Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков — в 11 страница
Логическая и механическая память находятся на одинаково низком уровне. Дети с нарушениями в степени имбецильности могут запомнить и воспроизвести небольшой текст или ряд слов. Характерно, что они легче запоминают и воспроизводят связный текст, чем набор несвязанных между собой слов. Запоминанию связного текста способствует установление простейших смысловых связей. Однако в ходе обучения соотношение между кратковременной и долговременной памятью этих детей изменяется. Долговременная память развивается как в количественном, так и особенно в качественном отношении лучше, чем кратковременная. Сравнительное исследование памяти старших и младших школьников показало ее улучшение у старших, что еще раз подтвердило целесообразность педагогической работы с детьми этой категории начиная с ранних лет. Внимание Г. у. о. д. всегда в той или иной степени нарушено. Его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Наблюдения за Г. у. о. д. в процессе учебно-воспитательной работы свидетельствуют о значительных потенциальных возможностях их развития. При создании благоприятных условий и соблюдении специфики работы большинство детей со степенью имбецильности активно включаются в уч. процесс, выполняют инструкции учителя, легче переключаются с одного вида деят-ти на др. Моторика детей с нарушениями в степени имбецильности грубо нарушена. Это выражается в несформированности координации, точности и темпа произвольных движений. У большинства Г. у. о. д. движения беспорядочны: они затрудняются производить последовательные, согласованные действия.
Особенно затруднены у этих детей тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются
шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами: либо роняют их, либо слишком сильно сжимают, дергают. К старшему школьному возрасту в результате проведения занятий по физической культуре, ритмике, ЛФК, предметно-практической деят-ти, моторика, координация и точность движений детей значительно улучшаются. Это имеет большое значение для их последующей трудовой подготовки. В трудовой деятельности Г. у. о. д. ярко проявляются и низкий уровень их познавательных возможностей, и сложности переноса способа действия, и нарушения моторики. Эти дети с большим трудом осмысливают задание, овладев теми или иными навыками, часто не могут изменить свою деят-ть соответственно новой инструкции. Они предпочитают однообразное повторение одних и тех же заученных ими операций. Создается т. н. костный («жесткий») стереотип, к-рый с трудом преодолевается в незнакомой обстановке. К старшему школьному возрасту у воспитанников развиваются личностные качества. Они могут в нек-рой степени критично оценить свою учебную и трудовую деят-ть. Так, многие Г. у. о. д. 14—16-летнего возраста могут давать низкую оценку своим возможностям в счете, потому что усвоение этого вида уч. деят-ти вызывает у них наибольшие трудности. Что касается оценки своих знаний по письму и чтению, то дети со степенью имбецильности их обычно завышают. Однако особенно завышенная самооценка успеваемости по общеобразовательным предметам не типична для Г. у. о. д. Что касается оценки своей трудовой деят-ти, то у них она обычно совпадала с оценкой учителя. Вместе с тем имелась небольшая группа Г. у. о. д., к-рая завышала свои возможности в труде. Здесь, вероятно, проявлялось желание трудиться лучше, сравняться с большинством товарищей (своеобразное самоутверждение через труд).
Сообщая о своей успеваемости, они нередко рассказывали о своем отношении к уч. предметам, чаще к труду («работать люблю», «коробочки нравится делать» и т. п. ). Они небезразлично относились к качеству выполненной работы. Плохо справившись с заданием по труду, они огорчались. Когда же изделие получалось хорошим, они старались показать его товарищу или педагогу, чтобы вызвать одобрение, похвалу. Это свидетельствует, что к 14—16 годам у детей со степенью имбецильности вырабатывается определенное эмоциональное отношение к трудовой деят-ти. Такого ярко-выраженного отношения к другим предметам у них не наблюдалось. Вышеописанные особенности развития различных сторон психики являются общими для всех Г. у. о. д. Но поскольку глубокая умственная отсталость — следствие поражений ЦНС, вызванных различными этнологическими факторами, она имеет и свои особенности, к-рые необходимо учитывать при работе с этими детьми. Успеха в работе можно добиться только при осуществлении дифференцированного подхода к их обучению и воспитанию. Среди контингента Г. у. о. д. чаще всего встречаются дети с болезнью Дауна (от 1/з до 2/3 всего состава). Их легко отличить от других детей по очень характерному внешнему виду (хотя в последнее время отмечено появление так называемых стертых или невыраженных форм). У этих детей своеобразные черты лица, диспластичная фигура. Вследствие общей мышечной гипотонии у них наблюдается плохая моторика. На возможности развития психики Г. у. о. д. с болезнью Дауна нет единого взгляда. Одни ученые считают, что психические процессы этих детей формируются крайне медленно и у большинства из них в возрасте 12—14 лет наблюдается остановка в развитии. Другие подчеркивают, что под влиянием спец. обучения у детей с болезнью Дауна продолжается, хотя и медленное, но определенное совершенствование разговорной речи, бытовой ориентации и в особенности трудовых навыков.
