Дети с нарушениями двигательной сферы — в 2 страница
Социальные и психологические последствия не выражены, поэтому Д. -а, долгое время может протекать скрытно. Может пострадать физическое здоровье, в частности, от цирроза печени и сократиться продолжительность жизни. Предполагается, что Д. -а. преобладает во Франции и др. регионах, традиционно производящих виноградные вина. См. Бета-алкоголизм, Гамма-алкоголизм. Деменция [лат. Летепйа — безумие] — слабоумие, стойкое ослабление познавательной деят-ти, снижение критики и памяти, огрубение эмоций. В детском возрасте Д. может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалиты), травмах мозга (сотрясения и ушибы). В отличие от олигофрении нарушения в деят-ти мозга при Д. наступают после периода нормального развития ребенка. Интеллектуальное нарушение при Д., как правило, необратимо. Однако при успешном лечении основного заболевания можно добиться частичного восстановления психических функций. Своевременная и правильно построенная лечебно-педагогическая коррекционная работа способствует значительной компенсации нарушения. Д. боксёров \а. рщШ$Иса. РипсИ-а'гипЬ зупа'готе] — сим-птомокомплекс у боксеров, характеризующийся прогрессирующей деменцией, тремором кистей и эпилепсией. Заболевание может развиться после неоднократно имевших место сильных ударов в голову, приводивших к сотрясениям мозга. Д. инфантильная \а. т/ап1Ш', син.: Геллера болезнь] — прогрессирующее слабоумие у детей в возрасте 3—5 лет, проявляющееся потерей приобретенных навыков, прогрессирующим оскудением речи до ее полного исчезновения при сохранении выразительного лица; наблюдается, напр., при злокачественной детской шизофрении.
Д. старческая [зепПе д. \ — утрата старым человеком интеллектуальных способностей, часто сопровождающаяся изменением его поведения. Демонстрация — методический прием, заключающийся в показе на уроке различных средств наглядности, Д., используемая на уроках в спец. школах, по своему характеру очень разнообразна. Это — натуральные объекты, действия или имитация действий, картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, макеты, диаграммы, препараты и др., а также опыты, проводимые учителем в классе на уроках. В условиях спец. школы Д. имеет большое значение. Она дает возможность накопить новые знания, пополнить запас имеющихся представлений, позволяет подвести уч-ся к обобщению и абстракции, помогает понять и иллюстрировать словесные объяснения учителя. В различных типах спец. школ Д. имеет свою специфику. Так, в спец. школ е-интернате наибольшее внимание должно быть уделено организации процесса восприятия демонстрируемого материала и его последующему обобщению и осознанию. В школе для глухих и слабослышащих детей необходимо прежде всего обеспечить правильное сочетание показа со словесным пояснением, т. к. одновременное восприятие демонстрируемого объекта, действия и речи учителя, как правило, невозможно. В школе для слепых и слабовидящих, где восприятие происходит на основе осязания, обоняния или слуха, для Д. подбираются такие предметы, пособия, к-рые могут быть восприняты с помощью сохранных анализаторов или с помощью приспособлений, преобразующих недоступные оптические образы в доступные восприятию слепых звуковые или кожно-механические. Демонофобия [даетопорНоЫа; греч. Лашдп — злой дух + фобия; син.: сатанофобия] — навязчивый страх — боязнь «дьявола», «нечистой силы».
Демофобия {аеторНоЫа; грен. Аёто$— народ, толпа •+ фобия', син.: охлофобия] — навязчивый страх — боязнь толпы.
