Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков — в 12 страница
Г. известен с древнейших времен, сюжеты на эту тему встречаются на наскальных изображениях каменного века. По мнению сексолога А. М. Свядоща, он имел место еще у
неандертальцев. С древнейших времен и до настоящего времени гомосексуальные контакты известны практически во всех странах. При этом в ряде из них в отдельные исторические эпохи такие связи поощрялись. В Средние века Г. воспринимался как грех, порок, заподозренных в нем людей жестоко карали. В XIX в. его стали считать неизлечимой болезнью. В настоящее время большинство ученых склоняются к мнению, что Г. — это специфический стиль жизни. Эротические предпочтения для большинства людей не являются делом сознательного выбора, поэтому преследовать за них бессмысленно и жестоко. Г. наблюдается как среди мужчин, так и среди женщин. Частота его, по данным разных авторов, различна, но в целом принято считать, что частота Г. варьирует от 1 до 4 % у мужчин и от 1 до 3 % у женщин. В подростковом возрасте эпизодические контакты такого рода (чаще в игровой форме) имеют около 25—30 % мальчиков. По ролевому поведению выделяют активных и пассивных гомосексуалистов, исходя из того, что во время половых сношений один (или одна) из партнеров играет активную (мужскую) роль, а второй (или вторая) — пассивную (женскую), но четкое распределение этих ролей при половых актах не всегда можно определить, особенно у женщин. Мужчины-гомосексуалисты, желая доставить большее удовольствие друг другу, часто меняются ролями. В зависимости от формы и способа реализации полового влечения выделяют взаимный онанизм, трение (трибадия, принстанское трение), орально-генитальные ласки (минетт, куннилингус), ласки языком анального отверствия (анилингус), половое сношение в прямую кишку (мужеложество). Формы поведения гомосексуалистов самые разные, как и у людей с гетеросексуальной направленностью. Они проявляются по-разному — от долгосрочных моногамных пар (гомосексуальный брак) до гомосексуального группового секса, от анонимных или разовых встреч до романтических длительных связей и ухаживаний.
В странах, где Г. официально не преследуется и где сохраняется терпимое отношение к нему со стороны общества, часто наблюдаются устойчивые связи между гомосексуалистами. В нек-рых странах (напр., Нидерланды) официально разрешен брак между гомосексуалистами, к-рый регламентируется теми же гражданскими актами, что и гетеросексуальный. В странах, где Г. преследуется и испытывает на себе общественное неприятие, стремление скрыть свою гомосексуальную принадлежность приводит чаще к кратковременным анонимным встречам, число к-рых может исчисляться сотнями. Возможность таких встреч и контактов обеспечивает посещение различных баров, бань, саун, бассейнов, где гомосексуалисты встречаются и знакомятся. Кроме того, такую возможность для знакомства дают различные комиссии, союзы, общества, группы по интересам, феминистские и др. движения. Внешне гомосексуалисты, особенно мужчины, не отличаются от других людей. Они могут заниматься атлетизмом, исповедовать «культ тела», носить обтягивающую одежду, подчеркивающую мышцы. Пассивные гомосексуалисты также часто перестают быть женственными и жеманными. Но активные лесбианки обычно отличаются мужеподобным телосложением, грубым голосом, любят носить мужскую одежду, выполнять мужскую работу, часто утрируя свое «мужское» поведение. Поскольку Г. в ряде стран долгое время был запрещен, то развился очень богатый язык костюма, к-рый позволяет одному гомосексуалисту не только узнавать другого, но даже определять, какую форму секса он или она предпочитает.
