Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическое мышление и авторское действие в подростковом возрасте




 

Описание исторического значения становления и развития подросткового возраста, которое рассматривается в исследованиях К.Н. Поливановой, позволяет нам связать его с университетским образованием.

В исследованиях К.Н. Поливановой рассматривался подростковый возраст, и преодоление кризиса. Поливанова в своих исследованиях говорит что специфика критических периодов состоит в том, что ребенок открывает для себя новую идеальную форму и ее соотношение с реальной становится ситуацией развития.

Структура кризисного периода представляет собой логическую последовательность этапов: открытие идеальной формы, ее мифологизация, конфликт идеализированной формы и реальных условий, в которых она воплощается, рефлексия условий конфликта и, наконец, разрешение кризиса через принятие подлинной, идеальной формы (возникновение мотивов новой ведущей деятельности).

За этапом конфликта по начальной схеме кризиса наступает этап его рефлексии. Именно встреча двух полных (хотя, возможно, и различных) действий и есть условие возникновения рефлексии. Именно рефлексия (понимаемая в самом широком смысле этого слова) становится точкой построения себя, своего действия, точкой перехода идеи в реалию. [20]

В этом смысле в целостном действии на первый план выступает замысел, реализация же свертывается или до нее вообще не доходит дело. Здесь хотелось бы даже сказать не «замысел», а «замысливание». Выстраивание собственного текста (в частности поведенческого), т.е. создание произведения собственного действия - вот та основная работа, которая должна происходить при переходе от предшествующего младшего школьного возраста к подростковому возрасту. Все, что было сказано выше, касалось «спонтанного» поведения ребенка на рубеже младшего школьного и подросткового возраста. Встреча поведенческих текстов характеризовала собственно критическую фазу перехода. Теперь задача состоит в определении того культурного действия, в котором мог бы быть «снят» этот конфликт, той социальной ситуации развития, которая задала бы вектор развития в стабильном подростковом возрасте. Иными словами, необходимо ответить на вопрос о ведущем действии подростничества и той деятельности, в которой это действие может стать субъектной характеристикой подростка.

Выявленные выше характеристики переходного подросткового действия должны быть «сняты» в полной культурной форме ведущего действия. Этими характеристиками, как мы показали, является непредзаданность, незавершенность в томе, что смысловым центром является замысел (авторство) действия. Для построения полного действия необходимо обеспечить встречу замысла и реализации. Эта встреча является необходимым условием полноты, она задает встречу действующего с самим собой, со своим замыслом; замысел, собственно, и возникает только в реализации. Встреча замысла и реализации оказывается полнотой посреднического действия в подростничестве. Результат, воплощенный в конкретных, вещных формах - текстах, разнообразных творческих продуктах, - оказывается воплощением идеальной формы в реалию (в том смысле, как об этом говорит Б.Д. Эльконин, рассматривая вопрос о посредничестве).

Таким образом, мы полагаем, что в подростничестве развитие обеспечивается ситуацией встречи замысла с его результатом. Спонтанно ребенок ориентирован на замысел (замысливание, означивание собственного поведения - или намерения - есть способ открытия идеальной формы). Но лишь встреча замысла и реализации дает возможность воссоздать (удержать) замысел, вынести его из сферы фантазий, превратить замысел в нечто, чем владеет сам ребенок (до того замысел владел ребенком). Иначе говоря, реализация замысла есть точка возникновения субъектности в подростничестве.

Какова форма посредничества подобной встречи? Нам представляется, что такой формой является авторское действие.

Содержательное определение авторского действия - задача будущих исследований.

Сейчас на основании приведенных выше рассуждений можно наметить лишь необходимые (но, возможно, не достаточные) условия его теоретического задания. Поскольку мы предположили, что именно авторское действие обеспечивает развитие в подростковом возрасте, оно должно удовлетворять характеристикам продуктивного действия [20], <file:///E:\ISSUES\1996\961\961020.HTM> то есть в нем должно означиваться и объективироваться построение продукта (само замысливание становится предметом работы). Далее, в продуктивном действии возникает новая (иная) позиция действующего, то есть новый взгляд на собственное действие (подобное новое видение возникает в момент встречи замысленного с результатом). И, наконец, действующий приобретает новые функциональные органы (применительно к подростковому возрасту - это умение спланировать последствия собственного замысла).

Конкретные формы авторского действия могут быть разработаны в специально организованной психолого-педагогической практике.

В то же время учебная работа подростка не может исчерпываться учебной деятельностью, то есть «овладением общественно выработанными способами действий». На фоне подобного овладения (а не в место), встает задача формирования собственного авторского действия ребенка. (Здесь меняются фигура и фон обучения. В младшем школьном возрасте фигурой было «как, каким образом» сделать нечто, в подростковом возрасте - «что» сделать.) Трудным вопросом является возможность осуществления этого формирования в условиях школьных учебных курсов. Однако независимо от способов реализации ребенок должен иметь возможность практиковать авторское действие - замысливание, анализ условий реализации, получение продукта. Именно продуктивность авторского действия - его ключевая характеристика - не может возникнуть стихийно, вне специально спроектированных условий. И именно в создании условий для реализации замысла мы видим задачу подросткового образовательного пространства и задачу посредника - также автора собственного посреднического действия. [20 <file:///E:\ISSUES\1996\961\961020.HTM>]

Деятельность, внутри которой происходит трансляция авторского действия, может быть определена как проектная. Рискуя впасть в утопию, можно все-таки предположить, что собственно подростковая школа (а точнее - жизнь, поскольку школой подростковый возраст не может быть задан полно) должна строиться как серия разрабатываемых внутри традиционных учебных курсов (или в дополнение к ним) проектов, выполняемых группой детей под руководством и при участии взрослого.

Благодаря посреднику замысел подростка некоторым «чудесным» образом оказывается реализованным. [20] В точке встречи замысла и реализации происходит рождение идеи и рождение субъектности ребенка, породившего идею. Сопоставляя сказанное с рассуждениями о поведенческих текстах и их «встречах», теперь в стабильном подростковом возрасте мы можем говорить о встрече замысленного (но не в форме собственного поведения, а в иной, отделенной от телесности самого ребенка форме) текста с его реализацией, о встрече произведения собственного действия с «читателем».

Теперь, возвращаясь к поставленному в начале данной работы вопросу о задаче развития в подростковом возрасте, мы можем взять на себя смелость заявить, что на этом отрезке онтогенеза ребенок строит собственную субъектность как субъектность авторства. То есть подросток лишь постольку является таковым, поскольку он замысливает собственное действие, осуществляет его, получает собственный продукт и тем самым проявляет собственный замысел. Образовательная практика, таким образом, проектируя условия амплификации данного возраста, должна быть ориентирована на создание условий для развертывания полного цикла авторского действия, т.е. на построение проектной деятельности в средней школе.

Б.Д. Эльконин, говоря о Результате и Продукте, выделяет три метафоры продуцирования. Это подпись и связанное с ней авторство. Смысл в том, что продукт - это непросто порождение индивида, а еще и принятие решения, взятие на себя ответственности за порождение. Во - вторых, это публикация - отчуждение сделанного и помещение его в поле Других. Наконец, в - третьих, редактирование - своеобразная реконструкция сделанного с целью обнажения его акцентов, игра его смыслами. Культурная метафора есть и у ресурсного аспекта действия, и это черновик.[28]


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...