Преимущества специализированной системы обучения детей с нарушенным зрением
1. Педагоги школ для слепых и слабовидящих имеют тифлопедагогическое образование, либо большой опыт работы с детьми с нарушенным зрением. Ученики постоянно общаются с педагогом, имеющим возможность удовлетворить их специфические потребности. Совсем иная ситуация у ребенка с нарушенным зрением, работающего по интегрированной программе. Возможно, что учитель общеобразовательной школы — прекрасный педагог, но не имеет знаний об обучении слепых и слабовидящих детей. Он не в состоянии самостоятельно решить возникшие у ребенка проблемы, связанные со слепотой. 2. Так как в специализированной школе обучаются толь 3. В классах специализированной школы обучаются 4. Так как обычно дети живут в интернатах, они имеют 5. В школе для слепых можно подготовить спец. програм
Интеллект [лат. ШеПе& шз — разумение, понимание, постижение] — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В широком значении вся познавательная деят-ть человека, в более узком — мышление. В ряде психологических концепций И. отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание И. как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др. ). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов И. была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертхей-мер, В. Кёлер), разработавшими понятиеинсайта. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством спец. тестов. Их работами было положено начало широко распространенной до настоящего времени прагма-тистской трактовке И. как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур И., независимых от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностики И. были проведены (как правило, с помощью факторного анализа) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное кол-во базовых «факторов И. »: от 1—2 до 120. Такое дробление И. на множество составляющих препятствует пониманию его целостности. Многие представители психологии исходятиз принципа единства И., его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического И., их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Была показана несостоятельность расистских утверждений о врожденной обусловленности различий в уровне интеллектуального развития представителей различных наций и социальных групп. Содержательное определение самого И. и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой ак-
тивности сферы индивида (учение, производство, политика и др. ). Заболевания (генетические, внутриутробные и постна-тальные), к-рые затрагивают мозг и могут нарушить его функции, отражаются на развитии и состоянии интеллекта. Сенсорные нарушения (слуха и зрения-), хотя и создают неблагоприятные условия для развития познавательной де-ят-ти и усвоения общественного опыта, не исключают возможности высокого уровня развития интеллекта при правильной постановке обучения и воспитания, направленной на компенсацию нарушения. Интеллектуализация — защитный механизм, действие к-рого прояатяется в специфическом способе анализа стоящих перед личностью проблем, характеризующемся чрезмерным преувеличением роли мыслительного, рассудочного компонента при полном игнорировании эмоциональных, эффективных, чувственных составляющих анализа. При функционировании механизма И. жизненно важные события и факты становятся объектом «спокойного и хладнокровного» рассмотрения и обсуждения, что вызывает удивление и непонимание окружающих (напр., раковый больной высчитывает вероятность выживания, мать детально и «равнодушно» рассказываете гибели ребенка). Однако И. не ведет к полному преодолению негативных переживаний. Эмоциональный компонент, теряя свое предметное содержание, «отщепляясь» от травмирующего личность события, остается в сознании в виде генерализованного чувства тревоги, беспокойства, страха. Интервью [англ. т1еп> 1ен> — беседа, встреча] — в психологии — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В истории И. можно выделить три основных этапа развития: а) применение И. в области психотерапии и психотехники, что привело впоследствии к созданию психологических консультаций; б) использование И. в конкретных социологических и социаль-