У Г. у. о. д. с болезнью Дауна по сравнению с детьми, глубокая умственная отсталость к-рых вызвана иными причинами, намного резче выражено расхождение между пассивным и активным словарем.
При пересказе несложных текстов Г. у. о. д. с болезнью Дауна употребляют имена существительные и глаголы в два раза, предлоги в полтора раза реже, чем другие дети с нарушениями в степени имбецильности. Лишь именами прилагательными они пользуются в одинаково малом кол-ве. Грубое недоразвитие речи детей с болезнью Дауна часто маскирует истинное состояние их мышления. При выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счет и пр. ) расхождений у разных клинических групп Г. у. о. д. не наблюдается. Эмоции у Г. у. о. д. с болезнью Дауна более сохранны, чем интеллект. Большинству из них доступен гнев, страх, радость, грусть. Но, как правило, эмоциональные реакции детей оказываются неглубокими, а потому их можно без особого труда «переключать» с одного состояния на др. У нек-рых из них наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность, недоброжелательность. Однако большинству этих детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны. Относительная сохранность эмоциональной сферы этой категории Г. у. о. д. позволяет довольно успешно проводить с ними коррекционно-воспитательную работу (см. также Синдром Дауна). Особую группу Г. у. о. д. составляют дети, страдающие фе-нилкетонурией. При этом заболевании врожденное отсутствие определенного фермента (фенилаланина) приводит к избытку в организме токсичных продуктов, нарушающих его жизнедеятельность. Если с момента рождения больного ребенка и до 3 лет его жизни исключить поступление в организм содержащих фе-нилаланин продуктов, то тяжелого отравления не будет. После 3-летнего возраста фенилаланин уже не сможет оказывать столь вредного влияния на организм ребенка. При фенилкетонурии больше всего страдает интеллект. Степень нарушения может быть от имбецильности (31, 2 %) до идиотии (65, 4 %). Кроме интеллектуального нарушения у детей, больных фенилкетонурией, наблюдаются разнообразные нарушения. Наиболее значительно страдает речь. Более чем у 2/3 детей экспрессивная речь даже в школьном возрасте отсутствует, у нек-рых же развитие речи ограничивается способностью произносить отдельные слова. Произношение нарушено, отмечаются дизартрические расстройства, заикание. Понимание всегда значительно лучше, чем самостоятельная речь. У этих детей нередки расстройства поведения: состояние психомоторного возбуждения с двигательной расторможен-ностью, импульсивные поступки, расстройства настроения. Эти дети отличаются выраженной истощаемостью ЦНС, не выносят длительного напряжения. У них наблюдаются своеобразные расстройства внимания и памяти. Внимание удается привлечь с трудом. На занятиях они с большим трудом включаются в работу. В отдельных случаях поражает упрямство, с к-рым дети отказываются от занятий, обнаруживая стойкий негативизм.
У детей, страдающих фенилкетонурией, легче формируются понятия и представления, связанные со зрительным анализатором: узнавание картинок, различение размеров, цветов, и при этом вырабатываются довольно тонкие диф-ференцировки. Те же понятия и навыки, к-рые формируются на основе анализа и синтеза пространственных представлений — понятия количества, счета, конструктивная де-ят-ть — даются им с большим трудом. Наибольшие трудности возникают при обучении математике, освоении написания букв, расположения их на линейке, а также при рисовании и конструировании. Уровень развития личностных и эмоциональных реакций несколько выше у детей, больных фенилкетонурией, чем у
детей со степенью имбецильности с др. этиологией заболевания: у них можно отметить элементы критичности (напр., ребенок понимает и говорит, что его рисунок получился плохо и не хочет его показывать); часто отмечается застенчивость, повышенная чувствительность (см. также Фенилкето-нурия). Среди детей со степенью имбецильности имеются группы детей, у к-рых глубокая умственная отсталость отягощена другими заболеваниями Дети, тяжелое умственное недоразвитие к-рых сочетается с детским церебральным параличом (ДЦП). Дети с нарушениями в степени имбецильности с ДЦП составляют значительное кол-во среди Г. у. о. д.: от 15 % до 20 %. У них, как правило, имеется сложное сочетание нарушений: умственная отсталость, глубокое недоразвитие речи и значительные нарушения общей моторики. Г. у. о. д. этой ктегории зачастую помещаются в отделения для лежачих больных и находятся среди самого тяжелого контингента — детей со степенью идиотии. Между тем, как показывает опыт, именно дети с ДЦП в большинстве случаев при систематической педагогической и логопедической работе дают существенное продвижение в умственном и речевом развитии. Натаких детей, помещенных даже в отделение для необучаемых, должно быть обращено особенно пристальное внимание спец. педагога с целью оказания им всемерной коррекционной помощи и выявления среди них детей, способных к дальнейшему обучению и приспособленностью к посильному труду.
