Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная система коррекционной поддер­жки и социальной защиты детей и подростков — в 11 страница




Логическая и механическая память находятся на одинаково низком уровне.

Дети с нарушениями в степени имбецильности могут за­помнить и воспроизвести небольшой текст или ряд слов. Ха­рактерно, что они легче запоминают и воспроизводят связ­ный текст, чем набор несвязанных между собой слов. Запо­минанию связного текста способствует установление простейших смысловых связей.

Однако в ходе обучения соотношение между кратковре­менной и долговременной памятью этих детей изменяется. Долговременная память развивается как в количественном, так и особенно в качественном отношении лучше, чем крат­ковременная. Сравнительное исследование памяти старших и младших школьников показало ее улучшение у старших, что еще раз подтвердило целесообразность педагогической работы с детьми этой категории начиная с ранних лет.

Внимание Г. у. о. д. всегда в той или иной степени наруше­но. Его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко от­влекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее постав­ленной цели.

Наблюдения за Г. у. о. д. в процессе учебно-воспитатель­ной работы свидетельствуют о значительных потенциальных возможностях их развития. При создании благоприятных условий и соблюдении специфики работы большинство де­тей со степенью имбецильности активно включаются в уч. процесс, выполняют инструкции учителя, легче переключа­ются с одного вида деят-ти на др.

Моторика детей с нарушениями в степени имбецильно­сти грубо нарушена. Это выражается в несформированности координации, точности и темпа произвольных движений. У большинства Г. у. о. д. движения беспорядочны: они за­трудняются производить последовательные, согласованные действия.

Особенно затруднены у этих детей тонкие дифференци­рованные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются

 

шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуго­вицы. Они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами: либо роняют их, либо слишком сильно сжима­ют, дергают. К старшему школьному возрасту в результате проведения занятий по физической культуре, ритмике, ЛФК, предметно-практической деят-ти, моторика, коорди­нация и точность движений детей значительно улучшаются. Это имеет большое значение для их последующей трудовой подготовки.

В трудовой деятельности Г. у. о. д. ярко проявляются и низкий уровень их познавательных возможностей, и слож­ности переноса способа действия, и нарушения моторики. Эти дети с большим трудом осмысливают задание, овладев теми или иными навыками, часто не могут изменить свою деят-ть соответственно новой инструкции. Они предпочита­ют однообразное повторение одних и тех же заученных ими операций. Создается т. н. костный («жесткий») стереотип, к-рый с трудом преодолевается в незнакомой обстановке.

К старшему школьному возрасту у воспитанников разви­ваются личностные качества. Они могут в нек-рой степени критично оценить свою учебную и трудовую де­ят-ть. Так, многие Г. у. о. д. 14—16-летнего возраста могут да­вать низкую оценку своим возможностям в счете, потому что усвоение этого вида уч. деят-ти вызывает у них наибольшие трудности. Что касается оценки своих знаний по письму и чтению, то дети со степенью имбецильности их обычно за­вышают. Однако особенно завышенная самооценка успевае­мости по общеобразовательным предметам не типична для Г. у. о. д.

Что касается оценки своей трудовой деят-ти, то у них она обычно совпадала с оценкой учителя. Вместе с тем имелась небольшая группа Г. у. о. д., к-рая завышала свои возможно­сти в труде. Здесь, вероятно, проявлялось желание трудиться лучше, сравняться с большинством товарищей (своеобраз­ное самоутверждение через труд).

 

Сообщая о своей успеваемости, они нередко рассказыва­ли о своем отношении к уч. предметам, чаще к труду («рабо­тать люблю», «коробочки нравится делать» и т. п. ). Они не­безразлично относились к качеству выполненной работы. Плохо справившись с заданием по труду, они огорчались. Когда же изделие получалось хорошим, они старались пока­зать его товарищу или педагогу, чтобы вызвать одобрение, похвалу. Это свидетельствует, что к 14—16 годам у детей со степенью имбецильности вырабатывается определенное эмоциональное отношение к трудовой деят-ти. Такого ярко-выраженного отношения к другим предметам у них не на­блюдалось.