Дендрофилия [греч. йепйгоп — дерево + филия] — разновидность пигмалионизма, где в качестве фетиша выступают изделия из дерева или деревья, иногда определенного вида. Деперсонализация [ДерегзопаНюиоп^лат. йе — отрицательная приставка + регзопа — личность, лицо] — 1. Изменение самосознания, для к-рого характерно ощущение потери своего «Я» и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близким, к работе и т. д. Д. возможна при психических заболеваниях в пограничных состояниях. В легкой форме Д. наблюдается у психически здоровых людей при эмоциональных перегрузках, соматических болезнях и т. д. 2. Выраженная в большей или меньшей степени объективная утрата индивидом возможности быть идеально представленным в жизнедеят-ти других людей, обнаружить способность быть личностью. Депрессивное развитие личности — патологическое развитие личности с нарастанием постоянного депрессивного настроения, происходящее под влиянием длительных или повторных психотравмирующих факторов и при определенном конституциональном предрасположении. Депрессивные эквиваленты — периодически возникающие состояния, характеризующиеся разнообразными жалобами и симптомами преимущественно вегетативного характера, заменяющие приступы депрессии при маниакально-депрессивном психозе. Депрессия \аергез5'ю; лат. йерпто, Аергеюит — понижать, подавлять, угнетать; син.: баритмия (устар. ), синдром депрессивный] — состояние, характеризующееся угнетенным или тоскливым настроением и снижением психической активности, сочетающимися с двигательными расстройствами и разнообразными соматическими нарушениями (потеря аппетита, похудание, запоры, изменение ритма сердечной деят-ти и т. п. ). Субъективно человек в состоянии Д. испытывает прежде всего тяжелые мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Самоооценка резко снижена. Измененным оказывается восприятие времени, к-рое течет мучительно долго. Для поведения в состоянии Д. характерны замедленность, безинициативность, быстрая утомляемость; все это приводит к резкому падению продуктивности. В тяжелых, длительных состояниях Д. возможны попытки к самоубийству. Различаются функциональные состояния Д., возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования, и патологическая Д., являющаяся одним из основных психиатрических синдромов. См. Расстройство дистимическое.
Д. адинамическая [а. ааупатгса; син.: Д. апатическая] — Д. с преобладанием ослабления побуждений. См. Депрессия у детей и подростков адинамическая. Д. ажитированная [а. а§1Ша; лат. а§1ю, а& Шит — приводить в движение, возбуждать] — Д., сопровождающаяся двигательным возбуждением, иногда доходящим до неистовства. Д. алкогольная [а. а1соИоИса\ — дисфорическая или слезливая Д., возникающая при алкогольной абстиненции. Д. ананкастическая [а. апапсазиса; греч. апапЬазШ — принужденный] —Д., сочетающаяся с к. -л. навязчивыми состояниями. Д. анестетическая [а. апае51Иепса\—}\., сопровождающаяся мучительными переживаниями отсутствия чувства радости, горя и т. п. См. Депрессия у детей и подростков анестетическая. Д. апатическая [с!. араШса} — см. Д. адинамическая. Д. астеническая {и. аМИетса', син.: синдром астеноди-стимический] — Д. с преобладанием яатений психического и физического истощения. Д. без депрессии — см. Д. маскированная. Д. брюзжащая — см. Д. ворчливая. Д. вегетативная [а. \е$еШйуа\ — Д. с преобладанием вегетативных расстройств. Д. витальная [а1. \'ШШ} —Д. с выраженной предсердеч-ной тоской, чувством тяжести в различных частях тела и психической анестезией. Д, ворчливая [син.: Д брюзжащая] —Д. с преобладанием недовольства окружающими людьми и обстановкой. Д. галлюцинаторно-параноидная [а". §а11иста(опо-загапоШеа] — Д., сопровождающаяся вербальными галлюцинациями, иллюзиями и бредом, содержанием к-рых чаще Есего являются идеи обвинения, угрозы, преследования.
