Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как работает нейропсихолог с детьми?




Как работает нейропсихолог с детьми?

Нейрокоррекция начинается с нейропсихологической диагностики. Она совершенно безболезненна и состоит из комплекса специальных заданий, выявляющих причины трудностей с учебой и поведением.

Главный принцип нейрокоррекции – обратный онтогенез. Это понятие означает, что нейропсихолог как бы возвращает ребенка к его более раннему детству и «запускает» те мозговые структуры, которые в то время по каким-то причинам «дали сбой».

При нейрокоррекции используется комплекс двигательных заданий и дыхательных упражнений, основанный на тех движениях, которые характерны для детей первого года жизни. Программа состоит из трех этапов:

· Восполнение энергетического потенциала. На этом этапе врач устраняет такие проблемы, как безынициативность, плохая память, слабое внимание, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость.

· Следующий этап направлен на развитие сенсомоторной и двигательной координации, представлений о пространстве, сенсорного восприятия, чувства ритма, памяти.

· На заключительном этапе ребенок обучается планированию и самоконтролю, следовать правилам, соблюдать границы, действовать по определенному алгоритму.

Нейрокоррекция по времени занимает от нескольких месяцев до нескольких лет, все зависит от тяжести случая. Родителям нужно понимать, что первое время может наблюдаться резкое ухудшение поведения и успеваемости ребенка, но вскоре все придет в норму. Это нормальная реакция мозга на протекающие в нем изменения. Необходимо, чтобы ребенок привык мыслить и действовать по-другому.

Перед началом занятий нейропсихолог обычно направляет ребенка на консультацию к неврологу и педиатру. Она нужна, поскольку некоторые упражнения противопоказаны со стороны опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы (ЦНС). Врач должен владеть полной информацией о здоровье малыша.

 

Нейропсихологическая диагностика

Нейропсихологическая диагностика – представляет собой психологический метод исследования с применением определенных заданий и упражнений, направленных на выявление актуального уровня развития внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля.

Диагностика нарушений в развитии проводится детским нейропсихологом в соответствии со следующими этапами:

· исследование функциональных нарушений мозга;

· определение особенностей физического развития;

· тестирование уровня умственного развития ребенка;

· изучение эмоциональных проявлений;

· изучение наличия патологий в функциональной асимметрии полушарий мозга;

· исследование двигательных особенностей;

· диагностика зрительной и пространственной ориентации, способности узнавать предметы;

· исследование уровня развития речи и памяти, определение уровня интеллекта, навыков чтения и письма;

· оценка праворукости и леворукости.

По итогам диагностики составляется нейропсихологическое заключение, которое включает:

· анамнез развития ребенка;

· особенности высших психических функций;

· характеристика процессов внимания, долговременной кратковременной памяти;

· особенности когнитивных и познавательных и речевых процессов;

· развитие умений чтения, счета, письма;

· описание эмоциональной сферы;

· характеристика выявленных синдромов и их локализации;

Заключение обязательно имеет выводы относительно всех перечисленных пунктов, где представлена информация о ребенке. При выявлении нарушений мозговой деятельности, также отражается локализация поражений головного мозга и дополнительные данные от врачей. На основании проведенного обследования и заключения составляется коррекционная программа для ребенка.

В ходе консультации детского психолога с родителем по результатам диагностики даются рекомендации по повышению эффективности обучения, выбору направленности школы (класса), могут прогнозировать возможные трудности в обучении. В случае необходимости ребенку предлагаются развивающие или коррекционные занятия по индивидуальной программе.

 

Нейропсихологическая коррекция

 

Нейропсихологическая коррекция (или, сокращенно, нейрокоррекция) – одно из эффективных направлений современной психологической коррекции. Это комплекс методик, которые применяются для преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Программа нейропсихологической коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе данных нейропсихологической диагностики. Нейропсихологическая коррекция условно делится на два неразрывно связанных компонента:

1. Двигательная коррекция;

2. Когнитивная, или познавательная коррекция.

Занятия включает в себя серию специальных двигательных и дыхательных упражнений (сенсомоторная коррекция) и когнитивные игры и задания, которые стимулируют у ребенка общую активацию и развитие высших психических функций. Для создания у ребенка устойчивой и позитивной мотивации занятия по нейрокоррекции проводятся в игровой форме.