Вышеописанные особенности развития различных сто­рон психики являются общими для всех Г. у. о. д. Но посколь­ку глубокая умственная отсталость — следствие поражений ЦНС, вызванных различными этнологическими факторами, она имеет и свои особенности, к-рые необходимо учитывать при работе с этими детьми. Успеха в работе можно добиться только при осуществлении дифференцированного подхода к их обучению и воспитанию.

Среди контингента Г. у. о. д. чаще всего встречаются дети с болезнью Дауна (от 1/з до 2/3 всего состава). Их легко отли­чить от других детей по очень характерному внешнему виду (хотя в последнее время отмечено появление так называемых стертых или невыраженных форм). У этих детей своеобраз­ные черты лица, диспластичная фигура. Вследствие общей мышечной гипотонии у них наблюдается плохая моторика.

На возможности развития психики Г. у. о. д. с болезнью Дауна нет единого взгляда. Одни ученые считают, что психи­ческие процессы этих детей формируются крайне медленно и у большинства из них в возрасте 12—14 лет наблюдается остановка в развитии. Другие подчеркивают, что под влия­нием спец. обучения у детей с болезнью Дауна продолжает­ся, хотя и медленное, но определенное совершенствование разговорной речи, бытовой ориентации и в особенности тру­довых навыков.

 

У Г. у. о. д. с болезнью Дауна по сравнению с детьми, глу­бокая умственная отсталость к-рых вызвана иными причи­нами, намного резче выражено расхождение между пассив­ным и активным словарем.

При пересказе несложных текстов Г. у. о. д. с болезнью Да­уна употребляют имена существительные и глаголы в два раза, предлоги в полтора раза реже, чем другие дети с нару­шениями в степени имбецильности. Лишь именами прила­гательными они пользуются в одинаково малом кол-ве. Гру­бое недоразвитие речи детей с болезнью Дауна часто маски­рует истинное состояние их мышления. При выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счет и пр. ) расхождений у разных клинических групп Г. у. о. д. не наблюдается.

Эмоции у Г. у. о. д. с болезнью Дауна более сохранны, чем интеллект. Большинству из них доступен гнев, страх, ра­дость, грусть. Но, как правило, эмоциональные реакции де­тей оказываются неглубокими, а потому их можно без особо­го труда «переключать» с одного состояния на др. У нек-рых из них наблюдаются эпилептоидные черты характера: эго­центризм, чрезмерная аккуратность, недоброжелательность. Однако большинству этих детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравнове­шенны. Относительная сохранность эмоциональной сферы этой категории Г. у. о. д. позволяет довольно успешно прово­дить с ними коррекционно-воспитательную работу (см. так­же Синдром Дауна).

Особую группу Г. у. о. д. составляют дети, страдающие фе-нилкетонурией. При этом заболевании врожденное отсутст­вие определенного фермента (фенилаланина) приводит к избытку в организме токсичных продуктов, нарушающих его жизнедеятельность.

Если с момента рождения больного ребенка и до 3 лет его жизни исключить поступление в организм содержащих фе-нилаланин продуктов, то тяжелого отравления не будет. После 3-летнего возраста фенилаланин уже не сможет оказы­вать столь вредного влияния на организм ребенка.

При фенилкетонурии больше всего страдает интеллект. Степень нарушения может быть от имбецильности (31, 2 %) до идиотии (65, 4 %).

Кроме интеллектуального нарушения у детей, больных фенилкетонурией, наблюдаются разнообразные нарушения. Наиболее значительно страдает речь. Более чем у 2/3 детей эк­спрессивная речь даже в школьном возрасте отсутствует, у нек-рых же развитие речи ограничивается способностью произносить отдельные слова. Произношение нарушено, отмечаются дизартрические расстройства, заикание. Пони­мание всегда значительно лучше, чем самостоятельная речь. У этих детей нередки расстройства поведения: состояние психомоторного возбуждения с двигательной расторможен-ностью, импульсивные поступки, расстройства настроения. Эти дети отличаются выраженной истощаемостью ЦНС, не выносят длительного напряжения. У них наблюдаются свое­образные расстройства внимания и памяти. Внимание уда­ется привлечь с трудом. На занятиях они с большим трудом включаются в работу. В отдельных случаях поражает упрям­ство, с к-рым дети отказываются от занятий, обнаруживая стойкий негативизм.