но-психологических исследованиях, где впервые встали вопросы валидности различных способов И. в достоверности получаемой информации; в) современный этап, характеризующийся координацией практических, теоретических и методологических проблем И. в целях использования его как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации. Различают два вида И.: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизированные (по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами). Границы между этими видами И. подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников И. определяется наличием и формой вопросов; уровень получаемой информации — богатством и сложностью ответов. В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций: а) респондент (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе; б) респонденту недостает информации о причинах своего действия; в) И. ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. Та или иная ситуация определяет применение разных методов И. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента в процессе поиска необходимой информации. Примерами таких методов являются И. клиническое и И. диагностическое. И. диагностическое [греч. Ша§пот — распознавание] — метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. И. д. служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником. Во многих ситуациях клинической работы И. оказывается важным способом проникновения во внутренний мир пациента и понимания его затруднений. Поскольку интерпретация поведения собеседника может вести к неадекватным заключениям, искажениям, то к личности ведущего И. д. предъявляются высокие требования: он должен
владеть обширным запасом поведенческих реакций на ответы опрашиваемого, выражающих заинтересованность, бесстрастность, несогласие, понимание и др. Диагност должен хорошо знать словарь своего пациента; выбор выражений и речевых оборотов следует дозировать в зависимости от возраста, пола, жизненной среды опрашиваемого. Различают И. д.: 1) управляемое — от полностью запрограммированного (по типу анкеты — неизменная стратегия и неизменная тактика) до полностью свободного (устойчивая стратегия при совершенно свободной тактике); 2) неуправляемое («исповедальное» — инициатива на стороне отвечающего). Стандартизированное И. д. позволяет количественно выразить результаты и занимает мало времени; к его недостаткам относятся: подавление непосредственности ответов, потеря эмоционального контакта с пациентом, активизация механизмов защиты. Поэтому в клинической работе полностью стандартизированное И. д. применяется очень редко. И. клиническое [греч. ЫМШ— уход за больным, лечение] — метод терапевтической беседы при оказании психологической помощи. В психиатрии, психоанализе и медицинской психологии И. к. используется для помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. И. к. относится к наиболее свободным формам беседы, т. к. поведенческие реакции почти неисчерпаемы. В беседах такого типа психолог интересуется не только явным содержанием ответа пациента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и др. ). Существенной предпосылкой успешности И. к. является установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам пациента, находчивости. В отдельных случаях И. может иметь непосредственный психотерапевтический эффект; при этом пациент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход И. к. строятся на предварительных данных диагноза. Интерорецептор [син.: интероцептор] — нервное окончание, специализированное для восприятия информации от к. -л. внутреннего органа; обширная группа рецепторов, рассеянных в различных внутренних органах — сердце, кровеносных и лимфатических сосудах, дыхательном аппарате, пищеварительном тракте и т. д.
Интерорецепция [син.: интероцепция] — процесс возникновения, проведения и переработки ЦНС импульсов, образующихся вследствие возбуждения интерорецепто-ров. Интерференция — взаимодействие двух или большего числа процессов, при к-ром происходит подавление одного из них. Интоксикация [тЮх1саПо; ин- + греч. ЮхШоп — яд; син.: отравление — нрк. ] — патологическое состояние, вызванное общим действием на организм токсических веществ эндогенного или экзогенного происхождения. Инфантилизм [лат. т/апиШ — детский] — регрессия в эволюции организма. Психическая незрелость, характеризующаяся преобладанием черт, свойственных более младшему возрасту. Субстанциональный признак И. — это корреляция физического и психического недоразвития, напр., у ребенка задерживается рост, могут долго сохраняться детские пропорции тела, а также могут быть недоразвитыми половые органы, различные половые предикаты-свойства-признаки, а само психическое развитие находится на стадии ниже возрастного уровня; сами формы-матрицы И. имеют генотипи-ческо-врожденную обусловленность, а детерминантами И. могут быть различные инфекционные заболевания, длительные кишечные аберрации; И. может быть детерминирован и аномалиями-повреждением-катаклизмами самого плода, и той или иной деформацией интраутробной эволюции плода; субъекту же, коему свойствен И., присущи несамостоятельность в актах поведения, решениях, действиях, также может проявляться инфантилизм в ментальных операциях, в осмыслении индивидом мнимо мистифицированной незащищенности или же уклон — аберрация в сторону