Есть несколько теорий возникновения Г.: эндемическая теория Бартона, психоаналитическая — Фрейда, генетическая, неврогенная, нейроэндокринная — Дёрнера, эндокринная, условно-рефлекторная и др. На Западе широко распространена теория Э. Хукер, согласно к-рой люди рождаются сексуально индифферентными и имеют скорее общую сексуальную предрасположенность, чем гомо-, гетеро- или бисексуальные предпочтения. В дальнейшем же сексуаль-
ный опыт определеяет выбор сексуального объекта. Однако ни одна из теорий не объясняет полностью механизм возникновения гомосексуального влечения. В психическом отношении гомосексуалисты, как правило, совершенно нормальные люди без к. -л. патологических проявлений. Для них характерно только одно отличие от остальных членов общества — направленность полового влечения. Все остальные связи в гомосексуальной паре (межличностные, эмоциональные, сексуальные) аналогичны таковым в гетеросексуальной. Поэтому в последних международных классификациях Г. исключен из списка болезней. Исследования психологического статуса гомосексуалистов, проведенные различными учеными, также подтверждают это положение. Но, тем не менее, необходимо отметить, что страх разоблачения и общественного осуждения, призрак одиночества в старости налагают на их характер, поведение, эмоции, определенный отпечаток. У них довольно часто возникают неврозы, депрессии, нарушения поведения. Многие авторы отмечают, что гомосексуалисты более впечатлительны, возбудимы, подвержены частым сменам настроения, больше поддаются внушению, более неуравновешенны и ранимы. У них легче развиваются неврастенические, ипохондрические и истерические реакции по сравнению с остальными людьми. Отношение общества к Г. в различные эпохи было разным. У одних народов гомосексуальные контакты были обязательным элементом подростковых инициации, существовало убеждение, что таким путем мальчику передается сила и прочие качества взрослого мужчины. Во многих обществах они считаются нормальными для подростков, но недопустимы для взрослых. В большинстве обществ Г. осуждается. Американские социологи, изучая 195 мировых культур, определили, что только в 14 % от их числа мужчины и в 11 % — женщины отвергают гомосексуальность. Описано ритуальное использование гомосексуальности во многих индейских племенах Северной Америки. В нек-рых племенах шаманы часто были гомосексуальны. Репрессивное от-
ношение к Г. стало развиваться с переходом к христианству. Частично необходимость такого отношения оправдывалось в целях повышения рождаемости. В средневековых государствах издавались законы, карающие Г., гомосексуалистов преследовали церковь и инквизиция. Юридическое отношение к легализации Г. в современном обществе в целом повторяет аналогичные общественные установки, в основе юридических актов заложены принципы запретов вместо принципов терпимости и гуманизма. Общественному осуждению Г. в значительной мере способствовали различные «мифы», прочно укоренившиеся в сознании людей: Г. вызывает отвращение, Г. — это разврат и грех, гомосексуалисты совращают детей и молодежь, Г. ведет к снижению рождаемости. В последние годы к этому добавились факты о том, что гомосексуалисты являются одним из источников СПИДа. Научные и социально-психологические исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что терпимое или нетерпимое отношение к гомосексуалистам не влияет на их кол-во в обществе. Нетерпимое отношение к ним лишь затрудняет существование этих людей в обществе, увеличивает число психических и межличностных конфликтов, невротических и депрессивных состояний. Поэтому с конца XIX в. отдельные психологи и сексологи стали выступать за равноправие гомосексуалистов. После Второй мировой войны на формирование общественного мнения и юридического законодательства значительное влияние оказали работы американских исследователей, в частности, впервые было научно доказано, что Г. — это не болезнь, не извращение, а иная сексуальная ориентация. В большинстве государств уголовные наказания за гомосексуальные контакты между взрослыми людьми по добровольному соглашению отменены. Г. исключен из списка психических заболеваний, поскольку ни по одному психологическому тесту гомосексуальные индивиды не отличаются от гетеросексуальных. В ряде стран Америки и Европы начались процессы легализации Г. Эти процессы либерализации и терпимости по отношению к Г. свидетель-
ствуют о наметившихся изменениях в сознании общества. Как правило, отношение к Г. тесно связано с общей терпимостью той или иной культуры: чем нетерпимее общество, тем сильнее неприятие Г., впрочем, и других девиантных стилей жизни. На уровне индивидуального сознания ненависть к Г. (гомофобия) часто является средством психологической самозащиты против собственных неосознаваемых гомоэротических чувств. Психологические свойства гомосексуалистов зависят не столько от их сексуальной ориентации, сколько от отношения окружающих. Г. представляет собой серьезную психологическую проблему. Осознание своей психосексуальной необычности, как правило, переживается очень болезненно, ограничивает возможности психологического самораскрытия подростка, нередко служит причиной самоубийств. Никаких действенных способов предотвращения Г. у детей и подростков не существует, а некомпетентное вмешательство взрослых только увеличивает трудности. Психотерапевтическая коррекция сексуальных ориентации возможна лишь в нек-рых случаях и очень сложна. Профилактика Г. представляет собой в первую очередь правильное гигиеническое и половое воспитание, формирование у ребенка соответствующего полоролевого поведения, медицинскую коррекцию различных болезненных состояний, к-рые впоследствии могут приводить к гомосексуальному поведению. Гомосексуальность [ИотозехиаН{у\ — эротическое влечение (тайное или явное) к представителям собственного пола; встречается у представителей обоих полов (см. также Лесбианство). Причины Г. до сих пор остаются неясными, хотя существуют предположения об их генетическом происхождении. Г. больше не считается связанной с к. -л. психическими нарушениями, однако иногда такое рассмотрение может оказать людям, желающим изменить свою сексуальную ориентацию, значительную помощь. В настоящее время не существует никаких лекарственных веществ, к-рые могли бы помочь человеку изменить свою сексуальную ориентацию,
хотя имеются средства, подавляющие сексуальное влечение. Люди, к-рые ищут помощи для изменения своей сексуальной ориентации, скорее всего смогут получить пользу от консультации со специалистом, к-рый устранит любые возникающие у них тревоги и волнения, а также чувство вины, к-рое может пересилить стремление изменить свое сексуальное поведение.