У детей, страдающих фенилкетонурией, легче формиру­ются понятия и представления, связанные со зрительным анализатором: узнавание картинок, различение размеров, цветов, и при этом вырабатываются довольно тонкие диф-ференцировки. Те же понятия и навыки, к-рые формируют­ся на основе анализа и синтеза пространственных представ­лений — понятия количества, счета, конструктивная де-ят-ть — даются им с большим трудом. Наибольшие трудности возникают при обучении математике, освоении написания букв, расположения их на линейке, а также при рисовании и конструировании.

Уровень развития личностных и эмоциональных реакций несколько выше у детей, больных фенилкетонурией, чем у

 

детей со степенью имбецильности с др. этиологией заболева­ния: у них можно отметить элементы критичности (напр., ребенок понимает и говорит, что его рисунок получился пло­хо и не хочет его показывать); часто отмечается застенчи­вость, повышенная чувствительность (см. также Фенилкето-нурия).

Среди детей со степенью имбецильности имеются груп­пы детей, у к-рых глубокая умственная отсталость отягощена другими заболеваниями

Дети, тяжелое умственное недоразвитие к-рых сочета­ется с детским церебральным параличом (ДЦП). Дети с нару­шениями в степени имбецильности с ДЦП составляют зна­чительное кол-во среди Г. у. о. д.: от 15 % до 20 %. У них, как правило, имеется сложное сочетание нарушений: умствен­ная отсталость, глубокое недоразвитие речи и значительные нарушения общей моторики.

Г. у. о. д. этой ктегории зачастую помещаются в отделения для лежачих больных и находятся среди самого тяжелого контингента — детей со степенью идиотии. Между тем, как показывает опыт, именно дети с ДЦП в большинстве случаев при систематической педагогической и логопедической ра­боте дают существенное продвижение в умственном и рече­вом развитии. Натаких детей, помещенных даже в отделение для необучаемых, должно быть обращено особенно прис­тальное внимание спец. педагога с целью оказания им все­мерной коррекционной помощи и выявления среди них де­тей, способных к дальнейшему обучению и приспособлен­ностью к посильному труду.

Среди Г. у. о. д. встречаются дети с текущими шизофрени­ческим и гидроцефальным процессами.

Детей с нарушениями в степени имбецильности с теку­щей шизофренией отличает отрыв от реальности, неумение адекватно оценить ситуацию, установить эмоциональный контакт с окружающими их людьми. Такие воспитанники очень часто ведут себя так, как будто находятся в одиночест­ве, т. е. не откликаются на зов, не смотрят на людей, зачастую

 

 

никак не реагируют на отсутствие или присутствие воспита­теля. Они редко о ч. -л. просят, почти не обращаются к взрос­лым. Для их интеллектуальной деят-ти характерны выра­женная пресыщаемость, затруднения в распределении и со­средоточении внимания, нарушения целенаправленности действий. Что касается эмоциональной сферы, то эти дети обнаруживают склонность к страхам, аффективным взры­вам, часто вызванным изменением привычной обстановки. В ряде случаев наблюдается расторможенность влечения.

Моторика таких детей почти всегда нарушена. Общая не­ловкость крупной моторики наиболее ярко проявляется при произвольных движениях. Еще более выражена недостаточ­ность тонкой моторики. Дети плохо владеют навыками са­мообслуживания — часто не могут застегнуть пуговицы, за­шнуровать ботинки. Характерны двигательные стереотипы, в том числе мимические, нередко носящие вычурный харак­тер. Часты проявления немотивированной двигательной ак­тивности: подпрыгивания, бег на цыпочках и по кругу, взма­хи рук и т. п.