Среди Г. у. о. д. встречаются дети с текущими шизофреническим и гидроцефальным процессами. Детей с нарушениями в степени имбецильности с текущей шизофренией отличает отрыв от реальности, неумение адекватно оценить ситуацию, установить эмоциональный контакт с окружающими их людьми. Такие воспитанники очень часто ведут себя так, как будто находятся в одиночестве, т. е. не откликаются на зов, не смотрят на людей, зачастую
никак не реагируют на отсутствие или присутствие воспитателя. Они редко о ч. -л. просят, почти не обращаются к взрослым. Для их интеллектуальной деят-ти характерны выраженная пресыщаемость, затруднения в распределении и сосредоточении внимания, нарушения целенаправленности действий. Что касается эмоциональной сферы, то эти дети обнаруживают склонность к страхам, аффективным взрывам, часто вызванным изменением привычной обстановки. В ряде случаев наблюдается расторможенность влечения. Моторика таких детей почти всегда нарушена. Общая неловкость крупной моторики наиболее ярко проявляется при произвольных движениях. Еще более выражена недостаточность тонкой моторики. Дети плохо владеют навыками самообслуживания — часто не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Характерны двигательные стереотипы, в том числе мимические, нередко носящие вычурный характер. Часты проявления немотивированной двигательной активности: подпрыгивания, бег на цыпочках и по кругу, взмахи рук и т. п. Организуя педагогическую работу с этими детьми, необходимо прежде всего вызвать интерес ребенка к взаимодействию со взрослыми. Однако следует помнить, что такие дети обычно быстро психически устают и пресыщаются. В этом случае попытка насильно удержать внимание ребенка грозит возобновлением стойкого негативизма. Для предотвращения пресыщения учитель должен разнообразить уч. материал и быть внимательным к признакам нарастающего пресыщения. Если он заметил эти признаки, необходимо дать ребенку отдых до того, как совместная работа становится ребенку неприятной. С этими детьми необходимо проводить длительные занятия по развитию внимания, зрительной ориентировки, пространственных представлений. Работа по развитию речи таких детей в основном направлена на формирование ее коммуникативной функции, необходимой для повседневной бытовой и уч. деят-ти. По мере
достижения большей гибкости и адекватности поведения таких детей меняется и характер их речи. Спокойный и ровный ритм занятий способствует замедлению темпа речи, большей ее внятности, уменьшению запинок и заикания. Что касается детей с текущим гидроцефальным процессом, то они характеризуются малой активностью, отвлекае-мостью, беспокойством. Интерес к предложенным заданиям проявляют крайне редко. Настроение у них часто повышенное, отмечается многоречивость. Воспитанники быстро истощаются и утомляются, часто отказываются от выполнения заданий. Вместе с тем они легковнушаемы и пассивно подчиняются требованиям взрослого. Познавательная деят-ть этих детей развита крайне недостаточно. Дети не могут понять и самостоятельно передать смысл рассказа, иногда правильно отвечают на поставленные вопросы. Воспитанники не могут самостоятельно разложить картинки в нужной последовательности и составить по этим картинкам рассказ даже при оказании им помощи. Когда же удается сосредоточить их внимание на задании, то отчетливо выступают трудности в образовании смысловых связей. У детей, относящихся к этой группе, речевое развитие отличается рядом специфических особенностей. Им свойственны многоречивость, использование различных штампов и выражений из речи взрослых без достаточного их осмысления. Нек-рые дети постоянно говорят в процессе выполнения заданий, но это не связано непосредственно с характером деят-ти и поэтому зачастую препятствует сосредоточению их внимания на задании и не способствует формированию целенаправленных действий. Коррекционная работа с этой категорией детей должна быть организована таким образом, чтобы обстановка, в к-рой проводятся занятия, была спокойной, без отвлекающих внимание предметов. Инструкции к заданиям поначалу даются в расчлененном виде. При малейших затруднениях детям оказывается помощь, различная по значимости (от