Гонококк [^опососсиз; греч. §опо$ — семя + КоМсоа — зерно; мн. §опососа] — бактерии вида Метепа& опоггИоеае, вызывающие у человека гонорею. Гонококковый [§опососса1]. Гонорея [§опоггНоеа; греч. $опо8 — семя + гНеб — теку] —-венерическое заболевание, передающееся половым путем; вызывается бактериями вида Ме[5$епа & опоггИоеае, к-рые поражают слизистые оболочки половых органов мужчин и женщин. Симптомы заболевания появляются примерно через неделю после заражения. Человека беспокоит боль во время мочеиспускания и гнойные выделения (хронический гонорейный уретрит [%1ее(] из мочеиспускательного канала (у мужчин) или влагалища (у женщин); однако у нек-рых женщин болезнь может протекать бессимптомно. Если гонорея развивается у женщины во время беременности, то во время прохождения ребенка через родовые пути инфекция может попасть ему в глаза (см. Бленнорея новорожденных). В запущенных, нелеченных случаях Г. может распространиться на всю репродуктивную систему человека и в будущем явиться причиной его бесплодия; тяжелое воспаление мочеиспускательного канала у мужчин может затруднить процесс мочеиспускания (такое состояние называется стриктура). На более поздних стадиях заболевание может осложниться артритом, воспалением эндокарда, распространяющимся и на клапаны сердца (эндокардитом), а также привести к инфекционному поражению глаз, вызывая конъюнктивит.
Горб [§1ЬЬиз, 81ЪЪой{у} — остроугольное искривление позвоночника, происходящее в результате выпячивания кзади части позвонков. Чаще всего причиной образования горба является туберкулез. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков — в Российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (ООН): Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах умственно отсталых лиц, Конвенцией о правах ребенка. Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами: Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», «Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» и т. д. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. была разработана целевая программа «Дети-инвалиды». Она направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, на создание условий независимой жизни этой части населения. Программа включает вопросы: · профилактики детской инвалидности и организации ста · психолого-медико-педагогической и социальной реаби · обеспечения детей-инвалидов техническими средствами; · создания информационной системы по проблемам дет · оказания организационно-методической социаль
Существуют международные правовые акты о социальной защите детей-инвалидов. В них сказано, что понятие «инвалид» означает любое лицо, к-рое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка его (или ее) физических и умственных (врожденных или нет) способностей. Декларация о правах умственно отсталых лиц принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971 г. В ней провозглашается, что умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди, а именно: право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение; право на образование, восстановление трудоспособности и покровительство; право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень, а также имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения. В Декларации о правах инвалидов (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1975 г. без голосования) говорится, что инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в Декларации, а именно: они имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были их происхождение, характер и серьезность их увечья или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста. Инвалиды имеют право на медицинское, психологическое лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место. Кроме этого инвалиды имеют право жить в кругу своих семей или в условиях, благоприятных для них, и участвовать во всех видах общественной деят-ти, связанных с творчеством, и досуга, а также инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью.
Кроме международных правовых актов о социальной защите детей-инвалидов существуют еще и законы Российской Федерации по социальной защите семей, воспитывающих детей-инвалидов. Законы РФ предусматривают, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В основах законодательства РФ о физической культуре и спорте говорится, что детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-сиротам, инвалидам физкультурно-спортивные услуги предоставляются бесплатно. В основах законодательства РФ об охране здоровья граждан записано, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения, на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корректирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными спец. средствами. В правах несовершеннолетних сказано, что несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также средств родителей или лиц, их заменяющих. В правах инвалидов говорится о том, что инвалиды, в том числе дети-инвалиды, с детства, имеют право на медико-со-I шальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами и т. д. на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения. А также говорится, что госу-
дарство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе спец. педагогических подходов. Российская Федерация, исходя из приоритета общественных человеческих ценностей, признавая равенство прав всех людей на образование и равную защиту этого права со стороны государства, желая создать законодательскую базу для удовлетворения спец. образовательных потребностей лиц, возможности к-рых получить образование ограничены их недостатком, состоянием здоровья или конкретными социальными условиями, подготовила Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья — специальном образовании». В законе сказано, что специальное образование (вариант 1) — это система условий, к-рые создает государство для лиц, имеющих спец. образовательные потребности, с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, к-рые исключают или ограничивают участие этих лиц в жизни общества; специальное образование (вариант 2) —- это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения к-рого человек нуждается в спец. индивидуализированных методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и/или психического недостатка. Действие Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (спец. образовании)» распространяется на: · детей и взрослых, возможности к-рых получить образова · родителей детей, а также взрослых — законных либо над