Организуя педагогическую работу с этими детьми, необ­ходимо прежде всего вызвать интерес ребенка к взаимодей­ствию со взрослыми. Однако следует помнить, что такие дети обычно быстро психически устают и пресыщаются. В этом случае попытка насильно удержать внимание ребен­ка грозит возобновлением стойкого негативизма. Для пред­отвращения пресыщения учитель должен разнообразить уч. материал и быть внимательным к признакам нарастающего пресыщения. Если он заметил эти признаки, необходимо дать ребенку отдых до того, как совместная работа становит­ся ребенку неприятной.

С этими детьми необходимо проводить длительные заня­тия по развитию внимания, зрительной ориентировки, про­странственных представлений.

Работа по развитию речи таких детей в основном направ­лена на формирование ее коммуникативной функции, необ­ходимой для повседневной бытовой и уч. деят-ти. По мере

 

достижения большей гибкости и адекватности поведения та­ких детей меняется и характер их речи. Спокойный и ровный ритм занятий способствует замедлению темпа речи, боль­шей ее внятности, уменьшению запинок и заикания.

Что касается детей с текущим гидроцефальным процес­сом, то они характеризуются малой активностью, отвлекае-мостью, беспокойством. Интерес к предложенным заданиям проявляют крайне редко. Настроение у них часто повышен­ное, отмечается многоречивость. Воспитанники быстро ис­тощаются и утомляются, часто отказываются от выполнения заданий. Вместе с тем они легковнушаемы и пассивно под­чиняются требованиям взрослого.

Познавательная деят-ть этих детей развита крайне недо­статочно. Дети не могут понять и самостоятельно передать смысл рассказа, иногда правильно отвечают на поставлен­ные вопросы. Воспитанники не могут самостоятельно раз­ложить картинки в нужной последовательности и составить по этим картинкам рассказ даже при оказании им помощи. Когда же удается сосредоточить их внимание на задании, то отчетливо выступают трудности в образовании смысловых связей.

У детей, относящихся к этой группе, речевое развитие от­личается рядом специфических особенностей. Им свойст­венны многоречивость, использование различных штампов и выражений из речи взрослых без достаточного их осмысле­ния. Нек-рые дети постоянно говорят в процессе выполне­ния заданий, но это не связано непосредственно с характе­ром деят-ти и поэтому зачастую препятствует сосредоточе­нию их внимания на задании и не способствует формированию целенаправленных действий.

Коррекционная работа с этой категорией детей должна быть организована таким образом, чтобы обстановка, в к-рой проводятся занятия, была спокойной, без отвлекаю­щих внимание предметов. Инструкции к заданиям поначалу даются в расчлененном виде. При малейших затруднениях детям оказывается помощь, различная по значимости (от

 

просьбы проговорить еще раз решение задания до совмест­ного его выполнения). Трудности в работе с такими детьми обусловлены наличием компонентов недоразвития лично­сти, проявляющихся в деят-ти и поведении. В связи с этим возникает необходимость научить детей фиксировать вни­мание на задании, по возможности продумывать его реше­ние и контролировать свою деят-ть.

Опираясь на относительно хорошо развитую речь, важно развивать у детей способность к ее осмыслению. Важно по­стоянно воспитывать у них самостоятельность, уверенность в своих силах, научить делать волевое усилие в преодолении трудностей.

Знание психологических особенностей детей со степе­нью имбецильности позволяет успешнее проводить коррек-ционно-воспитательную работу с ними. Максимальный коррекционный эффект при различных формах глубокой умственной отсталости может быть достигнут в тех случаях, когда лечебно-педагогическое воздействие исходит из кли­нических и психологических особенностей детей и начина­ется в раннем возрасте. Для успешности этой работы необхо­димы организация и проведение тщательного и глубокого изучения этих детей. (О детях со степенью идиотии см. Идио­тия; см. также Дидактические принципы обучения и воспита­ния детей с глубокими нарушениями интеллекта и Социаль­но-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей) (А. Р. Маллер, Г. В. Цикото). )

Глухонемота [шг^отиШаз; син.: Сурдомутизм] — врож­денная или приобретенная в раннем детском возрасте глухо­та, сочетающаяся с обусловленной ею невозможностью овладеть словесной речью (без спец. приемов обучения) или с утратой речи, частично развившейся к моменту потери слу­ха.