Д. дисфорическая {а. ау5рНопса; грен. йузрНопа — доса-ла. раздражение] — Д. со злобностью, мрачной раздражительностью и неприязнью к окружающим. См. Депрессия у детей и подростков дисфоническая. Д. застывающая — инволюционная Д., при к-рой наблюдается кататония; характеризуется быстрым исчезновением тревожного аффекта и преобладанием в последующем постоянного безразличия, бездеят-ти, брадикинезии и му-тизма. Д. заторможенная — Д. с преобладанием замедления, затруднения психических процессов и двигательных реакций. Д. инволюционная [син.: Д. пресенильная, меланхолия инволюционная, меланхолия пресенильная] — психическая
болезнь, возникающая в пожилом и престарелом возрасте, проявляющаяся Д. с преобладанием тревоги, ажитации и различных форм депрессивного бреда (самообвинения, самоуничижения, обвинения, обнищания, бреда Котара). Д. ипохондрическая [с1. пуросИопа'паса] — Д. с преобладанием явлений ипохондрического синдрома. Д. истощения [син.: Д. перенапряжения] — реактивная Д., возникающая вследствие эмоционального перенапряжения. Д. климактерическая [с1. сПтас(епса] — Д., впервые возникающая в климактерическом периоде и предположительно связанная с гормональной перестройкой. Д. ларвированная [лат. 1ап> а — маска] — см. Д. маскированная. Д. «лпшенных корней» — реактивная Д., возникающая у военнопленных, заключенных и т. п., характеризующаяся хроническим течением с навязчивой ипохондрией и др. навязчивыми явлениями, вегетативными расстройствами, снижением побуждений и трудоспособности. Д. маскированная [син.: Д. без депрессии, Д. ларвированная, циклотимия соматическая] — Д. с преобладанием различных двигательных, чувствительных и вегетативных расстройств по типу депрессивных эквивалентов. Д. матовая — см. Д. мягкая. Д. монополярная [а". топоро! ат] — см. Д. периодическая. Д. мягкая [а1. тШз; син.: Д. матовая] — Д. со слабо выраженными основными проявлениями. Д. невротическая [а1, пеигоиса] — психогенно обусловленная легкая форма Д. с преобладанием грустного настроения, адинамии, нередко с явлениями навязчивости или ипо-хондрически-синестопатическими явлениями.
Д. нейролептическая [с/. пеиго1ерИса] — адинамиче-ская Д., возникающая при лечении нейротропными веществами, обычно сочетающаяся с акатизией. Д. отчуждения — Д. с преобладанием явлений деперсонализации и дереализации.
Д. панфобическая [Д. рапрИоЫса; греч. рап — ъс5 + рНо-Ьоз — страх] — Д. с преобладанием разнообразных фобий. Д. паралитическая [с/. рага\уиса\ —Д. при прогрессивном параличе, проявляющаяся в начальной стадии в виде астенической дисфорической Д., а на высоте развития болезни — тревожной ажитированной Д. с нигилистическим бредом. Д. параноидная [с/, рагапо/с/еа] —Д. с выраженным или преобладающим в клинической картине бредом преследования, обвинения, виновности, обнищания, ущерба. Д. перенапряжения — см. Д. истощения. Д. периодическая \с1. регюсИса; син.: Д. монополярная, Д. ремиттирующая] — Д., периодически возникающая в форме депрессивных фаз, не сменяющихся маниакальными или гипоманиакальными; наблюдается при маниакально-депрессивном психозе и циклотимиии. Д. почвы [син.: Шнейдера депрессия почвы] —Д., не связанная с маниакально-депрессивным психозом, характеризующаяся сочетанием подавленного настроения со страхами, навязчивыми состояниями и деперсонализацией. Д. пресенильная [с1. ргаезепШз] — см. Д. инволюционная. Д. п. злокачественная [и. р. таИ§па] —Д., возникающая у пожилых и престарелых лиц в форме непрекращающегося тревожного возбуждения с речевой бессвязностью, растерянностью, периодами помрачения сознания. Д. провоцированная [с!. р^оVосапVа\ — эндогенная Д., развивающаяся в непосредственной связи во времени с пси-хотравмирующими событиями, отраженными в переживаниях больного обычно только в начале приступа Д. Д. простая [с1. з1тр1ех] — Д., ограничивающаяся лишь основными ее проявлениями: тоскливым настроением, иде-аторным и психомоторным торможением. См. Депрессия у детей и подростков простая. Д. психогенная [д. р^успо^епа] — см. Д. реактивная. Д. реактивная [а1. геасича\ син.: Д. психогенная} — Д., развивающаяся в результате психической травмы и отражающая в своем содержании травмирующую ситуацию. Д. ремиттирующая [Л. гетШет] — см. Д. периодическая. Д. сенильная [а". зепШз] — Д., развивающаяся в старческом возрасте. Д. симптоматическая [а". 