Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детская  нейропсихология. Существует два вида дефекта первичный и вторичный.




ДЕТСКАЯ  НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Непослушание, частые капризы, тревожность, агрессивность, плохой сон, плохой аппетит, неумение/нежелание что-либо делать (одеваться, рисовать, есть ложкой самостоятельно и так далее) и вообще всё, что принято называть плохим поведением – это не что иное, как крик о помощи. Сигнал, который подаёт мозг ребёнка взрослым. Таким образом, мозг сообщает, что на каком-то этапе что-то в развитии мозга пошло не так.

Нейропсихолог – как раз тот специалист, который умеет понять эти сигналы, расшифровать их и помочь ребёнку справиться и наверстать упущенное.

«Безусловно, не стоит забывать о характере и темпераменте ребенка. Дети разные: в силу своей природы одни шумные и активные, другие спокойные и медлительные. Кто-то легко идет на контакт, а кому-то требуется время, чтобы адаптироваться в группе. Есть жаворонки и совы, есть те, кто схватывает всё быстро, а есть те, кому надо дать время. НО! Если какое-то проявление, какая-то особенность ребёнка мешают качеству его жизни, а вас лишают радости материнства, вам следует самим себе помочь. И начать стоит с похода к детскому нейропсихологу и/или неврологу» - поясняет Алла Козурова, нейропсихолог детского центра «Как Здорово»

Если ребенок не справляется с учёбой в школе или детском саду, плохо пишет, читает и считает, отвлекается на уроках, забывает то, что ему говорят, - эти трудности также могут объясняться его нейропсихологическими особенностями. Мозг каждого человека уникален, имеет свой темп и свои особенности развития, но школа – учреждение массовое, там ко всем детям относятся одинаково. Поэтому часто оказывается, что современному ребёнку нужна поддержка специалистов, чтобы справляться со школьными и жизненными трудностями.

Во многих случаях наилучшие результаты обеспечивает комплексный подход – совместная работа нейропсихологов, логопедов, психотерапевтов. Вместе они помогают ребёнку решить весь спектр его проблем, преодолеть не только нейропсихологические, но и эмоциональные, поведенческие трудности: нежелание учиться, проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, плохое поведение в классе, тревожность, страхи и многое другое.

Детский нейропсихолог – специалист, который может диагностировать возможные нарушения в деятельности высших психических функций ребенка и осуществлять коррекционное воздействий современными нейропсихологическими методами. Методы детской нейропсихологии применимы как к нормативно развивающимся детям, так и к детям, имеющим нарушения в развитии.

Детский нейропсихолог лечит нарушения психических функций без медикаментозного вмешательства. Нейропсихолог работает только с мозгом ребенка, приводя к балансу его различные области.

Правильное развитие и функционирование основных психических процессов напрямую связано с работой конкретных областей головного мозга. И зачастую поведение ребенка или его неуспеваемость в школе объясняется именно мозговой дисфункцией какого-то определенного участка, что как раз изучает и диагностирует нейропсихолог.

Формирование высших психических функций происходит в строгой последовательности, причем каждая из них имеет свой определенный период формирования. Кроме того, формирование мозга и других систем непосредственно связаны и весь процесс развития, каждый его этап и особенности формирования ребенка, начиная от зародыша, до взрослого возраста влияет на показатели высших психических функций. Также гармоничное развитие обязательно включает в себя социализацию и ее особенности, т. к. даже полностью здоровый человек в негативных социальных условиях будет иметь отставания в том или ином виде развития.

Детский нейропсихолог занимается:

· диагностикой уровня развития ребенка;

· коррекцией проблем, связанных с развитием;

· помощью в адаптации или с усвоением информации, а также реализацией способностей детям, которые не имеют нарушений в развитии, но в силу каких-то особенностей не могут справиться самостоятельно.

По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Чаще всего причины этих проблем заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, которые возникли во время перинатального периода, при патологии родов, а также во время развития патологий нервной системы в течение трех месяцев жизни ребёнка.

 

Существует два вида дефекта первичный и вторичный.

Первичный дефект — это чисто биологическая поломка, повреждение нервной системы, связанная с гипоксией, асфиксией, с черепно-мозговыми травмами, с воздействием вредностей в период беременности матери (например: табакокурение, алкоголизм, прием медицинских препаратов, перенесенные во время беременности заболевания, начиная от гриппа и заканчивая краснухой).

