Причины и механизмы возникновения расстройств личности
Говоря о причинах и предпосылках развития психических расстройств, важно вспомнить, что на протяжении всей истории психологии выдвигалось множестве гипотез. Одни из них поддерживали идею того, что все нарушения психики являются исключительно биологически заложенными характеристиками, другие же видели их причину в развитии и воспитании индивида. На данный момент большинство представителей научного мира придерживаются того, что и биологический и социальный фактор имеют большое значение в развитии нарушений психики, в том числе и расстройств личности. Бек и Фримен в своей книге "Когнитивная психотерапия расстройств личности" пишут о том, что вероятными причинами развития личностных расстройств являются своеобразные гипертрофированные и неуместные для жизнедеятельности современного человека формы генетически заложенных стратегий поведения. Такие естественные для человека адаптивные формы, как, допустим, избегание опасности, оборонительное поведение, присутствуют в каждом из нас. При определенных жизненных обстоятельствах, они активизируются, но мы можем контролировать их реализацию. Однако, при расстройствах личности такой контроль невозможен. При реализации поведенческой стратегии у людей с расстройствами личности возникают определенные нарушения в эмоциональной и когнитивной сферах. Все мы прекрасно знаем, что каждый человек уникален: то есть он обладает изначальным определенным набором, комбинацией психологических характеристик, черт. В зависимости от того, какая из этих характеристик доминирует, и будет зависеть то, к какой акцентуации или к какому типу расстройства личности человек наиболее склонен. Однако, если бы всё объяснялось только изначальной предрасположенностью, то каждый из нас имел бы свой диагноз. Однако большое значение в наше развитие вносит детство. Именно в ранний период закладывается фундамент для закрепления дезадаптивных форм поведения [23].
Когда ребенок сталкивается с проблемной ситуацией, то у него автоматически включается соответствующая ей генетически заложенная стратегия поведения. "Паттерн может иметь адаптивное преимущество, только пока частота его проявления ниже определенного критического порога; поэтому его называют частотно-зависимой адаптивной стратегией" [23]. Из этого следует, что если данная ситуация имеет тенденцию к повторению, то происходит своеобразное упражнение в использовании данной стратегии поведения, и если эта стратегия подкрепляется (допустим, приводит к желаемому результату), то со временем она становится для данного индивида естественной и привычной, но при этом дезадаптивной. Однако не меньшую роль в развитии расстройств личности играет и когнитивная сфера человека. Каждое психическое расстройство несет с собой определенные дисфункциональные убеждения (установки). Они не всегда являются уникальными, но так же входят в основу развития расстройств личности. Беком и Фрименом били выделены ряд дисфункциональных убеждений, каждое из которых соответствует определенному расстройству личности и приводит к активации конкретной стратегии поведения. Ниже приведена таблица, содержащая данные характеристики. Таблица 1 - Основные убеждения и стратегии, связанные с традиционными расстройствами личности [3]
Среди приведенных в таблице расстройств отсутствуют шизотипическое и пограничное расстройства. Причина их отсутствия заключается в том, что при шизотипическом расстройстве не столько важно содержание мыслей, сколько особенности их проявления. А когнитивные нарушения в отношении пограничного расстройства Бек и Фримен относят скорее к "дефициту эго", чем к определенному содержанию убеждения" [3]. Подобные дисфункциональные убеждения возникают также за счет многократного повторения релевантных ситуаций. С каждым повторением (или "упражнением") происходит усиление убеждения: допустим "В данной ситуации я ничего не могу поделать, потому что пока не обладаю достаточными умениями" перерастает в "Я бесполезен", или "Я поступаю часто правильно, поэтому меня хвалят" перерастает в "Я всегда всё делаю правильно. Я особенный". Таким образом, со временем убеждения становятся всеобъемлющими и негибкими. Они не дают человеку пути к отступлению - к переосмысливанию себя, к сравнению с реальностью. И это важное замечание: люди с расстройством личности по причине своих дисфункциональных убеждений не могут проверять их реальностью. Для них их мысли и их поведение применимы везде и всегда, в любых ситуациях. Как было сказано в предыдущих частях, расстройство личности затрагивает все сферы человеческой психики. Так и аффективная сфера - сфера эмоций и чувств не остается неизменной. При личностных расстройствах образуется так называемая аффективная петля: человек просто зацикливается на интерпретации какой-либо ситуации определенным образом, что и выражается в его мимике и поведении. Релевантный стимул ведет к активации определенной аффективной схемы, вместе с которой по цепной реакции активируются все остальные схемы (когнитивная, мотивационная, инструментальная). Вот именно после этого может быть включена система контроля. Однако, как я уже говорила, у людей с расстройством личности она нарушена - поэтому окончательная реакция всегда будет соответствовать определенной стратегии.
