Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика расстройств личности




 

Расстройства личности очень близки по своим проявлениям к норме, поэтому зачастую их сложно отличить от "нормального" поведения людей. Только когда проявляемые личностные черты оказываются тотальными, негибкими и дезадаптивными и приводят к значительным нарушениям или повреждениям различных сфер жизни, можно говорить о наличии личностного расстройства.

Диагностика личностных расстройств требует того, чтобы оцениваемые у индивида паттерны проявлялись уже некоторое количество лет, и их особенности должны быть очевидны уже к началу зрелого возраста. Данные паттерны должны быть отделены от характеристик, проявляющихся при стрессе и в состояниях измененного сознания (например, аффект, тревога, состояние опьянения). Психотерапевт должен оценить стабильность личностных качеств, характерных для личностных расстройств, и в различных ситуациях. Порой, бывает достаточно лишь одного контакта с человеком, но иногда для постановки диагноза требуется большее количество встреч. Так же диагноз может ставиться, если проявляемые им качества являются не только проблемой индивида, но и других людей.

При диагностике расстройства личности нужно всегда брать в расчет культуру индивида, его этнос и социальное окружение. Психотерапевт не должен путать расстройства с приспособлением человека на новой территории, с выражением его нравов, традиции, обычаев, религиозных или политических убеждений, которых человек изначально придерживался в своей культуре. Это особенно важно, когда психотерапев оценивает кого-то из другого общества: в этом случае нужно как можно больше узнать о другой культуре.

Диагноз расстройства личности может быть поставлен детям и подросткам, но только в том случае, если проверяемые признаки наблюдаются уже долгое время, тотальны и их нельзя назвать временными возрастными характеристиками или симптомами других заболеваний. При диагностики расстройства личности у людей до 18 лет необходимо проводить наблюдение в течение как минимум одного года (единственным исключением является антисоциальное расстройство личности, которое не может быть диагностировано до 18 лет).

Определенные личностные расстройства чаще диагностируются у мужчин (например, антисоциальное личностное расстройство). Другие (например, пограничное, гистрионное и зависимое расстройства) чаще диагностируются у женщин. Скорее всего, это обусловлено существующими психологическими различиями между мужчинами и женщинами.

В DSM-IV-TR приведены общие критерии для диагностики расстройств личности, которые включают в себя следующее:

А. Наличие устойчивого паттерна внутренних переживаний и поведения, который заметно отклоняется от ожиданий культуры индивида и проявляется в двух (или более) из следующих сфер:

)   когнитивной (например, способы восприятия и интерпретации себя, других людей и событий);

2) аффективной (например, диапазон, интенсивность, неустойчивость и неуместность эмоциональных реакций);

)   межличностные взаимодействия;

)   сфера контроля.

Б. Паттерн тотален, устойчив и негибог.

В. Паттерн приводит к клинически значимым нарушениям или ухудшениям в социальной, профессиональной или других важных сферах функционирования.

Г. Паттерн является стабильным и протяженным во времени, его начало можно проследить, по крайней мере, с подросткового или начала зрелого возраста

Д. Паттерн лучше не учитывать как проявление или следствие других психических заболеваний.

Е. Паттерн не связан с прямым воздействием на психику веществ (например, наркотиков или медикаментов) или с общим состоянием индивида (например, травма головы) [32].

Критерии для диагностики каждого расстройства в отдельности были рассмотрены в главе 1, пункте 1.4.

 

Психологическая коррекция

 

При терапии личностных расстройств используют два основных направления: психотерапевтическое и медикаментозное. Последнее направленно скорее на снятие отдельных симптомов (депрессии, тревоги и т.д.) и используется психиатрами, поэтому мне, как психологу не целесообразно рассматривать данную сферу лечения.

Так какие же основные виды психотерапевтической помощи может оказать психолог. Выделяют ряд направлений, в котором оказывается подобная помощь:

)   Консультирование;

2) Динамическая психотерапии (исследует то, как прошлые переживания человека могут влиять на его поведение);

)   Когнитивная психотерапия (акцент ставится на изменении паттерном расстройств);

)   Когнитивная аналитическая терапия (распознание и изменение паттернов расстройства в поведении);

)   Диалектическая поведенческая терапия (совмещает в себе часть приемов из поведенческой и когнитивной психотерапии, а также некоторые приемы из дзен-буддизма; включает индивидуальную и групповую психотерапию);

)   Лечение в терапевтическом сообществе (довольно продолжительный метод, включающий в себя практически постоянный контакт с терапевтом и другими лицами с расстройствами, а также иногда включающее "госпитализацию" при особенно ярких эпизодах) [33].

