запаздывании всех этапов ее развития. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует уровню общего психического недоразвития. Но, иногда встречаются дети, речь к-рых производит впечатление достаточно правильной. Между тем при осмыслении их высказываний можно установить бессвязное повторение ранее усвоенных слов и выражений. В этих случаях говорят об эхолаличной речи. В др. случаях у Г. у. о. д. речь не возникает и почти не развивается в течение нескольких лет. (Это так называемые «безречевые» дети, к-рые среди детей со степенью имбецильности младшего возраста составляют 20—25 %. ) Данные нарушения свидетельствуют о более глубоких локальных поражениях речевых зон коры головного мозга. Типичное же для этих детей недоразвитие речи характеризуется соответствием их интеллектуальному недоразвитию.
Имеются данные, раскрывающие отдельные стороны речи Г. у. о. д. школьного возраста. При исследовании их словаря отмечается, что после пяти лет обучения дети со степенью имбецильности знают названия различных предметов домашнего обихода, животных, овощей и т. д., правильно составляют категориальные группы и дают им соответствующие названия. Однако в ряде случаев вместо этого они перечисляют отдельные объекты или пользуются ситуационными обозначениями (напр., составив группу овощей, определяют ее словом «огород», группу животных называют «зоопарк» и т. п. ). В отдельных случаях дети вообще отказываются от обозначения образованных групп предметов. В результате обучения эти дети правильно называют бытовые действия и адекватно используют наиболее распространенные в речи предлоги («на», «в», «у», «около», «под»). При дифференцировке предлогов обращают на себя внимание неправомерно частые замены различных предлогов предлогом «на». При характеристике устной речи детей со степенью имбецильности необходимо отметить, что само по себе накопление новых слов не ведет к улучшению их активной лексики, т. к. эти слова не используются в речи даже тогда, когда эти дети знают нужное слово. Пассивность, крайне низкая потребность к высказываниям, слабый интерес к окружающему — все это тормозит процесс активизации словарного запаса детей с нарушениями в степени имбецильности. Однако при специально организованной практической деят-ти они способны овладеть в определенной степени коммуникативной функцией речи. У них вырабатываются умения попросить у товарища или учителя необходимый для работы инструмент, спросить о том, где можно взять нужный им материал, или задать еще ряд элементарных вопросов. Потребность в общении возрастает по мере обучения. Память Г. у. о. д. отличается малым объемом и значительным кол-вом искажений при воспроизведении материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|