Глухота [зига" 1Ш5\ — полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при к-рой невозможно восприятие речи.

 

Г. врожденная — Г. как следствие неправильного внут­риутробного развития слухового органа, что может быть обу­словлено влиянием наследственности, а также воздействием на развивающийся плод различных вредных факторов со стороны организма матери (инфекции, интоксикации, трав­мы).

Г. детонационная — см. Г. контузионная.

Г. истерическая — психогенно обусловленная Г.

Г. кессонная — периферическая Г., возникающая при кессонной болезни в результате газовой эмболии улитковой ветви лабиринтной артерии.

Г. кондуктивная [. у. сопс1исП\> а] — Г., обусловленная по­ражением к. -л. части звукопроводящего аппарата.

Г. контузионная [5. сопШзютг, син.: Г. детонационная] — Г., вызванная воздействием ударной волны или мощного звука; обусловлена повреждением барабанной перепонки, кровоизлияниями в полость среднего или внутреннего уха, а иногда развитием охранительного торможения в коре боль­ших полушарий головного мозга.

Г. корковая [^. согНсаШ] — Г., обусловленная поражени­ем нейронов слуховой зоны коры большого мозга.

Г. лабиринтная [5. 1аЬуппШса] — см. Г. периферическая.

Г. музыкальная — см. Амузия сенсорная.

Г. нейросенсорная [. у. пеигозетопа} —см. Г. перцептив­ная.

Г. периферическая [$. репрИепса', син.: Г. лабиринтная, Г. улитковая] — перцептивная Г., обусловленная поражени­ем лабиринта внутреннего уха.

Г. перцептивная [5. регсер^а; син.: глухота нейросен­сорная] — Г., обусловленная поражением к. -л. части звуко-воспринимающего аппарата.

Г. приобретенная — Г., возникшая в результате воспа­лительных процессов во внутреннем ухе и слуховом нерве

 

(развивается либо как осложнение острого или хроническо­го воспаления среднего уха, либо как следствие нек-рых ин­фекционных заболеваний), травм, длительного воздействия сильного шума и вибраций, а также интоксикаций нек-рыми лекарственными веществами (хинин, стрептомицин) и про­мышленными ядами (мышьяк, ртуть).

Г. п. поздняя — Г., наступившая после того, как речь сформировалась.

Г. п. ранняя — Г., возникающая у ребенка в доречевом периоде или в самом начале формирования речи.

Г. прогрессирующая [я. рго$геа1ет\ — Г., при к-рой происходит постоянное необратимое ухудшение слуха.

Г. профессиональная [5. рго/ежюпаНз] — Г., обуслов­ленная воздействием вредных производственных факторов, в первую очередь шума и вибрации.

Г. психогенная [5. рзусИо^епа] — временная Г., возника­ющая в связи с психической травмой и не сопровождающая­ся объективными изменениями органа слуха.

Г. ретролабиринтная [5. ге1го1аЪуишЫса\ — см. Г. цент­ральная.

Г. словесная — см. Афазия сенсорная корковая. Г. улитковая [я. сосЫеат] — см. Г. периферическая.

Г. центральная [5. сеп1гаП5', син.: Г. ретролабиринт­ная} — перцептивная Г., обусловленная поражением прово­дящих нервных путей слуховой зоны коры большого мозга.

Гнев [ап$ег] — первичная эмоция, провоцируемая, как пра­вило, фрустрацией. Удивительно часто ее путают с нена­вистью, несмотря на то что гнев является кратковременной эмоцией, легко возникающей по отношению к тем, кого мы любим, тогда как ненависть является длительным чувством.

Гнозис [греч. 8П05К — познание] — познание предметов, явлений, их смыслового значения.

 

Г. зрительный — способность узнавать предметы и их изображения, различать пространственные признаки пред­метов (объектов), опознавать лица, классифицировать цве­та, различать буквы.

Г. слуховой [#по5ЛУ асизпса] — узнавание предмета по ха­рактерному для него звуку.