5утр1отаиса\ —Д., возникающая при различных болезнях внутренних органов или органических поражениях головного мозга. Д. слезливая \а. 1асптаШ\ — Д., сочетающаяся со слезливостью. Д. «смены квартиры» — форма реактивной Д., возникающая после смены привычного места жительства у лиц пожилого и старческого возраста. Д. соматогенная [а1. 5отаю& епа] — Д., обусловленная заболеваниями к. -л. органов или системы организма, травмами и т. д. Д. сосудистая [а". Vа5си^а^^8\ —Д. при атеросклерозе, характеризующаяся раздражительностью, слезливостью, тревогой, головными болями, головокружениями, снижением памяти, сознанием болезненности своего состояния. Д. страха [а1. апх1еШш\ — Д. с преобладанием безотчетного чувства нависшей опасности и постоянным беспредметным беспокойством. Д. ступорозная \й. Мирогоза] — Д., при к-рой идеатор-ная и моторная заторможенность достигают степени ступора. См. Депрессия у детей и подростков ступорозная.
Д. тревожная [Л. ИтШа\ —Д. с тягостным, мучительным ожиданием неизбежного конкретного несчастья; сопровождается однообразным речевым или двигательным возбуждением. См. Депрессия у детей и подростков тревожная. Д. улыбающаяся — Д., при к-рой крайне подавленное настроение сочетается с иронической или скорбной улыбкой. Д. фона — дисфорическая Д., возникающая в связи с отрицательными эмоциями, к. -л. болезнью или травмой. Д. циклотимическая [и. сус1о1пут1са\ — 1. Легкая форма Д. при циклотимии. 2. В зарубежной литературе — депрессивная фаза маниакально-депрессивного психоза. Д. циркулярная [с/. агси1ат} —Д., представляющая собой фазу маниакально-депрессивного психоза. Д. экзистенциальная {А. ех'МепНаШ; лат. ехШеШш — существование] — реактивная Д. с доминированием представлений о полной безнадежности и бессмысленности своего дальнейшего существования. Д. эндогенная {и. епс1о$епа\ син.: меланхолия] — Д., возникающая при маниакально-депрессивном психозе и шизофрении. Д. эндореактивная [с!. епс1огеас1'ма] — состояние, характеризующееся нечетко очерченными фазами, нередко с тоской, тревогой, иногда с ипохондрическими явлениями. Депрессия у детей и подростков — к настоящему времени доказано, что депрессивные расстройства, в том числе эндогенные (при циклотимии и шизофрении), могут возникать в любом возрастном периоде детства, начиная с младенчества, в своеобразных формах, обуслоштенных влиянием возрастной личностной динамики. Д. в детстве возникают начиная с младенческого возраста и преимущественно представляют собой длительное патологическое состояние, на фоне к-рого выступают короткие очерченные эпизоды возбуждения, связанного со страхом, тревогой, тоской или дисфорией, и соматовегетативные кризы, имеющие приступообразный характер и сопровождающиеся страхом. Д. адинамическая — депрессивное состояние, в к-ром на первый план выступают расстройства энергии: снижение побуждений, бессилие, вялость, лень, слабость эмоционального отклика при субъективно слабом ощущении сниженного настроения. В наиболее легких случаях адинамическая Д. ограничивается жалобами на постоянную усталость, утомление, нежелание приступить к занятиям и даже игре, угасание интересов. Адинамическая Д. сопровождается медлительностью и бездеят-тью, хотя идеаторная и моторная заторможенность отстутствуют или являются минимальными. Больные в основном не отмечают затруднений в движении, могут быстро ходить и бегать, но отсутствует желание играть, заниматься спортом, выходить на улицу. Снижение продуктивности в учебе возникает из-за трудностей включения в работу, слабости концентрации и непродолжительности активного внимания, хотя при контроле и стимуляции со стороны взрослых ребенок выполняет задания достаточно хорошо усваивает уч. материал, а снижение успеваемости является очень незначительным, хотя при Д. а. дети отказываются от посещения школы. Оставаясь дома, дети и подростки с Д. а. проводят