просьбы проговорить еще раз решение задания до совместного его выполнения). Трудности в работе с такими детьми обусловлены наличием компонентов недоразвития личности, проявляющихся в деят-ти и поведении. В связи с этим возникает необходимость научить детей фиксировать внимание на задании, по возможности продумывать его решение и контролировать свою деят-ть. Опираясь на относительно хорошо развитую речь, важно развивать у детей способность к ее осмыслению. Важно постоянно воспитывать у них самостоятельность, уверенность в своих силах, научить делать волевое усилие в преодолении трудностей. Знание психологических особенностей детей со степенью имбецильности позволяет успешнее проводить коррек-ционно-воспитательную работу с ними. Максимальный коррекционный эффект при различных формах глубокой умственной отсталости может быть достигнут в тех случаях, когда лечебно-педагогическое воздействие исходит из клинических и психологических особенностей детей и начинается в раннем возрасте. Для успешности этой работы необходимы организация и проведение тщательного и глубокого изучения этих детей. (О детях со степенью идиотии см. Идиотия; см. также Дидактические принципы обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями интеллекта и Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей) (А. Р. Маллер, Г. В. Цикото). ) Глухонемота [шг^отиШаз; син.: Сурдомутизм] — врожденная или приобретенная в раннем детском возрасте глухота, сочетающаяся с обусловленной ею невозможностью овладеть словесной речью (без спец. приемов обучения) или с утратой речи, частично развившейся к моменту потери слуха. Глухота [зига" 1Ш5\ — полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при к-рой невозможно восприятие речи.
Г. врожденная — Г. как следствие неправильного внутриутробного развития слухового органа, что может быть обусловлено влиянием наследственности, а также воздействием на развивающийся плод различных вредных факторов со стороны организма матери (инфекции, интоксикации, травмы). Г. детонационная — см. Г. контузионная. Г. истерическая — психогенно обусловленная Г. Г. кессонная — периферическая Г., возникающая при кессонной болезни в результате газовой эмболии улитковой ветви лабиринтной артерии. Г. кондуктивная [. у. сопс1исП\> а] — Г., обусловленная поражением к. -л. части звукопроводящего аппарата. Г. контузионная [5. сопШзютг, син.: Г. детонационная] — Г., вызванная воздействием ударной волны или мощного звука; обусловлена повреждением барабанной перепонки, кровоизлияниями в полость среднего или внутреннего уха, а иногда развитием охранительного торможения в коре больших полушарий головного мозга. Г. корковая [^. согНсаШ] — Г., обусловленная поражением нейронов слуховой зоны коры большого мозга. Г. лабиринтная [5. 1аЬуппШса] — см. Г. периферическая. Г. музыкальная — см. Амузия сенсорная. Г. нейросенсорная [. у. пеигозетопа} —см. Г. перцептивная. Г. периферическая [$. репрИепса', син.: Г. лабиринтная, Г. улитковая] — перцептивная Г., обусловленная поражением лабиринта внутреннего уха. Г. перцептивная [5. регсер^а; син.: глухота нейросенсорная] — Г., обусловленная поражением к. -л. части звуко-воспринимающего аппарата. Г. приобретенная — Г., возникшая в результате воспалительных процессов во внутреннем ухе и слуховом нерве
(развивается либо как осложнение острого или хронического воспаления среднего уха, либо как следствие нек-рых инфекционных заболеваний), травм, длительного воздействия сильного шума и вибраций, а также интоксикаций нек-рыми лекарственными веществами (хинин, стрептомицин) и промышленными ядами (мышьяк, ртуть). Г. п. поздняя — Г., наступившая после того, как речь сформировалась. Г. п. ранняя — Г., возникающая у ребенка в доречевом периоде или в самом начале формирования речи. Г. прогрессирующая [я. рго$геа1ет\ — Г., при к-рой происходит постоянное необратимое ухудшение слуха. Г. профессиональная [5. рго/ежюпаНз] — Г., обусловленная воздействием вредных производственных факторов, в первую очередь шума и вибрации. Г. психогенная [5. рзусИо^епа] — временная Г., возникающая в связи с психической травмой и не сопровождающаяся объективными изменениями органа слуха. Г. ретролабиринтная [5. ге1го1аЪуишЫса\ — см. Г. центральная. Г. словесная — см. Афазия сенсорная корковая. Г. улитковая [я. сосЫеат] — см. Г. периферическая. Г. центральная [5. сеп1гаП5', син.: Г. ретролабиринтная} — перцептивная Г., обусловленная поражением проводящих нервных путей слуховой зоны коры большого мозга. Гнев [ап$ег] — первичная эмоция, провоцируемая, как правило, фрустрацией. Удивительно часто ее путают с ненавистью, несмотря на то что гнев является кратковременной эмоцией, легко возникающей по отношению к тем, кого мы любим, тогда как ненависть является длительным чувством. Гнозис [греч. 8П05К — познание] — познание предметов, явлений, их смыслового значения.
