Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие личность. Норма и патология




Содержание

 

Введение

Глава 1. Общие представления о расстройствах личности

1.1 Понятие личность. Норма и патология

1.2 Понятие расстройства личности. Представления о расстройствах личности

1.3 Причины и механизмы возникновения расстройств личности

1.4 Классификации расстройств личности. Симптоматика

1.4.1 Параноидное расстройство личности

1.4.2 Шизоидное расстройство личности

1.4.3 Шизотипическое расстройство личности

1.4.4 Антисоциальное расстройство личности

1.4.5 Пограничное расстройство личности

1.4.6 Гистрионное расстройство личности

1.4.7 Нарциссическое расстройство личности

1.4.8 Избегающее расстройство личности

1.4.9 Зависимое расстройство личности

1.4.10 Обсессивно-компульсивное расстройство личности

1.4.11 Неспецифические расстройства личности

1.4.11.1 Депрессивное расстройство личности

1.4.11.2 Пассивно-агрессивное расстройство личности (Негативистское расстройство личности)

Глава 2. Диагностическая и психотерапевтическая работа с расстройствами личности

2.1 Диагностика расстройств личности

2.2 Психологическая коррекция

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Расстройства личности являются довольно интересным психологическим феноменом. Порой очень важно знать, почему с тем или иным человеком сложно ужиться, почему он сам не может приспособиться к окружающему миру. Бывает, что мы то и дело встречаем людей, которые на первый взгляд кажутся абсолютно нормальными, такими же как все, но при более подробном рассмотрении оказывается, что они более мнительны, более обидчивы, более самовлюбленны, чем другие. Обычно, о таких людях сложно сказать, что они больны, но и назвать их здоровыми подчас очень тяжело. Поэтому и было введено понятие "расстройства личности", поэтому очень важно понимать, что это такое и как с этим обращаться.

По данным зарубежным авторов на 1999 год приблизительно 5-10% населения Земли характеризуются расстройствами личности [27]. И ведь на самом деле, это не так мало: примерно 300-600 млн. человек. Каждый из них испытывает определенные трудности в адаптации и может причинять определенные неудобства своему окружению, и таким образом проблематика распространения негативных последствий расстройства личности может быть колоссальной. В связи с этим, я считаю, что очень важно иметь представление о том, что такое расстройства личности, и знать, какие же существуют основания для их диагностики и методы коррекции.

Таким, образом, задачи, которые я хочу решить в данной работе, следующие:

рассмотреть общие представления о расстройстве личности: происхождение понятия, причины возникновения и интерпретации;

рассмотреть разнообразие расстройств личности;

ознакомиться с методами диагностики личностных расстройств и методами их коррекции.


Глава 1. Общие представления о расстройствах личности

 

Понятие личность. Норма и патология

 

Чтобы понять, что такое расстройства личности, понять их симптоматику и в целом охарактеризовать патологию, для начала нужно ознакомиться с самим понятием нормы и личности.

Что же назвать личностью как таковой? На этот вопрос сложно ответить однозначно, так как существует множество подходов к её пониманию. Помимо психологии, личностью интересовались так же философия и социология. В рамках данных направлений научного знания она имела своё, определенное значение. Допустим, в философии личность - это совокупность всех общественных отношений, а в социологии - "устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения" [2]. Меня же, как психолога, интересует понимание личности именно в психологии, в которой оно также имеет множество вариаций.

Внутри самой психологии также существует огромное количество подходов к личности или так называемых теорий. Каждая из них интерпретирует личность по-своему, что связано с разным пониманием её составляющих и её отношений. Для данной работы будет нецелесообразно подробно рассматривать каждую из них, в связи с чем, я хочу привести лишь одно определение личности, которое, на мой взгляд, отражает наиболее важные для моей работы аспекты: "личность - это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения" [24].

Проблема нормы и патологии в психологии всегда была поставлена остро. Если в отношении других наук, эти понятия более или менее разграничены, то в психологии четкого разделения нет. В нашем случае понятие нормы "как бы повисает в воздухе". Оно не имеет своей, постоянной позиции: норма либо - здоровье, либо - соответствие большинству, либо - хорошая адаптивная способность и т.п. Синтез данных позиций, к сожалению, тоже не помогает решению проблемы. Часто критерием нормы выступают оптимальные условия психического развития, что тоже нельзя назвать неоспоримым, либо совокупность других норм человека (допустим, биологических или правовых). В связи с этим, зачастую, норму психологии начинают путать с нормами, свойственными другим наукам, другим направлениям человеческой жизни.

Конечно, в проблематике понимания нормальной личности сыграло свою роль и то, что разные исследователи вносят в неё разный смысл. Одни отождествляют личность с индивидом, другие - с характером, третьи - с социальным статусом, четвертые - с родовой сущностью, пятые - с совокупностью различных уровней развития человека [4]. Помимо этого, существуют и разногласия в том, когда же появляется личность: в процессе развития или с рождения. Всё это приводит психологию к тому, что итоговым предметом изучения становится не личность как целостное явление, а отдельные её проявления, отдельные признаки, которые уже сами по себе имеют своё положение на оси нормы и патологии.

Получается, что личность имеет свои отношения, свои особенности. Так, А.Н. Леонтьев писал, что "личность <…> это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается.

Иначе говоря, личность есть системное и поэтому " сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами.

С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это - исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это - исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им (даже черты темперамента и уж, конечно, приобретенные знания, умения, навыки. мышление)" [21].

Можно сказать, норма и патология личности зависят от того, как эта самая личность, во всей совокупности своих отношений, помогает человеку приобщиться к самому себе, осознать себя. И об "анормальности" личности говорят тогда, когда приобщения человека к себе, к своей сущности нарушено, запутанно или становится довольно сложным [4]. Но помимо отношения личности, человека к самому себе, центральным является и отношение человека к другим и с другими. Можно даже сказать, что именно эти отношения лежат в основе личности, и особенно в основе определения её нормы и патологии.

Необходимо вспомнить и про акцентуации. Впервые это понятие было введено К. Леонгардом, как оценка взаимоотношения человека с миром. Обычно, под акцентуацией понимают ярко выраженные, заостренные черты личности. Если рассматривать положение акцентуаций на континууме "норма-патология", то они будут занимать позицию на границе между противоположностями и характеризовать крайний вариант нормы. В своём проявлении расстройства личности очень близки к акцентуациям.

Как было подмечено выше, при личностных расстройствах нарушения обычно наблюдаются в разных сферах - сознательной, интеллектуальной и т.д. При акцентуациях также может наблюдаться заострение или ослабление выраженности одной из сфер. Тогда становится непонятным, что же их различает. Для устранения вопросов об отделении расстройств личности от акцентуаций Ганнушкин и Кебриянов вводят следующие основные характеристики патологии: относительная устойчивость во времени (акцентуации же со временем могут сменять друг друга), тотальность проявления и социальная дезадаптация. Лишь при соблюдении этих характеристик можно говорить о личностном расстройстве.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...