Классификация заболеваний международная
[англ. 1Мегпаиотш1 СШязфсаиоп о/Океазез, 1СО\ — перечень всех известных в медицине заболеваний и синдромов, публикуемый примерно через каждые десять лет Всемирной организацией здравоохранения. Заболевания группируются либо в соответствии с тем, на что они воздействуют (напр., сердечно-сосудистые заболевания), либо в соответствии с типом болезни (напр., злокачественные новообразования, травмы и т. д. ); каждой болезни присваивается свой трехзначный номер для дальнейшей компьютерной обработки, и сравнения данных по заболеваемости и смертности от нее как в региональном, так и в национальном масштабе. Для упрощения существующей классификации нек-рые виды заболеваний подразделяются дополнительно; в этом случае им присваивается четырехзначный номер. Также в качестве эксперимента был составлен параллельный Международный перечень заболеваний — повреждений, расстройств и заболеваний, приводящих к лишению трудоспособности [англ. С1а^1/1сайоп о/ 1тршг-тепй, ОюаЫШез апйНап& сарх, СШЩ, к-рый широко используется в настоящее время. Классификации нарушений — множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и/или педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении. В качестве универсального, собирательного, применяемого в широком смысле термина, обознача-
ющего недостаток физической или психической сферы человека сегодня принят термин ограничение (возможностей), в англо-американской профессиональной речевой среде — ИапсИсар (ограничение, препятствие). Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные К. н. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:
· причины нарушений; · виды нарушений с последующей конкретизацией их ха · последствия нарушений, к-рые сказываются в дальней В основе последней педагогической, К. н. (М. Воронок) лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей. Различаются следующие категории лиц с ограниченными возможностями: гл ухи е; слабослышащие; позд-нооглохшие; незрячие; слабовидящие; лица с нарушениями функций опорно-двигательно-го аппарат а; лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы; лица с нарушением интеллект а; дети с задержкой психического развития (труднообучаемые); лица с нарушениями речи; лица со сложными недостатками развития. Существует и более обобщенная К. н., в основе к-рой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
· телесные (соматические) нарушения (опорно-двигатель · сенсорные нарушения (слух, зрение); • нарушения деят-ти мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения».
В сфере социальной защиты, социально-трудового прис, -значимой является К. н. по причинам возникновения нар; > -шения, недостатка. Это связано с особенностями предостае -ления материальной и иной социальной помощи, компенс^-ционных выплат, льгот и др.: · врожденное нарушение развития; · несчастный случай, стихийное бедствие; · профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей; · дорожно-транспортное происшествие; · участие в боевых действиях; · экологические преступления; · прочие причины. К. н. по причинам нарушений имеет значение и для пелл-гогики, т. к. знание происхождения того или иного недоста~ -ка развития, в том числе его биологической или социально-обусловленности, а также времени и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходыь:; данные для планирования индивидуальной программы социальной педагогической помощи. Значимой для социальной сферы и для педагогики я аля; т -ся К. н. по последствиям недостатков, к-рые влияют на дальнейшую жизнь человека — на его потребность в специал ьн.; образовании, реабилитации (медицинской, психологически. социальной, профессиональной), уходе, обеспечении сп-: _ техническими средствами и др.
Исходя из К. н., можно определить социально и образовательно значимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и соответственно направления коррекционно-образовательной деят-ти: ориентировку в окружающей физической и социальной среде, физическую независимость, подвижность, возможность различных видов деят-ти, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально-экономической независимости. Свои, частные К. н. имеет каждая предметная область специальной педагогики (Н. М. Назарова). Кластерный анализ — математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов (напр., испытуемых), сгруппировать их в классы (кластеры) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в др. классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, к-рые могут выражаться как в евклидовой метрике (наиболее употребимой), так и в др. метриках. Метод К. а. нашел широкое применение в психолингвистике.