Гной \рш] — мутный экссудат желтовато-зеленого цвета, состоящий из богатой белком жидкости, распадающихся лейкоцитов, погибших клеток воспаленной ткани и (обыч­но) патогенных микроорганизмов.

Гнусавость \гЫпо1аГш\ син.: Ринолалия, Ринофония] — из­менение тембра голоса и искаженное произношение звуков, обусловленные нарушением резонаторной функции носо­вой глотки.

Г. закрытая [г. с1аша] — Г., наступающая в результате на­рушения проходимости полости носа или носоглотки.

Г. открытая [г. арегШ] — Г., характеризующаяся тем, что во время произнесения всех звуков речи воздух проходит не только через рот, но и через нос.

Головной мозг — главный отдел ЦНС, расположенный в полости черепа. Г. м. принято делить на передний, промежу­точный, средний и задний.

Головокружение ^егП§о; син.: вертиго] — ощущение мнимого прямолинейного или кругового движения окружа­ющих предметов или собственного тела, возникающее при нарушении взаимодействия вестибулярного и зрительного анализаторов, совместно обеспечивающих пространствен­ную ориентацию.

Г. несистемное [v. поп зуМетка] — Г., характеризующе­еся ощущением проваливания, неустойчивости собственно­го тела или окружающих предметов.

Г. системное [v. 5у5(ет1са\ — Г., характеризующееся ощущением вращения окружающих предметов или собственного тела в определенном направлении, либо ощущени­ем вращения «внутри головы».

Голодание [тесНа] — состояние организма при полном отсутствии, недостаточном поступлении в организм пище­вых веществ или резком нарушении их усвоения.

Г. абсолютное [/. аЬ8о1е! а\ — Г. при полном отсутствии пищи и воды.

Г. белковое [/. рго1ешса\ — Г. при хроническом недо­статке в пише белков, приводящем к отрицательному азоти­стому балансу.

Г. витаминное — см. Витаминная недостаточность. Г. кислородное — см. Гипоксия.

Голодисфрения [ИоШузрИгета; дне- + рЬгёп — ум, ра­зум] — эндогенный психоз с ремитирующим течением и глубо­кой дезинтеграцией психической деят-ти во время приступов: большинством психиатров Г. относится к приступообразной шизофрении.

Голодный день — периодически назначаемый день, в те­чение к-рого больной полностью воздерживается от приема пищи: назначение Г. д. применяется при лечении нарушений обмена веществ, нек-рых желудочно-кишечных рас­стройств, после наркоза и т. д.

ГОЛОС — совокупность звуков издаваемых человеком с по­мощью голосового аппарата.

Г. беззвучный — в психиатрии — тихая, близкая к ше­поту речь с сохранной артикуляцией; симптом выраженной депрессии.

Г. певческий — Г. при пении, характеризующийся осо­бым произвольным дыханием с быстрым бесшумным рото­вым вдохом и замедленным выдохом, атакже большим объе­мом вдыхаемого воздуха.

Г. пищеводный — см. Псевдоголос.

 

 

Голоса мутация [лат. тиШ'ю — изменение, перемена] — изменение голоса в период полового созревания, обуслов­ленное увеличением гортани.

Г. м. запоздалая — патологическая Г. м., к-рая прояв­ляется значительно позже наступления половой зрелости (через 3—4 года и более); в этом случае гортань окончательно формируется последним из органов, связанных с половым созреванием,

Г. м. патологическая [греч. ра! Но$ — страдание, бо­лезнь] — общее название разных форм ненормального про­текания Г. м., к-рые могут явиться следствием целого ряда причин, вызывающих те или иные расстройства в физиче­ской и/или психической сфере детей.

Г. м. преждевременная — патологическая Г. м., при к-рой у мальчиков в 12, 11 и даже в 10 лет появляется низкое, грубое звучание голоса, совершенно не соответствующее де­тям этого возраста; Г. м. преждевременная может быть как следствием преждевременного наступления половой зрело­сти, так и результатом длительной, чрезмерно напряженной работы голосового аппарата (крик, форсированное пение и т. д. ).