Наибольшего развития в отношении исследования и корректировки расстройств личности получила когнитивная психотерапия, во многом основываясь на психоанализе, поэтому ей я и уделю основное внимание.

В основном люди с расстройствами личности считают себя нормальными и здоровыми, они редко обращаются за помощью сами, а если и обращаются, то обычно только для того, чтобы устранить какой-нибудь нежелательный симптом или разрешить ситуацию. Они могут жаловаться на депрессию или тревогу, за которыми на самом деле может скрываться расстройство личности. Поэтому одной из первостепенных задач психотерапевта является выяснение причин обращения к нему клиента, обозначение целей терапии, ожиданий клиента и построение плана работы. Терапевту нужно собрать определенный материал, на котором он должен реализовывать свою деятельность.

Как уже было сказано, люди с расстройствами личности очень редко сами обращаются к психотерапевту. В основном, их направляют либо друзья., семья, либо судебное постановление. Такие люди считают, что все проблемы, с которыми они сталкиваются возникают не по их вине, поэтому зачастую не видят своих нарушений. Работа с такими клиентами крайне тяжела и требует очень много времени хотя бы для того, чтобы установить доверительные отношения между психотерапевтом и клиентом.

Зачастую, люди с расстройствами личности не хотят признавать у себя данного расстройства, поэтому предпочитают, чтобы психотерапевт справлялся с симптомами, а не "лез глубоко". Тут, кстати, отмечается одна важная особенность действий психотерапевта: при обнаружении расстройства личности, не нужно объявлять диагноз клиенту как ярлык, печать на всей его жизни, обозначая его скупым научным термином; лучше использовать описательные приемы, называя лишь какие-либо отдельные признаки расстройства, не вызывая резкого негатива со стороны клиента. Однако, даже если клиент отказывается признавать наличие у себя расстройства личности, необходимо помнить, что её корректировка является основной целью психотерапевта, но не психотерапии. "Важно помнить, что при лечении в центре внимания находятся цели пациента, а не других людей (включая психотерапевта)" [3].

Как уже было сказано, важно установить отношения доверия. Именно при таких условиях можно совместить личные цели клиента и психотерапевта, что обеспечивает эффективность психотерапии. Главное, не настраивать клиента против себя, не слишком "напирать", не навязывать свою точку зрения. Очень важно не торопить клиента, но также и не стоит слишком растягивать процесс терапии.

Бывают случаи, когда клиент не хочет идти на контакт, так как не испытывает желания меняться. Его расстройство может "играть ему на руку", не просто не доставляя дискомфорта, но и привнося некоторые приятные момента в жизнь, поэтому действовать нужно осторожно, постепенно помогая человеку иначе взглянуть на жизнь.

Условием любой когнитивной психотерапии является информирование клиента о её процессе. И здесь говорится не только о методах работы, которые могут быть применены, но так же и о последствиях, которые она может оказать на клиента. Люди с расстройствами личности склонны тревожиться и чувствовать неуютно, когда начинают корректировать свою личность, поэтому очень важно предупредить их о возможном возникновении такого чувства, "чтобы это не было неожиданностью и не вызвало шок" [3].

Важно помнить и понимать, что люди с расстройством личности плохо осознают свои дисфункциональные убеждения и, как было сказано в предыдущей главе, не могут сверять их с реальностью. Поэтому и нужно учитывать, что привычные для таких людей схемы поведения и восприятия меняются крайне трудно и тяжело, поэтому нужно уделять большое внимание каждому компоненту их паттерна: поведенческому, когнитивному и эмоциональному. С каждым нужно работать отдельно, применяя для каждого свои собственные приемы.

В работе с клиентом психотерапевт может позволить ему равняться на себя, стать для него "ролевой моделью" [3]. Зачастую такое может быть и вовсе очень полезно: так как больной начинает верифицировать себя с другими и адекватно оценивать своё состояние. Многие люди с расстройством личности, прошедшие курс терапии, говорили, что они взяли лучшие качества от своих терапевтов. Однако здесь важно не позволять клиенту полностью перенимать образ психолога.

