Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математическая интерпретация обучения персонала ОрВД на диспетчерском тренажере




 

Системы, предназначенные для обучения на диспетчерском тренажере, диагностируют и отлаживают поведение обучаемого и являются динамическими. Поэтому для выбора оптимальной стратегии обучения на диспетчерском тренажере используются математические методы.

Под оптимальной стратегией системы обучения на диспетчерском тренажере понимается выбор отдельных учебных вопросов для изучения в конкретный момент времени t. Таким образом, задача сводится к формированию оптимальной структуры обучения на диспетчерском тренажере.

Каждый конкретный вариант структуры оценивается набором показателей Y = (Y1…Ym). Набор показателей Y варианта структуры С зависит от набора параметров ХС элементов z, составляющих С. Как правило, для каждого показателя Yi (i = 1, m) можно указать направления желательного изменения и допустимые пределы изменения.

Если желательно увеличение (уменьшение) показателя Yi, то такой показатель называется максимизируемым (минимизированным). Любой максимизируемый показатель   можно преобразовать в минимизируемый положительный, например, если взять Yi = Yi MAX+ - Y+ i, где Yi MAX+ - достаточно большое число, или Yi = 1/Yi +.

В дальнейшем будем считать, что все показатели минимизируемые и положительные.

Обычно в задачах проектирования вводят допустимые значения каждого показателя Yi БМП, причем Yi Y?i БМП, i = 1, m.

Удобно ввести нормированные показатели уi = Yi/Yi БМП.

Тогда, поскольку yiБМП = 1, ограничение технического задания можно записать в виде:


                 (1)

 

Отношение предпочтения обучающего на множестве можно выразить с помощью целевой функции F(у), которая должна удовлетворять основному требованию: если набор   лучше набора , то   и наборы   и   считаются равноценными.

Таким образом, целевая функция позволяет создать совершенный квазипорядок на множестве допустимых вариантов проектируемого объекта.

Общую постановку задачи выбора оптимальной структуры можно разделить на две части. В первую входит целевая функция F (у) совместно с множеством , т.е. пара

 

,                      (2)

 

которая определяется отношением предпочтения для всех значений у, поскольку   заведомо предпочтительней .

Во второй части общей постановки должно быть задано множество альтернативных вариантов структуры объекта, причем для каждого варианта   должны быть определены:

) функциональные зависимости у = fc(XC), где Хс - вектор параметров элементов, составляющих структуру с;

) ограничения на ХС, вытекающие из физических или других объективных законов и определяющие область WС допустимых значений ХС, т.е.

 

.                          (3)

 


Для каждого варианта структуры совокупность данных формул может рассматривать как задачу отыскания вектора ХС*, доставляющего экстремальное значение целевой функции F (fC(XC));

 

.        (4)

 

Тогда задачу оптимизации структуры можно сформулировать как задачу отыскивания подмножества М* множества М:

 

          (5)

 

Таким образом, задача оптимизации структуры состоит в том, чтобы для каждого варианта структуры определить и зафиксировать оптимальное значение набора параметров ХС*, а затем выбрать варианты структуры с наименьшим значением целевой функции.

Показателями структуры обучения на диспетчерском тренажере являются объем нормативного материала по отдельной группе вопросов, важность этой группы вопросов для решения главной задачи обучения на диспетчерском тренажере, а также уровень знаний обучаемого по этой группе вопросов, т.е. желательно было бы научить его в первую очередь тем вопросам, которые имеют наибольшую важность.

Данная модель структуры системы обучения на диспетчерском тренажере позволяет добиться следующего интеллектуального поведения системы обучения.

Сначала изучаются наиболее важные вопросы, характеризующие также наименьшим объемом учебного материала, причем возможно повторное обучение одного и того же вопроса.

По мере роста знаний обучаемого происходит переход к изучению других вопросов обучения на диспетчерском тренажере. Возможен возврат к изучению ранее пройденного материала через некоторое время.

Таким образом, разработанная модель системы обучения на диспетчерском тренажере позволяет добиться учета индивидуальных особенностей диспетчера УВД при организации тренажерной подготовки.


Выводы

Качество обучения диспетчеров УВД на тренажерах действиям в нестандартной / аварийной ситуации (особом случае полета) зависит от соблюдения следующих условий:

. Оборудования тренажерного комплекса должно соответствовать рабочему месту диспетчера УВД, что дает возможность работать на автомате, и не отвлекаться на функциональные операции, а направлять все внимание на непосредственное управление / обслуживание воздушного движения в аварийной ситуации.