Голоса расстройства органические — различают Г. р. о. периферического и центрального характера; в основе Г. р. о. периферического характера лежат такие заболевания голосового аппарата, как «певческие узелки» на голосовых складках, папилломатоз гортани и голосовых складок, сте­ноз гортани (после дифтерии, ранения, ожога гортани), ту­беркулез и рак гортани, ведущие и к деформации гортани го­лосовых складок, и к ограничению их подвижности; сюда же относится голос ларингоэктомированных; причинами, вы­зывающими Г. р. о. периферического характера, являются также аденоиды и расщелины твердого и мягкого нёба, влия­ющие на функционирование верхних резонаторов; Г. р. о. центрального характера наблюдаются при различных видах дизартрии (бульбарной, псевдобульбарной, мозжечковой,

подкорковой), а в случае анартрии обычно имеет место и афония.

Голоса расстройства функциональные — выделя­ют Г. р. ф. периферического и центрального происхождения; причинами Г. р. ф. периферического происхождения могут быть различные инфекционные заболевания, плохая поста­новка голоса, голосовое переутомление, неправильная рабо­та функционального характера мягкого нёба, патологиче­ское протекание мутации голоса; Г. р. ф. центрального про­исхождения возникают в результате влияния психических факторов.

Голоса тембр [фр. гшЪге} — окраска, качество звука; Г. т. определяется относительной силой дополнительных тонов (обертонов); кол-во и сила обертонов, их определенное со­четание придают голосу тот индивидуальный тембр, к-рый позволяет узнавать людей по голосу; на Г. т. большое влияние оказывают движения мышц глотки, мягкого нёба, губ, щек, языка, а также движение надгортанника, самой гортани, де-ят-ть дыхательных мышц.

Голосообразование [син.: Фонация} -— физиологиче­ский акт, заключающийся в напряжении голосовых складок и приведении их друг к другу, в повышении под действием межреберных мышц и диафрагмы давления воздуха в трахее и бронхах и периодическом прорыве его через голосовую щель с возникновением колебаний голосовых складок, обу­словливающих колебания воздушной среды, воспринимае­мые как звуки голоса.

Гомео- [гомо-; греч. Нотош — подобный, сходный; Но-то$ — один и тот же, тот же самый, одинаковый] — состав­ная часть сложных слов, означающая «сходство», «одинако­вость», «однородность», «тождество».

Гомеовестизм [гомео- + лат. уе& ю — одевать] — своеоб­разное сочетание трансвестизма и фетишизма, когда половое наслаждение достигается надеванием одежды других лиц своего же пола. Нередко это влечение маскируется желанием надеть «что-то новенькое».

Гомилопатия [НотПораШа; грен. НотШа — общение, бесе­да + раМох — страдание, болезнь] — общее название психо­генных психических болезней, связанных с нарушением нормальных взаимоотношений между больным и окружаю­щими; к Г. относят индуцированное помешательство, тю­ремные психозы и др.

Гомилофобия [НотПорНоЫа; грен. НотШа — общение, бе­седа + фобия] — навязчивый страх — боязнь общения с людь­ми из-за опасения стать объектом повышенного внимания, выглядеть смешным, оказаться в жалком положении.

Гомо- — см. Гомео-.

Гомосексуализм [ИотозехиаШтт', грен. Нотах — тот же самый, такой же+лат. зехт— пол; син.: гомоэротизм, гомо-филия, сексуальная инверсия, эквисексуализм] — наруше­ние сексуальной ориентации, характеризующееся сексу­альным влечением к лицам своего пола. Жаргонные назва­ния гомосексуалистов в различных странах разные. Во многих странах мужчин-гомосексуалистов называют «го­лубыми», а женщин — лесбианками. С середины прошлого века термин «гомосексуализм» употребляется для обозначе­ния сексуальной активности, сексуальных связей (а не толь­ко полового влечения) между лицами одного пола.

Однозначного объяснения Г.. как и других сексуальных ориентации, не существует. Одни ученые связывают Г. с врожденной бисексуальностью человека, другие — с нару­шением гормонального баланса в зародышевой фазе разви­тия, третьи — с особенностями индивидуального развития и воспитания в раннем детстве или подростковом возрасте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...