Клаустрофилия \с1аш1гор1гШа; лат. с1ат1гит — засов, замок, закрытое помещение + греч. рНШа — влечение, склонность; син.: филоклейзия] — навязчивое влечение запирать окна и двери из-за страха оказаться одному в незапертом помещении. Клаустрофобия [с1аи51горНоЫа; с1ат1гит — засов, замок, закрытое помещение + фобия] — навязчивый страх — боязнь закрытых помещений. Клептомания [греч. Мергб — красть + мания; син.: Импульсивное воровство] — импульсивное, немотивируемое влечение к воровству.
Клептофобия [с! ер1орИоЫа; греч. Мерю бия] — навязчивый страх — боязнь воров. Клещ1 [англ. т11е] — свобод ножи вущее и паразитирующее членистоногое насекомое, принадлежащее к группе Асаппи. Большинство К. по размеру являются очень маленькими (менее 1 мм длиной). У К. отсутствуют усики и крылья, а тельце не подразделяется отдельно на головку, грудку v. брюшко. Многие виды К. вызывают у человека дерматит (напр., К. вида Оегта1орпа$о1с1е$)', кроме того, К. вида ТготЫ-си1а могут являться переносчиками кустарникового тифа. Клещ2 [англ. йсК[ — кровососущий паразит, принадлежащий к отряду членистоногих. Укусы К. могут приводить к серьезным поражениям кожи, а в нек-рых случаях вызыват: развитие паралича; нек-рые виды К. являются переносчиками сыпного тифа, болезни Лайма и возвратного эпидемического тифа. Клоническая судорога [греч. Шопоз — беспорядочное движение, дрожь] — судорога в виде следующих друг за др> -гом коротких сокращений мышц, чередующихся с их расслаблением. Клузомания — навязчивое бормотание. Книги для слабовидящих — книги, напечатаннь: е крупным шрифтом с доступными для зрительного воспри я -тия иллюстрациями. Книги для слепых — книги, напечатанные рельефно-точечным шрифтом по системе Л. Брайля с доступны", для осязательного восприятия иллюстрациями.
Код генетический [англ. & епейс сойе} —- информации содержащаяся в молекулах ДНК и информационной РНК к-рая определяет последовательность аминокислот в ка. -. -дом белке и таким образом осуществляет контроль за приг: - лой всех входящих в состав клетки белков. К. г. представляет собой последовательность нуклеиновой кислоты; он состоит из трех последовательно расположенных оснований (они называются кодоном — англ. соЛоп), к-рые кодируют каждую аминокислоту. На рибосомах К. г. переводится в белок. Любое изменение, происходящее в К. г., приводит к нарушению последовательности аминокислот в белковой цепи, вызывая мутацию в организме. Кожные рецепторы — рецепторы, расположенные в коже и обеспечивающие восприятие механического, температурного и болевого раздражения. Кожный анализатор — анализатор, обеспечивающий восприятие, анализ и синтез информации, поступающей через поверхность кожи, с формированием температурных, тактильных и болевых ощущений. Кожный рог [согпи си1апеит\ син.: Акрохордон, кератома роговая, Унны фиброкератома] — плоскоклеточная доброкачественная опухоль кожи в виде конического или линейного темного образования, состоящего из плотных роговых масс: возникает чаще на открытых участках тела. Коитофобия [соНорПоЫа: лат. согШ$ — совокупление + фобия; син.: миксофобия] — навязчивый страх — боязнь коитуса. Кокаин [англ, сосате] — алкалоид, получаемый из листьев южно-американской коки \Егу1Игоху1оп соса] или синтетически; иногда используется в качестве местного анестетика в хирургии глаза, уха, носа и горла. К. сужает мелкие кровеносные сосуды в месте его воздействия. Кокаинизм [англ, сосашзт] — 1. Привычное употребление или пристрастие к кокаину благодаря создаваемому им, 1пьяняющему воздействию на организм человека. 2. Физи-
ческое и умственное истощение, возникающее в результате постоянного применения кокаина. Колобома [со1оЬота; греч. 1со1оЬдта — отбитая, отнятая часть, увечье; /со1одбо — сокращать, укорачивать, увечить] — общее название нек-рых видов врожденных, реже приобретенных нарушений тканей глаза (края века, радужки, собственно сосудистой оболочки сетчатки, диска зрительного нерва, хрусталика). Коммуникативная функция речи — функция общения: характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Общаясь с др. людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них. Формы речевого воздействия — вопрос, просьба, совет, предложение, убеждение, приказ, инструкция, запрещение и др. В одном и том же высказывании могут быть объединены сообщение и побуждение к действию, напр.: я хочу получать от тебя письма ежедневно. Наряду с этим в высказывании может преобладать сообщение: получил письмо или побуждение к действию: напиши письмо.
