Детская нейропсихология. Существует два вида дефекта первичный и вторичный.
ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ Непослушание, частые капризы, тревожность, агрессивность, плохой сон, плохой аппетит, неумение/нежелание что-либо делать (одеваться, рисовать, есть ложкой самостоятельно и так далее) и вообще всё, что принято называть плохим поведением – это не что иное, как крик о помощи. Сигнал, который подаёт мозг ребёнка взрослым. Таким образом, мозг сообщает, что на каком-то этапе что-то в развитии мозга пошло не так. Нейропсихолог – как раз тот специалист, который умеет понять эти сигналы, расшифровать их и помочь ребёнку справиться и наверстать упущенное. «Безусловно, не стоит забывать о характере и темпераменте ребенка. Дети разные: в силу своей природы одни шумные и активные, другие спокойные и медлительные. Кто-то легко идет на контакт, а кому-то требуется время, чтобы адаптироваться в группе. Есть жаворонки и совы, есть те, кто схватывает всё быстро, а есть те, кому надо дать время. НО! Если какое-то проявление, какая-то особенность ребёнка мешают качеству его жизни, а вас лишают радости материнства, вам следует самим себе помочь. И начать стоит с похода к детскому нейропсихологу и/или неврологу» - поясняет Алла Козурова, нейропсихолог детского центра «Как Здорово» Если ребенок не справляется с учёбой в школе или детском саду, плохо пишет, читает и считает, отвлекается на уроках, забывает то, что ему говорят, - эти трудности также могут объясняться его нейропсихологическими особенностями. Мозг каждого человека уникален, имеет свой темп и свои особенности развития, но школа – учреждение массовое, там ко всем детям относятся одинаково. Поэтому часто оказывается, что современному ребёнку нужна поддержка специалистов, чтобы справляться со школьными и жизненными трудностями.
Во многих случаях наилучшие результаты обеспечивает комплексный подход – совместная работа нейропсихологов, логопедов, психотерапевтов. Вместе они помогают ребёнку решить весь спектр его проблем, преодолеть не только нейропсихологические, но и эмоциональные, поведенческие трудности: нежелание учиться, проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, плохое поведение в классе, тревожность, страхи и многое другое. Детский нейропсихолог – специалист, который может диагностировать возможные нарушения в деятельности высших психических функций ребенка и осуществлять коррекционное воздействий современными нейропсихологическими методами. Методы детской нейропсихологии применимы как к нормативно развивающимся детям, так и к детям, имеющим нарушения в развитии. Детский нейропсихолог лечит нарушения психических функций без медикаментозного вмешательства. Нейропсихолог работает только с мозгом ребенка, приводя к балансу его различные области. Правильное развитие и функционирование основных психических процессов напрямую связано с работой конкретных областей головного мозга. И зачастую поведение ребенка или его неуспеваемость в школе объясняется именно мозговой дисфункцией какого-то определенного участка, что как раз изучает и диагностирует нейропсихолог. Формирование высших психических функций происходит в строгой последовательности, причем каждая из них имеет свой определенный период формирования. Кроме того, формирование мозга и других систем непосредственно связаны и весь процесс развития, каждый его этап и особенности формирования ребенка, начиная от зародыша, до взрослого возраста влияет на показатели высших психических функций. Также гармоничное развитие обязательно включает в себя социализацию и ее особенности, т. к. даже полностью здоровый человек в негативных социальных условиях будет иметь отставания в том или ином виде развития.
Детский нейропсихолог занимается: · диагностикой уровня развития ребенка; · коррекцией проблем, связанных с развитием; · помощью в адаптации или с усвоением информации, а также реализацией способностей детям, которые не имеют нарушений в развитии, но в силу каких-то особенностей не могут справиться самостоятельно. По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Чаще всего причины этих проблем заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, которые возникли во время перинатального периода, при патологии родов, а также во время развития патологий нервной системы в течение трех месяцев жизни ребёнка.
Существует два вида дефекта первичный и вторичный. Первичный дефект — это чисто биологическая поломка, повреждение нервной системы, связанная с гипоксией, асфиксией, с черепно-мозговыми травмами, с воздействием вредностей в период беременности матери (например: табакокурение, алкоголизм, прием медицинских препаратов, перенесенные во время беременности заболевания, начиная от гриппа и заканчивая краснухой). Родителям необходимо помнить о том, что основная закладка высших психических функций происходит до трех лет. Именно в данный период должны быть созданы оптимальные условия для развития ребенка. Основная масса патологий (вторичный дефект) закладывается непосредственно самими родителями через неправильное взаимодействие с ребенком, а также деструктивным влиянием окружающей среды (синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержка психического развития (ЗПР), задержка речевого развития (ЗРР), психозы, аутизм). Некоторые матери не кормят детей грудью. При этом по разным каналам периодически проходит информация о том, что не все детское питание усваивается в организме. Искусственное оплодотворение и суррогатное материнство также может привести к различным нейронарушениям, органическим поражениям мозга, иногда к умственной отсталости. Вторичный дефект (психологический) напрямую связан с первичным (биологическим) дефектом. При этом если первичным дефектом занимаются врачи, к примеру, психиатр, при тяжелой патологи (психической) поможет купировать биологический дефект с помощью лекарственной терапии, то вторичным дефектом занимаются нейропсихологи, помогая наладить процессы.
Диагностику проводят, начиная с 2-3 лет, но мозговые структуры и функции в этом возрасте только созревают, в связи с чем, только с 5 лет проводят нейрофизиологическую коррекцию в развернутом виде с учетом возраста ребенка. Развитие функций и задержки в развитии Для каждой высшей психической функции существует свой сензитивный период, который является наиболее благоприятным. В то же время именно в этот период данная функция является наиболее уязвимой (в период развития речи любые нарушения могут привести к задержкам речевого развития). Каждая психическая функция развивается в двух направлениях – внутрисистемная и межсистемная перестройка. В онтогенезе абсолютно все функции проходят ряд перестроек, при этом нарушение любой из них, может привести к проблемам в обучении. Таким образом, специалисту нужно понять, что происходит с ребенком (к примеру, при задержках межсистемной перестройки функции слуха или моторики - страдает речь) и на каком этапе развития ребенок испытывает трудности, а также определить " образовательный маршрут".
Говоря о латерализации функции и о выборе левой или правой руки (стороны) всегда нужно выявлять ведущее ухо, ведущий глаз, ведущую ногу. Прежде чем с уверенностью сказать, какую именно руку ребенок предпочитает, необходимо провести как можно больше диагностических проб. К примеру, по характеру графических действий (где линия более уверенная и четкая - та рука и ведущая). Методика Диакор (Выготского) - экспресс нейропсихологическая диагностики в школе.
Онлайн тест «Какое полушарие доминирует? https: //www. arealme. com/left-right-brain/ru/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|