Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нейропсихология. Этапы коррекционной работы




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАССЫЛКА № 1/2022

Нейропсихология

          Лучшая инвестиция в вашей жизни  - 

         это инвестиция в ваши мозги, ваше

         образование и ваш образ мышления.

                       Николай Латанский

 

Сегодняшнее психическое и соматическое здоровье детей вызывает не просто интерес профессионалов, оно шокирует. На лицо парадокс: в медицинской карте состояние ребенка оценивается как соответствующее нормативному, а ребёнок не может обучаться, конфликтует с окружающими, проявляет склонность к девиантному поведению.

Специалисты констатируют, что у нынешних детей наблюдается снижение иммунитета, эпи-готовность, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. Фасад этих проблем с возрастом меняется. Сначала ребёнок перепутал день с ночью, потом возник энурез, далее в 10 лет - страх ответа у доски, в 15 лет сексуальные проблемы. Поэтому нужно оценивать здоровье и психический статус детей по - новому. Изменился мир, и изменились адаптивные механизмы человека. Особенно это заметно на детях. Что же делать родителям таких детей?

Нейропсихология – наука, которая изучает взаимосвязь психических процессов человека с состоянием его мозга. Соответственно, нейропсихолог – это клинический психолог (или психолог, получивший квалификацию клинического), который знает особенности развития мозга, владеет методом нейропсихологической коррекции. Он может выполнять нейропсихологическую диагностику, выделять зоны головного мозга, которым требуется дополнительная нагрузка, составлять индивидуальные программы занятий для своих пациентов. В такую программу входят различные физические и интеллектуальные упражнения, в случае с детьми – игры.

Нейропсихология сформировалась во второй половине XX века на стыке общей психологии, психофизиологии и медицины.   Центральная проблема, которая стоит перед нейропсихологией – мозг как субстрат психических процессов. Нейропсихология – отрасль психологии, изучающая структурно-функциональную организацию высших психических функций. Говоря более простым языком, нейропсихология изучает, каким образом психические процессы (представленные в виде высших психических функций: память, внимание, мышление, речь, пространственные представления) реализуются на уровне головного мозга.

Впервые целостная концепция нейропсихологической коррекции была создана Марией Монтессори, итальянским педагогом, которая полагала, что обогащение чувственного опыта и развитие моторики (сенсомоторная коррекция) автоматически приведут к развитию мышления, поскольку являются его предпосылками.

Трёхэтапную систему нейрокоррекции разработал бельгийский педагог Ж. О. Декроли. Первый этап был посвящён развитию сенсорики, второй — формированию мышления в процессе овладения языком и речью, и третий — воспитанию культуры деятельности ребёнка (пение, движения, рисование, ручной труд и т. д. ).

Современные методы нейропсихологической коррекции базируются на теориях Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, а также разработках современных специальных психологов и нейропсихологов (В. И. Лубовского, Ж. М. Глозмана, Т. В. Ахутиной, Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Г. Р. Новикова, А. В. Семенович, Л. С. Цветкова).

В настоящее время нейропсихологическая коррекция пользуется большим спросом, поскольку является очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребёнка и помощи ему в подготовке к предстоящему обучению в школе.

Этапы коррекционной работы

Как правило, выделяются четыре этапа:

1. Диагностический этап. На данном этапе при помощи нейропсихологического обследования выявляют актуальный уровень развития и знаний ребёнка, выделяют особенности функционирования мозговых структур, а также разрабатывают индивидуальную коррекционную программу.

2. Установочный этап. Данный этап направлен на создание у ребёнка и его родителей необходимой мотивации и активной установки на прохождение нейропсихологической коррекции. Устанавливается эмоциональный контакт как с ребёнком, так и с его родителями, что необходимо для дальнейшей работы.

3. Коррекционный этап. Осуществляется программа нейрокоррекции в соответствии с разработанным ранее планом.

4. Оценка эффективности коррекционной работы. Проводится контрольное нейропсихологическое обследование, которое позволяет зафиксировать результат коррекции. Следует заметить, что максимальный эффект может быть достигнут не менее, чем спустя 6-7 месяцев коррекционной работы с ребёнком.

Принципы

1. Принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики. Этот принцип означает, что для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы. В то же время активное функционирование и коррекция влияет на созревание структур мозга и нервной системы. (Сформулирован П. Я. Гальпериным).

2. Принцип системности. Нейрокоррекция направлена не на преодоление одного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности ребёнка в целом.

3. Принцип опоры на сохранные формы деятельности. Нейропсихологический подход в коррекции означает развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики.

4. Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребёнка. В программе нейрокоррекции учитываются личностные и эмоциональные особенности ребёнка, его семейная ситуации и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций.

5. Принцип вовлечения. Нейропсихолог должен создать ситуацию эмоционального включения ребёнка в процесс коррекции, а также создать необходимую мотивацию.

6. Принцип «замещающего онтогенеза». Данный принцип заключается в последовательном воспроизведении нарушенных этапов развития, начиная от самого раннего.

7. Принцип комплексности. Воздействие оказывается комплексно — на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы.

8. Принцип «от простого к сложному». Это дидактический принцип, который обязательно учитывается при построении коррекционной программы для ребёнка.

Нейропсихология имеет ряд направлений: экспериментальная нейропсихология, психофизиологическая нейропсихология, дифференциальная нейропсихология и другие.

 

Нейропсихология изучает то, как особенности развития мозга человека влияют на его личность и поведение и может ответить на следующие вопросы:

· как именно мозг участвует в осуществлении разных психических процессов?

· как травмы и нарушения в развитии мозга влияют на психику?

· как развивается мозг?

· каковы нейропсихологические особенности детского возраста?

· как нейропсихология может помочь ребёнку расти здоровым и умным?

Нейропсихологи работают с детьми и со взрослыми пациентами, у которых отмечаются различные нарушения психических функций, связанные с поражениями головного мозга и центральной нервной системы (ЦНС). Чаще всего это люди, которые восстанавливаются после инсультов, черепно-мозговых травм, нейрохирургических операций и т. д.

Для полноценной жизни важны именно функциональные возможности, а не формальное «абсолютное здоровье». Именно нейропсихология изучает особенности развития, работы, нарушения и восстановление когнитивных функций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...