В К. ф. р. большое значение имеет интонация. Формирование К. ф. р. у различных категорий детей со спец. образовательными потребностями (за исключением слепых ислабовидящих) возможно лишь в условиях спец. обучения, организуемого с учетом характера нарушения речи в целом. Существуют общие черты обучения, направленного на формирование К. ф. р. у различных категорий детей со спец. образовательными потребностями: связь работы над речью со всеми видами деят-ти детей и создание стимулов к общению; развитие речи в условиях постоянной речевой практики; в связи с этим преодоление наблюдающейся у этих детей нерешительности в пользовании речью и воспитание интереса к речевому общению.
Словесное общение глухих и слепоглухих детей с окружающими возможно только после спец. обучения. У них К. ф, р. формируется с большими трудностями, обусловленными задержкой их общего речевого развития, недостаточной внятностью произношения, необходимостью воспринимать речь собеседника зрительно (при глухоте), путем осязания (при слепоглухоте). Услепоглухонемых детей формирование словесного общения затруднено еще и потому, что овладение устной формой речи протекает у них особо замедленно. Поэтому в общении с окружающими они длительное время пользуются дактильной формой речи. Эта же форма речи используется главным образом как вспомогательное средство при формировании речевого общения и у г л у х и х детей. В тех случаях, когда у с л а б о с л ы ш а щ и х детей сохраняется возможность воспринимать речь на слух, К. ф. р. развивается в процессе общения с окружающими. Однако недостаточный запас слов, аграмматизм и дефекты произношения, обусловленные сниженным слухом, препятствуют развитию у них К. ф. р. Необходимо проводить спец. педагогическую работу, направленную на развитие словесного общения с окружающими. В качестве вспомогательного средства широко используется звукоусиливающая аппаратура. Однако при незначительном остаточном слухе, позволяющем воспринимать только отдельные речевые звуки, К. ф. р. формируется, как и у глухих детей, только в условиях спец. обучения. Общее речевое недоразвитие умственно отсталых детей сказывается и на К. ф. р. Нормальному речевому общению препятствуют неполное и неточное понимание умственно отсталым ребенком обращенной к нему речи, ограниченность словаря, афамматизм, нарушения произношения. Постоянная смена роли слушающего и говорящего в процессе диалога трудна для умственно отсталых детей. У детей, страдающих различными недостатками речи при сохранном слухе, развитие К. ф. р. задерживается: в одних
случаях вследствие различных расстройств фонетической стороны речи (косноязычие, гнусавость, заикание и др. ). снижающих у ребенка желание общаться с окружающими при помощи словесной речи. В этих случаях спец. педагогическая работа, направленная на коррекцию произносительной стороны речи, оказывает положительное влияние и на формирование К. ф. р.; в других случаях, при тяжелых нарушениях речи (моторная и сенсорная алалия) К. ф. р., так же как и речь в целом, развивается только при спец. обучении. Компенсация [лат. сотретайо — возмещение; сотрето. сотретаШт — уравновешивать, возмещать] — состояние полного и частичного возмещения функций поврежденных систем, органов и тканей организма за счет компенсаторных процессов. К. нарушенных функций — сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате к. -л. функций вследствие перенесенных заболеваний или травматических повреждений. Компенсаторная перестройка включает восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних. В результате развития процессов К. н. ф. функциональное нарушение, вызванное повреждением, в той или иной мере возмещается. После повреждения или заболевания, вызывающего нарушение работы какой-то системы организма, наблюдаютсг изменения в функциях организма, идущие в двух направлениях. С одной стороны, вследствие тесной взаимосвязи органов и систем и сопряженного их развития каждое частное нарушение приводит к изменению др. функций — в органи з -ме возникают вторичные патологические процессы. С др> -гой стороны, включаются защитные средства организма, мс -билизуются разнообразные резервные ресурсы, возникай:: различного рода перестройки и замещения, к-рые противс -