Г. зрительный — способность узнавать предметы и их изображения, различать пространственные признаки предметов (объектов), опознавать лица, классифицировать цвета, различать буквы. Г. слуховой [#по5ЛУ асизпса] — узнавание предмета по характерному для него звуку. Гной \рш] — мутный экссудат желтовато-зеленого цвета, состоящий из богатой белком жидкости, распадающихся лейкоцитов, погибших клеток воспаленной ткани и (обычно) патогенных микроорганизмов. Гнусавость \гЫпо1аГш\ син.: Ринолалия, Ринофония] — изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков, обусловленные нарушением резонаторной функции носовой глотки. Г. закрытая [г. с1аша] — Г., наступающая в результате нарушения проходимости полости носа или носоглотки. Г. открытая [г. арегШ] — Г., характеризующаяся тем, что во время произнесения всех звуков речи воздух проходит не только через рот, но и через нос. Головной мозг — главный отдел ЦНС, расположенный в полости черепа. Г. м. принято делить на передний, промежуточный, средний и задний. Головокружение ^егП§о; син.: вертиго] — ощущение мнимого прямолинейного или кругового движения окружающих предметов или собственного тела, возникающее при нарушении взаимодействия вестибулярного и зрительного анализаторов, совместно обеспечивающих пространственную ориентацию. Г. несистемное [v. поп зуМетка] — Г., характеризующееся ощущением проваливания, неустойчивости собственного тела или окружающих предметов. Г. системное [v. 5у5(ет1са\ — Г., характеризующееся ощущением вращения окружающих предметов или собственного тела в определенном направлении, либо ощущением вращения «внутри головы». Голодание [тесНа] — состояние организма при полном отсутствии, недостаточном поступлении в организм пищевых веществ или резком нарушении их усвоения. Г. абсолютное [/. аЬ8о1е! а\ — Г. при полном отсутствии пищи и воды. Г. белковое [/. рго1ешса\ — Г. при хроническом недостатке в пише белков, приводящем к отрицательному азотистому балансу. Г. витаминное — см. Витаминная недостаточность. Г. кислородное — см. Гипоксия. Голодисфрения [ИоШузрИгета; дне- + рЬгёп — ум, разум] — эндогенный психоз с ремитирующим течением и глубокой дезинтеграцией психической деят-ти во время приступов: большинством психиатров Г. относится к приступообразной шизофрении. Голодный день — периодически назначаемый день, в течение к-рого больной полностью воздерживается от приема пищи: назначение Г. д. применяется при лечении нарушений обмена веществ, нек-рых желудочно-кишечных расстройств, после наркоза и т. д. ГОЛОС — совокупность звуков издаваемых человеком с помощью голосового аппарата. Г. беззвучный — в психиатрии — тихая, близкая к шепоту речь с сохранной артикуляцией; симптом выраженной депрессии. Г. певческий — Г. при пении, характеризующийся особым произвольным дыханием с быстрым бесшумным ротовым вдохом и замедленным выдохом, атакже большим объемом вдыхаемого воздуха. Г. пищеводный — см. Псевдоголос.