Первый компонент - двигательная коррекция служит для стимуляции регуляции движений, улучшения межполушарного взаимодействия развития пространственных представлений детей.

Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи:

1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.

2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только).

3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.

4. Развивается слуховое и зрительное внимание.

5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

В ходе коррекционных занятий в мозге происходят следующие процессы:

1. Во-первых, развиваются двигательные зоны коры головного мозга, росту которых что-либо помешало на ранних этапах жизни ребёнка.

2. Во-вторых, укрепляется связь между двумя полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности.

3. В-третьих, движение способствует энергетической подпитке мозга, повышению умственной работоспособности и ускорению всех психических процессов.

Наконец, пока ребёнок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны его мозга, ответственные за планирование, программирование и контроль. Позже эти навыки пригодятся ребёнку в любой ситуации.

Движение – основа всех психических процессов, но жизнь не ограничивается одним только движением. Поэтому и работа нейропсихолога не ограничивается двигательной коррекцией.

 

Второй же компонент, когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление его учебных трудностей ребенка.

Когнитивная коррекция представляет собой комплекс специальных психологических методик, направленных на восстановление и развитие высших психических функций и обучение ребенка контролю за своим поведением.

В когнитивной коррекции существуют определенные принципы:

Взрослый на себя берет функцию слабого звена. Если у ребенка проблемы с функцией регуляции и контроля - взрослый сначала проговаривает все, что за чем идет, но раз за разом все больше начинает выключаться из процесса. Затем функция проговаривания у ребенка отмирает и функцию проговаривания на себя берет внутренняя речь. То есть психолог работает в зоне ближайшего развития ребенка.

Работая со слабым звеном, мы работаем не с изолированной конкретной функцией, которая поражена, мы работаем с теми участками и с теми функциям, которые включены в поврежденную функцию. Пример: если у ребенка есть какие-либо речевые нарушения бесполезно заставлять его говорить и говорить. Можно подойти к речи через мыслительную или моторную функцию, через телесную терапию, через неречевой слух (музыка). Подойти через эмоциональный фактор, то есть вызвать положительное эмоциональное включение в процессе коррекции. Таким образом, развитие эмоциональной сферы, если она западает, является первоочередной задачей коррекции, потому что эмоции как бы подпитывают познавательную деятельность ребенка.

Ребенок не объект коррекции, а субъект коррекции и не надо его брать как обезьянку в зоопарке и вдалбливать ему какие-то прописные истины. Основная задача - в процессе коррекции сделать так чтобы ребенок мог самостоятельно справляться с заданием, пусть это будет самое легкое задание, но важно, чтоб он его смог сделать сам. Если он его делает сам – то повышается интерес и повышается мотивация.

Постепенно, двигаясь от простого к сложному, опираясь на то, что у ребёнка получается, специалист изучает и прорабатывает все его трудности.

Через специально составленный и подобранный комплекс двигательных и когнитивных упражнений специалист-нейропсихолог последовательно активирует каждую зону мозга ребенка. Эти упражнения — движения глаз, совместные движения рук и ног, раскачивания, ползание — повторяют естественные движения, которые совершает нормально развивающийся младенец. Когда ребенок осваивает их, структуры его мозга, наконец, начинают работать в той последовательности, в которой должны были с момента рождения.

Для того, чтобы метод приносил результаты, все двигательные упражнения должны выполняться тщательно, в строгой последовательности и обязательно в сочетании с когнитивными упражнениями, индивидуально и под контролем специалиста. Только тогда они становятся базой для активации высших психических функций - эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления, процессов саморегуляции и др.

Через управление своим телом и своими движениями, овладение когнитивными функциями ребенок получает возможность преодолеть неадаптивные особенности своего развития, трудности в школьном обучении, трудности саморегуляции и детские поведенческие проблемы. Ребенок обретает способность контролировать психическую деятельность, у него формируется зрительное и слуховое восприятие, а выявленные ранее нарушения психических функций корректируются.

В рамках нейропсихологической коррекции предусмотрено выполнение ребенком несложных домашних заданий и соблюдением родителями рекомендаций специалиста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...