Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание структуры университетского образования




 

Обращаясь к истории возникновения университета (15,5), можно проанализировать, что ученые, философы и педагоги боролись за сохранение главного назначения университетов - быть эталонами, центрами высокого знания, очагами развития интеллекта и культуры духовного мира человека. Начиная с момента зарождения, университеты выполняли функцию интернациональных центров науки, образования и культуры. [15,227] Университеты были колыбелью науки, способствовали развитию знания, рождению новых теорий, это было место развития разумного мышления.

Известный французский мыслитель - энциклопедист Жозеф Эрнест Ренан утверждал, что на свете существуют народы и государства двух порядков: у одних есть ученые, у других нет.

В Европе университеты появились в начале 13 века. По своему статусу и привилегиям, полученным от папы и короля, а также по классическим традициям интеллектуальной деятельности они - продукт европейской христианизированной античной традиции. Подлинная идея - universitas - кооперации.

До сих пор нельзя сказать с уверенностью и однозначно ответить на вопрос: чем же определяется сам факт возникновения каждого конкретного университета? Определенной закономерности появления университетов нет, они возникали, отвечая в каждом конкретном случае на спонтанно и естественно возникшие вопросы конкретного общества, смогли стать авангардом общественно- культурного прогресса, отражением меры цивилизованности народа, уровня его государственности. Высокий уровень научного знания, сформировавшиеся научные школы, обеспечивающие трансляцию и воспроизводство знаний и образованных людей, им владеющих и способных к новым открытиям, создали европейским университетам международный авторитет. Что было решающим, чтобы объединить начинающих и зрелых схоларов в корпорацию - гарант их прав и привилегий? Здесь пока не найдены новые источники, возможные только некоторые предположения, например, о том, что обусловило появление четырех-пяти первых европейских университетов. И это будет весьма наглядный пример соотношения общего, особенного и индивидуального в механизме появления новаций в культуре.

Две противоположные тенденции лежат у истоков университетов: одна из них - нацеленность на получение и тиражирование фундаментальных знаний; другая - стремление получить практическую высококлассную подготовку профессиональную подготовку.

Первая тенденция в развитии теории университета была связанна с образовательной миссией университета, обогащающей личность духовно и потому высвобождающей ее творческие способности.

Пример тому, появления схоластического метода - это пример авторского действия как компоненты университетского образования. Схоластический метод - это обобщение старой, хорошо известной процедуры, применявшейся при толковании Библии, вопросы и ответы. Но ведь если ставились проблемы, задавались вопросы, это значит, что тот или иной сюжет ставился под сомнение. А схоластика разрабатывала проблемы, то есть схватывала противоречия, формулировала их и искала способы разрешения противоречий, была положена практика логического обоснования аргумента. Схоластический метод, как считает историк Жозеф Эрнест Ренан, вел к осознанию личностью ее интеллектуальной ответственности.

В 13 веке были сделаны первые попытки создания теории «двойной истины» (то есть истины веры и истины разума) - одного из главных достижений рационализации интеллектуальной деятельности, давшей в конечном счете Декарту (1596-1650) возможность заложить теоретические принципы современного научного мышления. Итак, европейская культура средневековья благодаря возникновению университетов, зарождению науки и книжной образованности приобретает новый облик, в котором значительной чертой становятся интеллектуализм и рациональное сознание. Вторая тенденция была связана с потребностями общества в большом количестве грамотных, хорошо образованных специалистов.

Итак, если в рамках первой тенденции разрабатываются идеалы классического универсального образования, то в рамках второй - высшего профессионального.

К концу 13 века, несмотря на свою малочисленность, университеты превратились в важнейшие центры культурной жизни Европы. Здесь зарождались и распространялись научные, правовые и теологические идеи. Они стали подлинной «интеллектуальной энергией» (Ж.Верже) [15,18], подготовки светской и церковной элиты.

Пример тому, что к концу 15 века росло число университетов в Германии, ибо они пользовались поддержкой местных гражданских и церковных властей, населения, получали обильные пожертвования, особенно университеты Ростока и Грейфсвальда, получивших статус интеллектуальных центров. Они могли приглашать прославленных ученых, благодаря которым открывали новые научные направления и новые факультеты (новейшая астрономия в Кракове, гуманизм - в Вене). Возникновение университетов способствовало превращению города, где он находился в политический, экономический и культурный центр. Каждый университет представляет собой единство общего, особенного и индивидуального [15,233].

Высшее образование стало привлекать к себе внимание исследователей по мере повышения своей социальной значимости во второй половине 19 века. Заслуга этих исследований заключается в том, что они внесли необходимую ясность в представления о процессе исторического становления самого университета как социального явления и как факта культуры, а также осмыслили развитие ключевых понятий, которыми в настоящее время пользуются все философы, педагоги, теоретики университета, социологи и историки культуры. Известный американский экономист и социолог Дениэл Белл, говорит о том, что основным стержнем развития общества, во второй половине 20 века, стал не бизнес и его социальные институты, а теоретическое научное знание и общественный институт образования. [15,206] По мнению ученого, «университет, поскольку это место, где конфигурируется и проверяется теоретическое знание, превратился в первичный институт общества….». [15,207]

Джон Ньюмен, английский философ, теолог и педагог, писал, что университет должен заниматься интеллектуальным развитием студентов, чтобы научить их возможностям и методам делать правильные убеждения о сути явлений и постоянно стремиться к поиску истины.

Социально-педагогические идеи Хосе Ортеги-и-Гассета, испанского ученого, глубоко оптимистичны и обладают огромной жизненной силой, ибо они наполнены верой в гуманистический потенциал человеческого разума. Из анализа социально-исторического опыта развития института образования, Ортега, доказывает, что только университеты способны стать центрами воспитания «интеллектуальной элиты». Рассматривая культуру как сумму адекватных предназначений человека в современном мире, Ортега приходит к выводу, что в 20 веке основной функцией университет как высшего учебного заведения должно стать обучение «великим культурным дисциплинам». Изменение жизненного мироощущения, являющееся решающими в истории, представляется в форме поколений. Поколение, динамический компромисс между массой и индивидом, представляет собой самое важное историческое понятие и является той траекторией, по которой движется история. По мнению Ортеги, культура-это соответствующий эпохе уровень интеллектуального развития человека, обеспечивающий его способностью ориентироваться в окружающем социальном хаосе, отыскивающий собственный путь. Он пишет, выбор точки зрения - первоначальный акт культуры.[15,95] Наука не идентична культуре: она является поиском истины, в то время как культура является сознательным применением уже усвоенных истин. [15,103]

Общественный человек немыслим вне культурных достижений своей эпохи. Общество немыслимо без воспроизводства в сознании людей элементов его культуры. Поэтому С. Хук определяет образование в самом широком смысле как «ассимиляцию» культуры любого данного общества и ее передачу от одного поколения к другому.

Исходя из культурно - исторического анализа возникновения университетов, проделанного И.В. Захаровым и Е.С. Ляхович, можно выделить, что университет - являлся местом накопления высокого знания, воспроизводства этих знаний в поколении и производством культуры. Появление университетов позволило выделить научную практику (в университетах наука начинает твориться), возникают вопросы воспроизводства научной культуры.

Образование - воспроизводство науки и культуры. Как только наука овладевает университетами, то в структуре университетского образования можно выделить два ключевых новообразования, две ключевых способности людей - это теоретическое мышление и авторское действие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...