2. Множество диспетчеров в настоящее время нечасто имеют опыт действия в нестандартной / аварийной ситуации (особом случае полета). Для нарабатывания этого опыта полезны и рекомендованы - короткие тренировки на тренажерах по действиям в особых случаях полетов и изучение конкретного нестандартного / аварийного случая.

. Проведение совместного обучения пилотов и диспетчеров, на тренажерах, которое могло быть выгодно, как для диспетчера, так и для пилота. Каждый имел бы возможность наблюдения, как на практике инцидент влияет друг на друга.

. Также необходимо, чтобы проводились регулярные дискуссии пилот-диспетчер для того, чтобы обе стороны могли обсуждать проблему, как она видна, со стороны экипажа ВС, и органа УВД. Мало того, что это увеличит взаимное понимание проблем, обеими сторонами, вовлеченными в инцидент, но также увеличит понимание проблем и возможные решения.

. Наличие такой программы как «Совместная операционная подготовка к работе при инциденте» (JOINT), которая была упомянута ранее, была бы идеальна, поскольку это обеспечивает тренировку, как пилота, так и диспетчера УВД в аварийной / нестандартной ситуации (особом случае полета).

6. По возможности, необходимо, возобновить такие процедуры - как облет трасс. Который выполняется по основным воздушным трассам (МВЛ) и району аэродрома в процессе стажировки перед первоначальным допуском к самостоятельной работе, а далее - ежегодно.

Это позволит диспетчеру УВД:

ознакомиться с работой членов экипажа на всех этапах полета от взлета до посадки и порядке ведения радиообмена пилот - диспетчер и особенностями выполнения   полета;

ознакомиться с навигационно-пилотажными приборами и их применения для навигации;

. Также необходимо обучать диспетчера УВД в кабине воздушного судна на летном тренажере.

Выгоды состоят в том, что это позволит диспетчеру:

Получить опыт действий экипажа в кабине, в течение нестандартного случая;

Обратить внимание, как диспетчер УВД мог вторгаться в действия экипажа;

Обратить внимание на выгоды, если диспетчер УВД освобождает воздушное пространство для воздушного судна, испытывающего проблемы;

Участвовать в упражнении, используя радиотелефонную связь;

Быть подготовленным к работе по перечню действий пилотов при инциденте;

Выполнить некоторые из более простых задач экипажа по инструкции пилота (механизм, закрылки, огни, и т.д.);

Вносить свой вклад в принимаемые решения;

Наблюдать процедуры ухода на 2-й круг.

8. Использование диспетчерами УВД на тренажере аббревиатуры «ASSIST» и «Перечня действий в нестандартной / аварийной ситуации (особом случае полета)» поможет обеспечить своевременные и правильные действия в аварийной ситуации в непосредственной работе по управлению воздушного движения.

. Девиз «Изучение происшествия - лучше, чем само происшествие» должен стать нормой и правилом при обучении и проведении тренировок диспетчеров УВД в нестандартной / аварийной ситуации (особом случае полета).

 


Список литературы

 

1. Программа по изучению человеческих ресурсов при работе в группе. EATCHIP Human Resources Team (1997).

. Программа по изучению человеческих ресурсов. Human Factors Module: Critical Incident Stress Management. HUM.ET1.ST13.3000-REP-01. Ed. 1.0. Released Issue. Brussels: EUROCONTROL.

.   Руководство для обучения диспетчера в нестандартных / аварийных ситуациях. EUROCONTROL - EATMP Stakeholders - HRS/TSP-004-GUI-05 от 31.07.2003 г.     English version.

4. Рекомендации по действиям специалистов службы движения в особых случаях в полете. «Воздушный транспорт» Москва 1986 г.

. Руководство по профессиональной подготовке персонала обслуживания воздушного движения гражданской авиации. Утверждено Распоряжение ФСВТ РФ от 01.02.2000 г.

. Инструкция по организации работы тренажерных центров УВД. «Воздушный транспорт» Москва 1987 г.

.   «Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала. Приказ №93 от 14 апреля 2010 г.

. Воздушный кодекс РФ, от 5 марта 1997 г.

. ФАП «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ», приказ №128, от 31.07.2009 г.

. ФАП «Использования ВП РФ», приказ №138, от 11.03.2010 г.

. Контроль факторов угрозы и ошибок (КУО) при управлении воздушным движением

программа диспетчер полет тренажер

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...