Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторический аспект теоретического мышления




 

В истории философии еще с древности наметилось различие двух типов мышления. С одной стороны, выделялась мыслительная деятельность, направленная на расчленение и описание результатов чувственного опыта, с другой - на раскрытие сущности объектов, внутренних законов их развития. Особенно четко это различие было проведено Гегелем, который назвал эти типы мышления рассудком и разумом.

«Деятельность рассудка, - писал Гегель, - состоит вообще в том, что она сообщает своему содержанию форму всеобщности, и всеобщее, как его разумеет рассудок, есть некоторое абстрактное всеобщее, как его разумеет рассудок, есть некоторое абстрактное всеобщее, которое, как таковое, фиксируется в противоположность особенному… Так как рассудок действует по отношению к своим предметам разделяющим и абстрагирующим образом, то он, следовательно, представляет собою противоположность непосредственному созерцанию и чувству, которые, как таковые, всецело имеют дело с конкретным и остаются при нем». [7, 131-132]

«Разделение» и «абстрагирование», приводящие к «абтрактновсеобщему», противополагаемому особенному, - таковы функции рассудка, с которого начинается рациональное познание. Благодаря рассудку наличные предметы схватываются в их определенных различиях и фиксируются в их изолированности. Как в теоретической, так и в практической областях рассудок позволяет человеку достигнуть твердости и определенности в знаниях. Но вместе с тем «мышление, как рассудок, не идет дальше неподвижной определенности и отличия последней от других определенностей».

На этой ступени рационального познания путем разделения, сравнения и абстрагирования порождается знание об абстрактном тождестве, об абстрактном всеобщем, фиксированном в понятии. «Когда речь идет о мышлении вообще или в частности о постижении в понятиях, - отмечал Гегель, - то часто имеют при этом в виду лишь деятельность рассудка».

Для начальной ступени всех наук и для повседневной деятельности Гегель считал характерным «наивный образ мышления», воспроизводящий содержание ощущений созерцание без внутренней рефлексии. На этом пути, не выходящим за пределы рассудка, создаются односторонние, абстрактные определения (абстрактные всеобщности).

Выход за пределы рассудочного мышления осуществляется мышлением разумным или диалектическим, открывающим в предмете его конкретность как единство различных определений, которые признаются рассудком лишь в их раздельности. «Это разумное, - писал Гегель, - хотя оно и есть нечто мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем и конкретное, потому что оно есть не простое, формальное единство, а единство различных определений». Если принцип рассудка состоит в абстрактном тождестве, формальном единстве, то принципом диалектики, разума является конкретное тождество как единство различных определений. Такое единство - это «имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограничены….».

Диалектическое мышление вскрывает переходы, движение, развитие. Благодаря этому оно может изучать вещи согласно их собственной природе. Здесь и заключено подлинное значение диалектического мышления для человека.

«…Диалектическое мышление, писал Ф. Энгельс, [18] - именно потому, что оно имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий, - возможно только для человека. Да и для последнего лишь на сравнительно высокой ступени развития, и достигает своего полного развития только значительно позже, в новейшей философии…».

В нашем случае основное диалектическое противоречие скрыто в связи авторского действия и теоретического мышления. Авторское действие развивает психическую способность человека к теоретическому мышлению, а теоретическое мышление обеспечивает (является психическим основанием) авторского действия.

Таким образом, «обычная логика» - а под нею имеется в виду традиционная формальная логика - признает лишь методы рассудочного мышления. Для «развитого» же человека специфично разумное мышление, предпосылкой которого выступает «исследование природы самих понятий» (рефлексия). Формально-логический подход к мыслительным процессам не вскрывает специфики образования понятий, которая внутренне связанна с исследованием самой природы, с рефлексией. Вместе с тем формирование у человека в процессе его обучения и воспитания рассудочного мышления очень важная задача. Поскольку «рассудочность» как особый момент с необходимостью входит в более развитые формы мышления. Придавая его понятиям развитые формы мышления. Придавая его понятиям твердость и определенность. Но проблема состоит в том, чтобы найти такие пути обучения и воспитания, при которых рассудок становился бы главенствующей и самостоятельной роли, тенденция к чему заложена в представлениях о рассудке как о мышлении вообще.

Рассудочное мышление, опирающееся на наглядные образы, можно назвать эмпирическим. Разумное мышление, внутренне связанное с исследованием природы своей собственной основы - с исследованием понятий - целесообразно называть теоретическим. [9,93]

Теоретическое мышление всегда внутренне связанно с чувственно данной действительностью. Оно в полной мере реализует те познавательные возможности, которые открывает перед человеком предметно- чувственная практика, воссоздающая в своей экспериментальной сути всеобщие связи действительности.

Теоретическому мышлению присущ ряд характерных черт, которые по-разному обнаруживаются на материале, относящиеся к различным формам общественного сознания. Этому мышлению свойственен анализ, характерна рефлексия и планирование.

В.В. Давыдов [9,3] полагаясь на педагогические и психологические исследования 90-х г.г. отмечал, что система народного образования не обеспечивает на современном уровне должного развития детей, подростков и юношей. Анализ результатов исследований показал, что традиционная школа культивирует эмпирический тип мышления, оно характерно житейскому, утилитарному отношению к вещам и чуждо теоретической оценке и теоретическому пониманию действительности. Поэтому многие дети с большим трудом усваивают современные знания, если они передаются современными методами, так как современное знание предусматривает усвоение человеком процесса происхождение и развития вещей посредством теоретического мышления, изучаемого и описанного диалектической логикой. Многие педагоги начали понимать, что задача современной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся ту или иную сумму знаний, но и научить их самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации. Это означало, что школа должна учить мыслить, т.е. активно развивать у учащихся основы современного теоретического мышления, т.е. образование должно иметь развивающий характер. Теория развивающегося обучения разработана В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным в русле основных идей научной школы Л.С. Выготского и одновременно развивает и конкретизирует эти идеи. В данной теории было найдено основание для закономерного сочетания двух направлений, возникших в этой школе и длительное время раздельно в ней существовавших, - деятельностного и культурно-исторического. Благодаря этой теории гипотеза Л.С. Выготского о роли обучения в психическом развитии человека приобрела форму научного понятия «развивающего обучения», которое было введено в современную психолого-педагогическую науку и нашло свое выражение в новой практике образования.[9]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...