Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой»
Гладышева И.В. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки. ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ: · Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции(кукла-игрушка, кукла-оберег). · Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями. · Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – скрутки». РАЗВИВАЮЩИЕ: · Развивать мелкую моторику рук. · Развивать внимание, творческие способности детей. · Развивать эмоциональность, чувство прекрасного. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: · Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры. · Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу. · Воспитывать терпеливость, усидчивость. АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: безликая, скрутка, оберег. МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Педагог. Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей? Ответы детей: Здравствуйте. Мы рады вас видеть. Добро пожаловать. Проходите, пожалуйста. Педагог. Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ». А теперь: Уши слушают – и все слышат. Глаза смотрят – и всё видят. Ноги – руки не мешают. А голова хорошо думает. О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку: Волосы льняные, Глазки голубые. И обуты ножки В синие сапожки. На красавице - пальто.
Догадались? Это кто? (кукла) Есть ноги, а не ходит. Есть рот, но не говорит. Доставляет детям радость, но сама радоваться не может. Кто это? (кукла) Платья носит, Есть не просит, Всегда послушна, Но с ней не скучно. (кукла) Я своей подружке Кате Одеваю утром платье. Одеваю ей сапожки На резиновые ножки И веду по переулку Утром Катю на прогулку. (кукла) Педагог. Скажите, а для чего нужны куклы? Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса). Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть, как его открыть: - Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты, Сундучок, сундучок, Открывай свой бочок! - Кто запомнил заветные слова? - Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами. Открываю сундучок (достаю несколько кукол: тряпичные, соломенные, глиняные и другие). Педагог. Скажите, а такие куклы у вас есть? - Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей) Посмотрите на современную куклу и на эти... А теперь, подумайте и скажите, отличаются ли эти куклы друг от друга? Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов) Педагог. Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала: тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали. - Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал? Правильно, который всегда под рукой. - А сейчас поиграем в игру: «Какая кукла» Дети становятся на ковре полукругом, воспитатель кидает мяч и говорит: Педагог. Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная) -из резины... - из дерева... - из ткани... - из соломы... - из бересты... - из пластмассы... - из бумаги... - Поиграли, отдохнули, а сейчас, ребята, я предлагаю вам, перенестись в то время и окунуться в ту атмосферу. Я предлагаю девочкам одеть платочки, а мальчикам завязать пояски. Присаживайтесь поудобнее. - ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка: В каждом доме, в каждой хате,
на крылечке, на полатях кукла сидит во все стороны глядит. И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обереговые куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ. Вот ребята, мы с вами услышали 2 новых слова: безликая и оберегать. - Как называли такую куклу? - Почему у куклы не было лица? -Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких обереговых куклах. ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела два лица. Рано утром поворачивали светлой стороной на «день», а вечером – тёмной «на ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава богу, пусть ночь так же пройдёт» ТРАВНИЦА – мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл,такая кукла излечивала от болезней. ЗЕРНОВУШКА – наполняли куклу зерном свежего урожая и хранили до нового посева. Считалось, что такая игрушка оберегает силой МАТУШКИ ЗЕМЛИ. - А давайте вспомним какая русская народная сказка поведала нам про куклу оберег (Василиса Прекрасная) - Вспомните, что дала матушка Василисе? - Зачем она дала куколку? - Получив по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая всегда выручала из беды. -Давайте, мы с вами попробуем сделать обереговую куклу своими руками. -Посмотрите, какая интересная куколка. Это кукла скрутка. После рождения младенца, такую куклу вешали над колыбелькой. Считалось, что эта куколка отгоняет всякую злую силу и оберегает ребенка. Когда малыш подрастал, ему отдавали куклу играть. Для изготовления кукол Скруток обычно использовали яркие разноцветные ткани и нитки, поэтому они получались яркими и веселыми. Ребенку они заменяли погремушки, так как часто их делали связками по три или пять куколок. - Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю, и у вас получится. В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.
- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – скрутку.
Делают её из двух ярких кусочков ткани. Сначала берем полоску ткани для туловища. Каждую длинную стороуыще раз сгибаем пополам к середине и получаем длинную скрутку для туловища куклы.Полученную скрутку перегибаем пополам и, отступив от сгиба примерно на одну треть, перевязываем ниткой туловище. Получилась головка куклы. Берем полоску ткани для рук и скручиваем тугой рулон вдоль короткой стороны. Получилась скрутка для ручек. С каждой стороны перетягиваем скрутку ниткой, отступив от краев примерно 1 см. Таким образом оформляем ладошки у куклы. Теперь скрутку – рулон вкладываем между полосками скрутки-туловища под головой куколки. Перевязываем куклу по талии ниткой.Завязываем поясок. Вверх куклы можно продеть нитку, чтобы куклу можно было подвесить. Вот все куколки подружки. Не похожи друг на дружку. В сарафанах распрекрасных Эти куклы наши! Педагог. Как называется кукла? - Что сначала делают, потом и т.д.? - Полюбуйтесь, какие замечательные куклы получились. - Подумайте и скажите, оберегоные куклы от чего оберегали? (оберегать детей от болезней, от напастей) - Правильно, а ещё такую куклу, если ребёнок спал, мать подвешивала в люльку к младенцу, чтобы спал крепко и приговаривала: «Сонница – бессонница не играй моимдитятком, а играй этой куколкой». -Давайте споём колыбельную своим куколкам:«Ой,люшеньки». Педагог. Ну что, ребята, наша куколка заснула.Скажите, что вы нового узнали? -Почему народная кукла была безликой? -Чем отличается современная кукла от тряпичной?Обратите внимание на девушку в синем сарафане. Я предлагаю вам, если понравилось наше сегодняшнее творчество, украсить сарафан жёлтыми цветами. -Скажите, что вам больше всего понравилось? Пришла пора всем куколкам В дорогу собираться. А с вами мне, ребята Пришла пора прощаться Мелькают дни, летят года, Века сменяются веками. Но люди не забудут никогда, Что было создано с любовью их руками! - Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания!
Конспект
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|