действуют прогрессирующему развитию патологических процессов. В зависимости от характера нарушений, состава и структуры нарушенных функций восстановление функций осуществляется разными путями и средствами. Важнейшую роль в развитии К. н. ф. при самых различных повреждениях играет ЦНС. Поэтому в формировании механизмов К. установлены нек-рые общие закономерности, и прежде всего то, что они формируются по законам условных рефлексов. Для спец. педагогики особое значение имеют вопросы К. н. ф. поражений ЦНС, в том числе анализаторов. При повреждении ЦНС нейродинамическая перестройка захватывает все основные ее отделы: подкорку со сложными безусловными рефлексами и кору, включающую первую и вторую сигнальные системы, осуществляющие сложную аналитико-синтетическую деят-ть. При этом изменяются характер связей и взаимодействия между различными отделами коры больших полушарий мозга, отношения между периферическими и центральными процессами, между корой и подкоркой, между рецепторными (воспринимающими) и эффекторными (исполнительными) аппаратами, и, таким образом, в процессах компенсации участвует весь организм в целом. При повреждении нервной системы важную роль в процессах К. н. ф. играют два фактора: 1) многолинейность, многосторонность связей между различными отделами нервной системы; 2) пластичность нервных центров, клеток этих центров, способность изменять темп и характер своей работы под влиянием изменения сигнализации от воспринимающих аппаратов. При процессах К. н. ф., связанных с повреждением анализаторов, изменяется именно сама сигнализация от внешней среды, поступающая через анализаторы и регулирующая деят-ть организма. Согласно концепции П. К. Анохина, решающим моментом в создании новой функциональной системы при К. н. ф. является оценка результатов, к к-рым приводят попытки ор-
ганизма (животного или человека) устранить нарушение, осуществляемая благодаря наличию «обратной афферента-ции». Существуют два типа К. н. ф.: внутрисистемная, осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, и межсистемная, связанная с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов из др. нервных структур. У человека наблюдаются оба типа К. н. ф. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших нарушений развития. Так, К. н. ф. зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит гл. обр путем развития осязания (т. е. за счет комплексной деят-ти двигательного и кожно-кинестетического анализаторов), что требует спец. обучения. Комплекс неполноценности [англ. т/епогИу сотр-1ех] — 1. Бессознательное и сильно преувеличенное чувстве собственной маловажности или неполноценности, к-рое проявляется в оборонительном или к. -л. компенсирующем это чувство поведении (напр., в агрессии). 2. В психоанализе — комплекс, возникающий в результате конфликта межл; -эдиповыми желаниями и недостатком действительных возможностей к их осуществлению у ребенка. Это может при водить к развитию у ребенка чувства собственной неполноцен -ности. Комплекс оживления — выраженная эмоционать-но-двигательная реакция младенца на появление взрослого Впервые под этим названием описан в конце 20-х гг. Н. Л. Фи -гуриным и М. П. Денисовой. К. о. выражается в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручек и ножек (при появлении взрослого ребенок тянется к нем;. вскидывает ручки и перебирает ножками), ребенок улыбается тихо вокализирует. Особое значение для ребенка имеют верхняя часть лица и интонация голоса взрослого. При нормальном развитии К. о. проявляется на втором месяце жизни ребенка, когда он начинает выделять взросло -
го из окружающей обстановки. Благодаря К. о. устанавливается прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении (Л/. И. Лисина). Отсутствие или парадоксальное проявление К. о. может служить ранним симптомом различных отклонений. Так, К. о. не проявляется при врожденных нарушениях зрительного и слухового анализаторов. Отсутствие двигательных компонентов К. о. может указывать на поражение двигательной сферы, а вокализаций — на поражение речедвигательного аппарата (Б. П. Пузанов). Комплекс психический [лат. сотр1ехт применяемое в психоанализе обозначение длительно сохраняющихся эмоционально окрашенных мыслей, подавленных желаний, вытесненных в подсознание, но оказывающих существенное влияние на установки и поведение человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|