время в безделье, ничем не могут себя занять, жалуются на скуку, но не хотят играть и разговаривать ни с детьми, ни со взрослыми. Нередко отмечается сонливость, особенно выраженная в утреннее и дневное время и являющаяся дополнительным препятствием для школьного обучения. Д. а. отмечаются во всех возрастных группах детства. Наиболее распространенными они являются при шизофрении, реже Д. а. встречаются в рамках циклотимии. Для Д. а. в рамках шизофрении характерны эпизоды немотивированного страха, идеи отношения, элементарные идеи преследования. Д. анестетическая — депрессивное состояние, протекающее с преобладанием психической анестезии, ощущением болезненного бесчувствия, отстутствием любви к близким, утратой чувств радости, печали, страха, исчезновением возможности сопереживания, сострадания, эмоционально- го резонанса, сопровождающихся мучительным переживанием своей эмоциональной измененности. Анестетическая Д. возникает нечасто и только начиная с подросткового возраста имеет затяжной характер и чаще всего протекает с малой выраженностью или отсутствием болезненного компонента психической анестезии. Анестетическая Д. в пубертатном периоде, как правило, возникает в рамках первого психоза приступообразной шизофрении. На протяжении одного приступа к анестетическим расстройствам со временем присоединяются др., более тяжелые психические расстройства. Д. астеноподобная — характеризуется прежде всего утомляемостью, истощаемостью, раздражительностью и гиперестезией (непереносимость яркого света, громких звуков), в связи с чем депрессивное состояние имеет определенное сходство с астеническим синдромом. При Д. а. больные часто жалуются на вялость, слабость, усталость, непереносимость учебных нагрузок, шума, яркого света, обидчивость, плаксивость, головные боли, тяжесть во всем теле, неприятные телесные ощущения, общее недомогание, снижение памяти. Усталость, утомление, нарушение памяти и концентрации внимания носят, однако, не истинно астенический характер, проявляясь уже в начале работы и сменяясь повышенной работоспособностью в конце дня. Д. а. сопровождаются падением аппетита, нарушением сна (трудностями засыпания, прерывистостью, чуткостью, сна, отсутствием чувства сна). Собственно аффективные расстройства при Д. а. являются малодифференцированными, аморфными и неустойчивыми (скука, неудовлетворенность, подавленность, беспокойство). Нередко при Д. а. возникают очерченные состояния с дисфорической окраской настроения, наступающие в основном при неблагоприятных ситуациях (как правило, в ответ на замечания, порицания, нравоучения родителей и педагогов). Д. боязливая — депрессивное состояние с преобладающим аффектом страха. Страх на фоне Д. выступает как ха-
рактерное для детского возраста расстройство, универсальная форма реагирования, проявляющаяся в утрированном виде и придающая Д. в целом боязливый оттенок. Д. б. в основном присущи детям дошкольного и младшего школьного возраста и становятся более редкими в пубертате. Наибольшей выраженности страх достигает вечером и ночью, сопровождается нарушением засыпания, прерывистостью сна, устрашающими сновидениями, иллюзиями, а иногда и галлюцинациями: у маленьких детей чаще зрительными, у старших — элементарными слуховыми. Чрезвычайно выраженными при Д. б. являются идеаторная и моторная заторможенность и слезливость. Нередко аффект страха тесно связан с неприятными или мучительными телесными ощущениями, имеющими тенденцию к возникновению в виде кризовых состояний. Страх в Д. б. редко является изолированным аффектом, выступая в сочетании с тревогой, тоской, дисфорией, а у маленьких детей — со слабодифференцированным печальным настроением, сопровождающимся плачем. Отмечается также снижение побуждений, падение активности, продуктивности, трудности концентрации внимания, замкнутость. В преобладающем большинстве случаев Д. б. наблюдаются в рамках шизофрении и являются, как правило, первыми — манифестными — сотояниями. Для них свойственны особый характер фабулы страха с нелепым, вычурным оттенком, беспредметностью и отсутствие связи с психотравмирующей ситуацией. Д. б. при циклотимии развиваются в дошкольном возрасте в самом начале болезни как реактивные, вслед за к-рыми наступают повторные депрессивные фазы др. типа. Д. дисфорическая — отличается превалированием атипичного злобного аффекта с недовольством окружающим, раздражительностью, вспыльчивостью, временами приводящей к вспышкам ярости и агрессии, со стремлением к разрушению. Доминирующим в Д. д. явялется не столько переживание собственной несостоятельности, сколько ощущение несправедливо нанесенной обиды, недооценки окру-