эгоцентризма, иррационально-фантомического восприятия действительности. Выделено два основных варианта психического И. у детей и подростков: гармонический и дисгармонический (М. И. Буянов). Гармонический вариант психической незрелости — это необычный, но нормальный характер. Обнаруживается с 7—8-летнего возраста, когда становится заметным отставание темпа психического созревания ребенка от возрастных норм. В его поведении преобладают реакции, свойственные более младшему возрасту: капризность, жажда удовольствия, быстрая пресыщаемость, стремление идти по пути наименьшего сопротивления, преобладание игровых интересов. В школе такие дети неусидчивы, больше стремятся к развлечениям, беспечны. Их эмоции поверхностны и бурны. Детский психиатр М. И. Буянов отмечает, как важно педагогу ориентироваться в проблеме психического И. и предотвращать развитие этого сложного явления, причину к-ро-го составляет сложное переплетение социальных и биологических факторов, причем социальным механизмам (особенно воспитанию в семье и школе) придается особое значение. Черты личностной незрелости обнаруживает значительное число несовершеннолетних правонарушителей. В школе почти в каждом классе есть дети-инфантилы. Психический И. обнаруживает себя в слабоволии, неспособности к минимальному волевому усилию. Эти дети требуют постоянного контроля, не способны противостоять давлению извне, не умеют преодолевать даже маленькие соблазны, склонны к чрезмерному подчинению. Всем инфантильным субъектам, пишет М. И. Буянов, свойственна сенсорная жажда, т. е. стремление как можно больше узнать, увидеть, почувствовать, вкусить. Романтическая с т р а с т ь к приключениям — еще одна важная черта психически незрелых людей — приводит многих из них к бродяжничеству. Склонность подражать кому-то тоже превращает их в бродяг. Особенно если этот «кто-то» сильный, яркий. Они чрезмерно обидчивы, ранимы, поэтому могут убегать из дому в знак протеста. Такие реакции иногда закрепляются, и «побеги» могут случаться по любому поводу, а чаще без повода. К 11—12 годам у большинства таких детей черты психической незрелости уменьшаются и в подростковом возрасте проходят бесследно. Однако иногда темп психического созревания оказывается слишком медленным, и в подростковом возрасте черты психической незрелости могут сохраняться и быть резко выраженными. Слабоволие, чрезмерная внушаемость, подчи-няемость более сильным приводят к нарушениям в поведении. Такие подростки попадают в дурные компании, приобщаются к алкоголю, курению и т. п. (Н. И. Лифинцерова). И. гипофизарный [1. НурорНу51аШ\ — см. Карликовость гипофизарная. И. дистрофический [/. АузШрЫсш] — И., обусловленный нарушениями питания. И. личностный [лат, т/апйШ — младенческий, детский] — сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, к-рому свойствен И. л., при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др. ). И. половой [/. зехиаПг, син.: инфантилизм психосексуальный; инфантилизм сексуальный] — сочетание гипогона-дизма с психологическими особенностями, характерными для детского возраста. И. психический [/. рзусЫсш; син.: Психическая незрелость] — И. с наличием присущих детской психике особенностей суждений и поведения: повышенной внушаемостью, эмоциональной неустойчивостью, зависимостью от родителей и т. п. И. психофизический [/. рзусИорИуз'юш', син.: инфантилизм общий] — И., характеризующийся задержкой как физического, так и психического развития. Инфантильный [т/апППз; лат. т/апз, т/апи$ — ребенок] — обладающий чертами, присущими детскому возрасту. Инцест [лат. тсеиШя — блуд, кровосмешение; ин- + сах-йа — чистый, непорочный; син.: Кровосмешение] — половое сношение между близкими родственниками (родителями и детьми, братьями и сестрами). Иофобия [юрНоЫа; греч. ю$ — яд + фобия] — навязчивый страх — боязнь ядов, случайного отравления. Ипохондрическая фиксация — чрезмерная сосредоточенность на состоянии здоровья, тех или иных малейших его отклонениях. Ипохондрия [грен. ЬуросНопйпоп — подреберье; в древности это состояние связывалось с заболеванием области подреберья] — болезненная забота о собственном здоровье и преувеличенное внимание к различным обычным телесным или психическим ощущениям. На этой почве у человека может развиться невроз, в результате к-рого забота о собственном здоровье будет доминировать во всей его жизни. Более сильными проявлениями И. является ложная убежденность в наличии к. -л. болезни, основанная обычно на уже имею- щейся у человека депрессии. Лечение заключается в попытке переубеждения больного, применении антидепрессантов и/или психотерапии, однако И. часто может переходить в хроническую форму. Ипохондрический [ИуросИопа'пас]. Ипохондрик [ИуросИопсИас].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|