При проведении психотерапии может возникнуть ряд проблем. Например, может случиться так, что мысли терапевта и клиента будут совпадать по отдельным вопросам, а могут обнаружить и схожие дисфункциональные убеждения. В этом случае терапевту нужно справиться со своими убеждениями, чтобы "общая проблема" не тормозила сам процесс.

Помимо этого, могут возникнуть вопросы, затормаживающие ход терапии. В основном они связаны с определенными ситуациями или неумением одной из сторон выполнять определенные задачи. Так, со стороны клиента могут обнаруживаться такие проблемы: как отсутствие навыков сотрудничества; негативистские мысли о вероятной неудачи психотерапии; ожидания клиента того, что его выздоровление может привести к неблагоприятным последствиям, и другие страхи и опасения в отношении изменений в личности; недостаток социальных навыков; наличие выгоды от своего настоящего состояния; недостаток мотивации; ригидность клиента; недостаточные самоконтроль и др. Со стороны психотерапевта тоже могут наблюдаться схожие проблемы, а также и другие, как то: отсутствия навыков работы с определенной группой клиентов; недостаточная формулировка, нереалистичность или расплывчатость целей психотерапии и др. Также факторами, тормозящими процесс терапии могут являться неудачно выбранное время и место, определенные ситуативные условия, и др. В связи с этим, психотерапевт должен уметь помогать своим клиентам справляться с подобными проблемами и обладать достаточными знаниями и умениями, чтобы не допустить своих ошибок.

Как уже было сказано, для коррекции и устранения расстройств личности нужно работать с каждым элементом структурной организации личности. В связи с чем, используется большое количество методик и методов, одни из которых работают с воображением, другие, например, с воссозданием и проигрыванием ситуаций прошлого. Также, следует сказать, что к каждому расстройству личности существует свой подход в коррекции и лечении. Все эти методы, приблизительные планы и способы работы с личностными расстройствами очень хорошо и подробно рассмотрены в книге А. Бека и А. Фримена "Когнитивная психотерапия расстройств личности".

расстройство личность психотерапия коррекция


Заключение

 

В данной работе были рассмотрены различные расстройства личности и описаны их основные проявления. По этим описаниям, я считаю, становится ясно и понятно, что из себя представляет данное нарушение и как с ним нужно бороться: изменять когнитивные, аффективные и поведенческие "схемы". В целях же профилактики данного расстройство вполне логично было бы обеспечивать благоприятные условия воспитания, детства, так как именно оно играет очень важную роль в становлении личностных расстройств. Особенно значимо это для тех людей, которые находятся в группе риска - имеют близких родственников с шизофренией или схожим расстройством.

Ещё одним выводом, к которому я пришла в ходе данной работы, является то, что в основном расстройствами личности занимаются зарубежные исследователи. В нашей же стране, эта тема рассматривалась лишь у нескольких авторов, и то их наблюдения в основном основаны на работах немецких и американских психотерапевтов. Они же, в свою очередь, большое внимание уделяли изучению данной проблематики и построению терапевтических моделей, которыми и пользуются для корректирования личностных расстройств.

Таким образом, в данной работе были проанализированы различные подходы к пониманию и проблематике личностных расстройств, описаны разные типы заболевания и рассмотрены способы диагностики и психотерапии. Я увлечена данной темой, и в дальнейшем мне было бы интересно провести исследования на выявления личностных расстройств у подростков и молодых людей.


Список использованной литературы

 

1. Антропов Ю.А. Основы диагностики психических расстройств: рук. для врачей / Ю.А. Антропов, А.Ю. Антропов, Н.Г. Незнанов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 384 с.

2. Аверин В.А. Психология личности DOC. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2009.

.   Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. - СПб.: Питер, 2012.

.   Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 2012. - 301 с.

.   Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 2007. Т.16. № 3. С.90-101.

.   Василюк Ф.Е. Методика психотерапевтического облегчения боли. - Москов. психотер. журн., 2007, N4, с.123 −146.

.   Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства: возвращение к классической психиатрии // НПЖ, 2007, № 2, с.11-15.

.   Ганнушкин Б.П. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. - Н. Новгород: Изд-во НГМД, 2008. - 128 с.

.   Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Очарование нарциссизма. // Консультативная психология и психотерапия. 2012. №2. - C.102-112.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...