жающими, заброшенности, т. е. в своих неудачах дети склонны винить окружающих, что сопровождается оппозиционным, вызывающим поведением, грубостью, драками, уходами из дома, антидисциплинарными поступками. Наряду с жалобами на «плохое», «злое» настроение отмечаются кратковременные тревожные, тоскливые или боязливые эпизоды, вялость, потеря былых интересов, снижение побуждений. Наступающая в связи с этими нарушениями учебная дезадаптация, как правило, сопровождается поведенческими расстройствами, антидисциплинарными поступками, злыми, циничными выходками, грубостью, драками, пропуками уроков, уходами из дома. Многие подростки отказываются от посещения школы и в связи с легкой подчи-няемостью легко примыкают к группам асоциальных подростков, начинают курить, выпивать, употреблять наркотики, вступают в ранние сексуальные связи. Суицидальная опасность во время Д. д. особенно велика, поскольку в свзи с нераспознанностью патологического состояния подростки длительное время не получают адекватного лечения. Д. простая — характеризуется слабодифференцированным сниженным настроением с преобладанием грусти и печали, сопровождающимся пониженной самооценкой и пессимистической оценкой настоящего и будущего, без значительной моторной и идеаторной заторможенности. Дети и подростки с Д. п. вялы, подавленны, безрадостны, жалуются на скуку, желание плакать без причины. Приятные события не вызывают живой эмоциональной реакции, в то же время незначительные внешние отрицательные факторы вызывают значительное ухудшение самочувствия и настроения. При углублении Д. п. в нек-рых случаях появляются признаки тоскливого аффекта с физическим ощущением подавленности, характерной болью за грудиной, нарастанием моторной заторможенности, возникновением чувства безысходности и отчаяния и нечастые кратковременные раптоидные состояния с массивными мучительными телесными ощуще-
ниями. Во многих случаях Д. п. включают и кратковременные дисфорические или тревожные эпизоды. Д. слезливая — депрессивное состояние, особенно характерное для детей дошкольного возраста, для к-рого характерен плач с обильными слезами, возникающий по любому незначительному поводу или беспричинно. Плач носит характер то почти постоянного хныканья, нытья, капризности, то готовности к плачу с эпизодическими продолжительными рыданиями, причитаниями и криком. Слезливость выступает в сочетании с нарушением сна, падением аппетита, жалобами на скуку и неприятными телесными ощущениями или болями в различных частях тела. Иногда при слезливой депрессии отмечаются кратковременные эпизоды страха, чаще ночные, а также раздражительность, злоба и агрессия. В основном же аффективные расстройства аморфны и неустойчивы. Так же непостоянны и фрагментарны высказываемые детьми идеи заброшенности. Такие состояния часто квалифицируются как Д. с. лишь ретроспективно при возникновении последующих Д. с более очерченной симптоматикой. Д. соматизированная [син.: Д. маскированная, Д. вегетативная, Д. ларвированная] — депрессивный симптомо-комплекс, в к-ром доминирует та или иная, малосимптомная или полиморфная, соматовегетативная симптоматика, имитирующая первичную соматическую патологию, маскирующая собственно депрессивные проявления, к-рые, тем не менее, всегда присутствуют и могут быть выявлены. В преобладающем большинстве случаев дети с манифестной Д. с. осматриваются психиатром только после клинического демаскирования Д. или возникновения повторных патологических состояний с отчетливым депрессивным аффектом. У нек-рых детей, уже находившихся под наблюдением психиатра, Д. с. возникают на фоне очерченных депрессивных расстройств или др. психической симптоматики. Неприятные, порой невыносимые телесные ощущения, боли, вегетативные и псевдоневрологические расстройства нередко со-