· педагогический, медицинский и иной персонал, участву · государственные, муниципальные и негосударственные Спец. образование обеспечивает лицам с физическими и/или психическими недостатками возможность развить свои физические и психические способности в целях приспособления к социальной среде, подготовки к трудовой де-ят-ти, самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни. Спец. образование является частью системы комплексной медико-педагогической, профессиональной и социальной реабилитации лиц, имеющих физические и/или психические недостатки, и включается в индивидуальную программу реабилитации таких лиц в соответствии с законодательством о социальной защите, представляющим государственные гарантии прав лиц, имеющих спец. потребности. Законы Российской Федерации и субъект РФ гарантируют таким лицам обязательное обучение независимо от степени физической и/или психической недостаточности с момента ее обнаружения; при этом продолжительность начального и основного общего образования устанавливается специальными образовательными стандартами и не может быть менее 9 лет. Кроме того, гарантируется бесплатность обучения независимо от его форм в пределах государственного образовательного стандарта; свободный доступ к образованию любого уровня, получаемому в условиях интегрированного обучения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показателями (противопоказаниями); обучение с возможно минимальной изоляцией от общества. А также обучение по индивидуальным программам в соответствии со специальными образовательными стандартами, соотносимыми с программами обучения в учреждениях общего типа, учитывающими характер и степень имеющегося физического и/или психического недостатка; обеспечение по специальным медицинским показаниям транспортными средствами для доставки в ближайшее образовательное учреждение. Лицам с физическими и/или психическими недостатками по окончании обучения гарантируется трудоустройство в соответствии с полученным образованием и/или профессиональной подготовкой в порядке, определенном законодательством о труде и законодательством о занятости. Родители детей, имеющих спец. образовательные потребности, помимо прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, пользуются спец. правами: · присутствовать при освидетельствовании ребенка в пси · участвовать в разработке и реализации индивидуальных • быть принятым в учреждение высшего профессиональ
и обучающихся в семье, возмещаются затраты на обучение в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного или муниципального учреждения. Возмещение выплачивается при условии успешной государственной аттестации ребенка. В-третьих, на полном государственном обеспечении в муниципальных образовательных и в спец. классах (группах) государственных и муниципальных образовательных учреждений находятся дети: · неслышащие и слабослышащие; · незрячие и слабовидящие; · с тяжелыми нарушениями речи; · с нарушениями опорно-двигательного аппарата; · умственно отсталые; · с выраженными (глубокими) нарушениями эмоциональ · с выраженными трудностями в обучении (с задержкой · со сложными недостатками. В рассматриваемом законе сказано, что помимо форм получения образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», лица, имеющие специальные образовательные потребности, могут получать образование в форме обучения надому, интегрированного обучения и обучения в условиях стационарного лечебного учреждения. Для оказания индивидуальной помощи детям со специальными образовательными потребностями создаются коррекционные кабинеты, финансируемые из бюджета субъекта РФ. Каждый такой кабинет обслуживает одно или несколько образовательных учреждений, общее число классов (групп) в к-рых должно быть не более 40, а кол-во обучающихся со спец. потребностями — не менее 12. Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения в устной и письменной речи, организуются логопедические пункты, финансируемые из бюджета субъектов РФ. Такой пункт обслуживает одно или несколько обра- зовательных учреждений, суммарное число начальных классов в к-рых должно быть не более 25. Также создаются разнопрофильные центры реабилитации (не менее одного в каждом субъекте РФ) для обучения и воспитания детей и взрослых в возрасте до 21 года с тяжелыми и сложными недостатками развития. Задачами таких центров являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и проведение образовательных занятий по индивидуальным программам обучения. Занятия в центрах организуются в группах с кол-вом детей от 3 до 10; общее число обучающихся в центре не должно превышать 100 человек. В Российской Федерации создаются и действуют специальные образовательные учреждения. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее — коррекционное учреждение) / вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, для коррекции и компенсации отклонений в психофизическом развитии, получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. С ними проводятся фронтальные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и совершенствованию навыков произношения в ходе всего образовательного процесса. Для глухих детей со сложной структурой нарушения в составе образовательного учреждения I вида организуются классы, работа в к-рых строится по специальным учебным планам. Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слухо- вой и слухозрительной основе. Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и поздно-оглохших детей создаются два отделения: 1) для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2) для воспитанников с глубоким недоразвитием речи. Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. В кор-рекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0, 04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0, 08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте; общий срок обучения — 12 лет. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0, 05 до 0, 4 на лучше видящем глазу. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0, 4), для продолжения лечения зрения. При необходимости может быть организовано совместное обучение незрячих и слабовидящих детей. Коррекционное учреждение У вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. В 1-е отделение принимаются дети,
имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием. Во 2-е отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В случае устранения речевого дефекта воспитанники с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа. Коррекционное учреждение VIвида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с целью восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деят-ти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|