Голоса мутация [лат. тиШ'ю — изменение, перемена] — изменение голоса в период полового созревания, обусловленное увеличением гортани. Г. м. запоздалая — патологическая Г. м., к-рая проявляется значительно позже наступления половой зрелости (через 3—4 года и более); в этом случае гортань окончательно формируется последним из органов, связанных с половым созреванием, Г. м. патологическая [греч. ра! Но$ — страдание, болезнь] — общее название разных форм ненормального протекания Г. м., к-рые могут явиться следствием целого ряда причин, вызывающих те или иные расстройства в физической и/или психической сфере детей. Г. м. преждевременная — патологическая Г. м., при к-рой у мальчиков в 12, 11 и даже в 10 лет появляется низкое, грубое звучание голоса, совершенно не соответствующее детям этого возраста; Г. м. преждевременная может быть как следствием преждевременного наступления половой зрелости, так и результатом длительной, чрезмерно напряженной работы голосового аппарата (крик, форсированное пение и т. д. ). Голоса расстройства органические — различают Г. р. о. периферического и центрального характера; в основе Г. р. о. периферического характера лежат такие заболевания голосового аппарата, как «певческие узелки» на голосовых складках, папилломатоз гортани и голосовых складок, стеноз гортани (после дифтерии, ранения, ожога гортани), туберкулез и рак гортани, ведущие и к деформации гортани голосовых складок, и к ограничению их подвижности; сюда же относится голос ларингоэктомированных; причинами, вызывающими Г. р. о. периферического характера, являются также аденоиды и расщелины твердого и мягкого нёба, влияющие на функционирование верхних резонаторов; Г. р. о. центрального характера наблюдаются при различных видах дизартрии (бульбарной, псевдобульбарной, мозжечковой, подкорковой), а в случае анартрии обычно имеет место и афония. Голоса расстройства функциональные — выделяют Г. р. ф. периферического и центрального происхождения; причинами Г. р. ф. периферического происхождения могут быть различные инфекционные заболевания, плохая постановка голоса, голосовое переутомление, неправильная работа функционального характера мягкого нёба, патологическое протекание мутации голоса; Г. р. ф. центрального происхождения возникают в результате влияния психических факторов. Голоса тембр [фр. гшЪге} — окраска, качество звука; Г. т. определяется относительной силой дополнительных тонов (обертонов); кол-во и сила обертонов, их определенное сочетание придают голосу тот индивидуальный тембр, к-рый позволяет узнавать людей по голосу; на Г. т. большое влияние оказывают движения мышц глотки, мягкого нёба, губ, щек, языка, а также движение надгортанника, самой гортани, де-ят-ть дыхательных мышц. Голосообразование [син.: Фонация} -— физиологический акт, заключающийся в напряжении голосовых складок и приведении их друг к другу, в повышении под действием межреберных мышц и диафрагмы давления воздуха в трахее и бронхах и периодическом прорыве его через голосовую щель с возникновением колебаний голосовых складок, обусловливающих колебания воздушной среды, воспринимаемые как звуки голоса. Гомео- [гомо-; греч. Нотош — подобный, сходный; Но-то$ — один и тот же, тот же самый, одинаковый] — составная часть сложных слов, означающая «сходство», «одинаковость», «однородность», «тождество». Гомеовестизм [гомео- + лат. уе& ю — одевать] — своеобразное сочетание трансвестизма и фетишизма, когда половое наслаждение достигается надеванием одежды других лиц своего же пола. Нередко это влечение маскируется желанием надеть «что-то новенькое». Гомилопатия [НотПораШа; грен. НотШа — общение, беседа + раМох — страдание, болезнь] — общее название психогенных психических болезней, связанных с нарушением нормальных взаимоотношений между больным и окружающими; к Г. относят индуцированное помешательство, тюремные психозы и др. Гомилофобия [НотПорНоЫа; грен. НотШа — общение, беседа + фобия] — навязчивый страх — боязнь общения с людьми из-за опасения стать объектом повышенного внимания, выглядеть смешным, оказаться в жалком положении. Гомо- — см. Гомео-. Гомосексуализм [ИотозехиаШтт', грен. Нотах — тот же самый, такой же+лат. зехт— пол; син.: гомоэротизм, гомо-филия, сексуальная инверсия, эквисексуализм] — нарушение сексуальной ориентации, характеризующееся сексуальным влечением к лицам своего пола. Жаргонные названия гомосексуалистов в различных странах разные. Во многих странах мужчин-гомосексуалистов называют «голубыми», а женщин — лесбианками. С середины прошлого века термин «гомосексуализм» употребляется для обозначения сексуальной активности, сексуальных связей (а не только полового влечения) между лицами одного пола. Однозначного объяснения Г.. как и других сексуальных ориентации, не существует. Одни ученые связывают Г. с врожденной бисексуальностью человека, другие — с нарушением гормонального баланса в зародышевой фазе развития, третьи — с особенностями индивидуального развития и воспитания в раннем детстве или подростковом возрасте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|