провождаются ипохондрической фиксацией и астеноподоб-ными нарушениями. По характеру преобладающих жалоб соматические «маски» детских Д. в основном делятся на желудочно-кишечные, неврологические, сердечно-сосудистые, инфекционно-аллегорические, дыхательные, кожные, смешанные, к-рые нередко сопровождаются тревогой, но чаще — страхом смерти с беспокойством или, напротив, скованностью и обездвиженностью. Повторные депрессивные состояния или по-прежнему отличаются маскирован-ностью за счет пышности соматических жалоб, или обнаруживают ослабление соматовегетативного компонента и появление ярких собственно аффективных расстройств — в основном тоскливых или дисфорических. Д. с психопатоподобными расстройствами — депрессивное состояние, в к-ром расстройства, имитирующие патологию характера (грубость, дерзость, злобность, агрессивность, оппозиционность, повышенная возбудимость, деспотизм, истероидность и т. п. ), выступают в сочетании с поведенческими нарушениями: пропусками занятий, отказом от посещения школы, драками, антидисциплинарными поступками, уходами, бродяжничеством, употреблением наркотических веществ, ранними сексуальными связями, а иногда и криминальными действиями. Поведенческие расстройства, чрезвычайно часто возникающие и Д. маскирующие, колеблются от элементарных антидисциплинарных поступков до тяжелых форм девиантного поведения. Они, как правило, носят защитный характер. Истинного оживления влечений в период Д. обычно не происходит; исключение составляют крайне редкие, пародоксально спаянные с тревожной Д. разнообразные влечения овладевающего характера — от стремления к покупке престижной игрушки, одежды и т. п. до нелепых влечений с садистической, драмоманиче-ской или сексуальной окраской. Д. с психопатоподобными расстройствами не являются самостоятельным вариантом Д., а представляют собой разнообразные аффективные со-
стояния, чаще всего дисфорические и ступидные, реже — адинамические и соматизированные Д. Суточные колебания имеют «правильный» ритм и характеризуются утренней вялостью, слабостью, разбитостью, множественностью мучительных телесных ощущений; вечером все более выраженными становятся тревога и страх, сопровождающиеся выраженным двигательным бспокойством. Д. ступидная — депрессивное состояние, в к-ром преобладающей является идеаторная заторможенность при отсутствии или слабой выраженности торможения в сфере моторики и стертости депрессивного настроения. У школьников при Д. этого типа отмечается резкое падение успеваемости, связанное с утратой способности к восприятию новых сведений, субъективным ощущением потери памяти, затрудненности к воспроизведению нового материала и сосредоточения внимания. При выраженном и длительном характере Д. с. возникает так называемая депрессивная псевдодебильность, имитирующая умственную отсталость. На этом фоне отмечаются нередко выраженные идеи несостоятельности, самоуничижения, страх школы, иногда с полным отказом от ее посещения, сопровождающийся приступами плача, истерическими реакциями или дисфориче-скими эпизодами со злобой, агрессией и разрушительными тенденциями. Д. с. возникают преимущественно у школьников, но иногда и у детей старшего дошкольного возраста, что является поводом для обращения к психиатру для решения вопроса об уровне интеллекта и рекомендации посещения специальной школы. В нек-рых случаях кратковременные (продолжительностью 2—3 недели) Д. с. не успевают вызвать школьной дезадаптации и выявляются ретроспективно при возникновении более тяжелых и длительных психических расстройств. Д. с. у детей наблюдаются в рамках шизофрении, циклотимии, реактивных и невротических состояний. Д. с. при шизофрении кроме идеаторной заторможенности почти всегда включают симпотомы нарушения мышления — обрывы, наплывы мыслей, ощущение пустоты в голове, со-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|