Ещё одним уровнем нарушения личности человека является его самооценка. Неадекватно подкрепленная в детстве или намеренно и излишне ущемленная она может привести к образованию у человека определенных убеждений: от ощущения и идентификации себя как самого лучшего и незаменимого до идентификации себя как самого ничтожного. Многократное внушение ребенку его существующих или несуществующих качеств приведут к формированию у него определенных убеждений, которые в будущем могут воплотиться в расстройствах личности. Подобным образом действуют и правила поведения, внушаемые нам с детства: допустим, повышенный контроль (придание гипертрофированного значения словам "нельзя", "надо") может привести к формированию обсессивно-компульсивного расстройства. Да, действительно, детство имеет очень большое значение для развития личностных расстройств. Так, допустим, Крепелин называет причину такого нарушения своеобразной задержкой психического развития, а проявление определенных характеристик, черт данных нарушений - "частичными парциальными инфантилизмами (преимущественно воли и чувств)" [8]. Однако, помимо этого психиатры больше не выделяют никаких условий образования расстройств личности и сами путаются в проблеме их выделения. Таким образом, нарушения личности идут последовательно, задевая все её компоненты, все её структуры, при этом большое значение для развития заболевания имеет детство. Если говорить о причинах как таковых, то Американская психологическая ассоциация (American Psychological Associated) выделяет следующие причины возникновения и развития расстройств личности [35]: . Генетический фактор. Некоторые американские исследователи занимаются тем, что исследуют генетическую предрасположенность индивида к развитию расстройств личности. Так, допустим, одной командой был выделен ген, который может являться фактором обсессивно-компульсивного расстройства; а другие исследователи изучают взаимосвязи между агрессией, тревогой и страхом - чертами, которые могут иметь отношение к возникновению расстройств личности.
2. Детская травма. Были проведены лонгитюдные исследовании личностных расстройств, на основе одного из которых, была выявлена взаимосвязь между типом детской травмы, её частотой и развитием расстройств личности. Так, например, люди с пограничным расстройством личности имели в детстве довольно высокий уровень сексуальных травм. . Словесные оскорбления. Были проведены исследования 793 матерей и их детей, на основе которых было выявлено, что даже словесные оскорбления, угрозы имеют значение. Матерей просили, чтобы, когда они будут кричать на своих детей, они говорили им, что они их не любят, либо что избавятся от них. Дальнейшее исследование выявило, что такие дети стали ближе к развитию у себя в будущем таких расстройств личности, как обсессивно-компульсивное расстройство, пограничное, нарциссическое или параноидное расстройство. . Высокая реактивность. Чувствительность к свету, шуму, текстуре и другим стимулам тоже могут играть роль. Чрезмерно чувствительные дети, которые обладают высокой реактивной способностью, являются более склонными к развитию таких личностных качеств, как застенчивость, робость или тревога. Однако и эти исследования не дают однозначного ответа на вопрос о возникновении личностных расстройств. . Отношения с окружающими. Таким образом, можно сказать, что расстройства личности формируются под воздействием множества факторов и имеют под собой очень сложный механизм взаимосвязей между когнитивной, аффективной, сознательной и другими сферами человеческой личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|