Родителям необходимо помнить о том, что основная закладка высших психических функций происходит до трех лет. Именно в данный период должны быть созданы оптимальные условия для развития ребенка. Основная масса патологий (вторичный дефект) закладывается непосредственно самими родителями через неправильное взаимодействие с ребенком, а также деструктивным влиянием окружающей среды (синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержка психического развития (ЗПР), задержка речевого развития (ЗРР), психозы, аутизм).

Некоторые матери не кормят детей грудью. При этом по разным каналам периодически проходит информация о том, что не все детское питание усваивается в организме. Искусственное оплодотворение и суррогатное материнство также может привести к различным нейронарушениям, органическим поражениям мозга, иногда к умственной отсталости.

Вторичный дефект (психологический) напрямую связан с первичным (биологическим) дефектом. При этом если первичным дефектом занимаются врачи, к примеру, психиатр, при тяжелой патологи (психической) поможет купировать биологический дефект с помощью лекарственной терапии, то вторичным дефектом занимаются нейропсихологи, помогая наладить процессы.

Диагностику проводят, начиная с 2-3 лет, но мозговые структуры и функции в этом возрасте только созревают, в связи с чем, только с 5 лет проводят нейрофизиологическую коррекцию в развернутом виде с учетом возраста ребенка.

Развитие функций и задержки в развитии

Для каждой высшей психической функции существует свой сензитивный период, который является наиболее благоприятным. В то же время именно в этот период данная функция является наиболее уязвимой (в период развития речи любые нарушения могут привести к задержкам речевого развития).

Каждая психическая функция развивается в двух направлениях – внутрисистемная и межсистемная перестройка. В онтогенезе абсолютно все функции проходят ряд перестроек, при этом нарушение любой из них, может привести к проблемам в обучении. Таким образом, специалисту нужно понять, что происходит с ребенком (к примеру, при задержках межсистемной перестройки функции слуха или моторики - страдает речь) и на каком этапе развития ребенок испытывает трудности, а также определить " образовательный маршрут".

  Высшие психические функции (ВПФ) Форма обучения Помощь
правша Состояние высшие психически функции в относительной норме гимназия Освоение тех или иных навыков – развивающие кружки.
Неравномерные дети или дети с минимальным мозговыми дисфункциями (что-то он тут отстает, недопонимает не слышит) Отдельные высшие психически функции могут быть недосформированы именно поэтому дети испытывают трудности. Как правило, отстает левое полушарие по речи запаздывание или дефект в развитии речи, страдает восприятие, состояние бодрствования и регуляции контроля). Обычные школы Занятие с нейропсихологом, развивающие кружки, в крайнем случае, курсы коррекционно-развивающего обучения или облегченного типа. Чтобы снизить нагрузку и дать возможность той или иной функции доразвиться.
Левши(самые интересные категории для нейропсихолога) Мозговая локализация не такая как у правшей, очень часто ведущим по речи является не только левое полушарие, но и правое одновременно. Зрительные функции могут базироваться не в затылочных отделах, а в теменно-височно-затылочных. На ранних этапах развития наблюдаются трудности в формировании фонематического анализа. При этом дети испытывают как правила выраженные трудности, связанные с чтением и письмом. Выраженной функцией письма отмечается зеркальность письма и дисграфия. Данные дети часто подвержены влиянию невротических реакций, страдает саморегуляция и мотивация. Страдают зрительно пространственные функции. Обычные школы. Но часто их пытаются перевести в классы КРО. И эта печально, потому что левши развиваются не так как правши, часто воспринимают мир через эмоциональную составляющую, являющуюся ведущей.   Здесь работу нужно вести в первую очередь с родителем (мировосприятие левшей). Развитие творчеством. Анна Владимировна Семенович «Эти невероятные левши» (ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выбирать руку - нужно научить ребенка правильно писать). Иногда такие дети в подростковом возрасте из-за того, что им дома не оказывают помощь, находят поддержку в компании из-за своей эмоциональности, и желания принятия, становятся асоциальными элементами. Если левшу переучивать, поскольку оба полушария ответственны за речь, могут возникать тики и заикания.

Говоря о латерализации функции и о выборе левой или правой руки (стороны) всегда нужно выявлять ведущее ухо, ведущий глаз, ведущую ногу. Прежде чем с уверенностью сказать, какую именно руку ребенок предпочитает, необходимо провести как можно больше диагностических проб. К примеру, по характеру графических действий (где линия более уверенная и четкая - та рука и ведущая). Методика Диакор (Выготского) - экспресс нейропсихологическая диагностики в школе.

Онлайн тест «Какое полушарие доминирует? https: //www. arealme. com/left-right-brain/ru/

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...