Методы финансового контроля
Основной метод – ревизия, т.е. проверка хозяйственно-финансовой деятельности конкретного хозяйствующего субъекта с целью установления ее законности и целесообразности. На практике осуществляются ревизии нескольких видов: · документальная – проверке подлежат первичные денежные документы (счета, платежные ведомости) наряду с обобщающими материалами (сметы, отчеты); · фактическая – проверяются не только финансовые документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей; · полная – означает проверку всей деятельности субъекта; · выборочная – сосредотачивает контроль на конкретных обособленных аспектах финансово-хозяйственной деятельности. По итогам ревизии составляется акт ревизии, который подписывают руководитель ревизионной группы, руководитель проверяемой организации и ее главный бухгалтер. В акте ревизии указываются ее цели, результаты, выявленные факты нарушений, именуются виновные в нарушениях, фиксируются предложения по ликвидации нарушений и меры ответственности виновных должностных лиц. В случае возражений по содержанию и выводам акта ревизии руководитель проверяемой организации и главный бухгалтер приобщают их к акту ревизии. На основе акта ревизии должны приниматься меры к устранению выявленных нарушений, причем контроль за этими действиями возлагается на руководителя организации, назначившего ревизию. § 2. Из истории финансового контроля в России
Начальный этап формирования регулярно действующих, организованных органов финансового контроля в Московском государстве связан с земской реформой 1555–1556 гг., осуществленной Иваном IV Грозным. Реформа ликвидировала институт наместников и уплачиваемый населением в их пользу налог (кормовой оброк) стал поступать государству. В 60–70-е годы XVI в. взимание данного налога и связанные с этим функции государственного финансового контроля стали осуществлять специальные приходные кассы, именовавшиеся избами, или четвертями[20]. Они являлись, по существу, самостоятельными финансовыми приказами с постоянной подведомственной им территорией, которая подчинялась им в финансовом и в административно-судебном отношении.
В 1554 г. был образован Приказ Большого прихода, который осуществлял сбор прямых и косвенных налогов и сдавал на откуп казенные гостиные дворы, лавки, бани, погреба и т.п. С начала XVII века четвертные приказы носили названия по подведомственным им территориям. Известны Новгородская, Галицкая, Устюжская, Владимирская и Костромская четверти. В 1597 г. при царе Борисе Годунове для аккумуляции и контроля кабацких сборов был учрежден Приказ новой четверти[21]. В правовом регулировании торговли водкой в те времена чередовались два метода: либо поручение казенной торговли водкой конкретным должностным лицам – кабацким головам или целовальникам, либо отдача продажи водки на откуп с предварительной уплатой откупщиком установленной суммы. Приказ ведал назначением кабацких голов и целовальников, отдачей кабаков на откуп, уплачивал деньги поставщикам водки в кабаки и кружечные дворы, преследовал корчемство[22] и торговлю табаком, который был запрещен для употребления вплоть до начала царствования Петра I. Собственно специальным учреждением, осуществлявшим исключительно функции финансового контроля, являлся Счетный приказ, учрежденный, по разным данным, или в 1555, или в 1557 году. Приказ осуществлял проверку прихода, расхода и остатков сумм во всем государстве. По утверждению
При Петре I впервые была предпринята попытка комплексного анализа государственного бюджета – 27 января 1710 года было осуществлено сопоставление государственных доходов и государственных расходов. Бюджет оказался дефицитным, расходы превышали доходы и, как писал С.М. Соловьев, «не было сомнения, что неисправность и казнокрадство много уменьшали последние…»[24]. Именно в связи с потребностью осуществлять эффективную аккумуляцию денежных средств для финансирования войны со Швецией и организовать действенный финансовый контроль был учрежден 22 февраля 1711 г. Правительствующий Сенат. Две главные задачи этого органа, «которому всяк и их указам» должен был быть «послушен», как самому государю «под жестоким наказанием или смертию…», были определены вполне ясно – «собирать как можно больше денег» и «смотреть о расходах во всем государстве»[25]. Сенат, таким образом, представлял собой высшее финансовое и контрольное учреждение. Через несколько дней после учреждения Сената 2 марта 1711 года в Российской империи была создана система негласного надзора – фискалитет (от лат. Fiscus – императорская казна)[26]. Должности фискалов учреждались «по всяким делам», но главная их задача заключалась в осуществлении секретного финансового контроля. Возглавлял систему фискалитета обер-фискал, в чью компетенцию входило наблюдение за всеми высшими должностными лицами, административными учреждениями и судами. Установив факт злоупотребления, фискалы тайно доносили о нем в Сенат. Обер-фискалу были подчинены провинциал-фискалы, неподотчетные ни местной, ни центральной власти. При этом каждый из них имел право действовать самостоятельно, т.е. непосредственно доносить Сенату об установленных правонарушениях, взяточничестве, невыплате налогов. В случае уличения злоумышленника, нарушившего государственные интересы, он подлежал штрафу: половина штрафа шла в казну, а половина – донесшему фискалу. В 1714 году императорским указом компетенция фискалов была ограничена исключительно делами, связанными с интересами казны. Все судебные дела изымались из ведомства фискалитета, за вмешательство в судопроизводство фискалы подлежали взысканию.
Указами 17 марта 1717 года и 19 июня 1718 года были учреждены городские фискалы, назначавшиеся из купеческого сословия, а в северных провинциях иногда из числа свободных крестьян или однодворцев. Городские фискалы не были государственными чиновниками, т.к. исполнение этой должности являлось земской повинностью. После учреждения коллегий в 1718 году в каждую из них назначалось по фискалу. Фискалы всех рангов первоначально не несли ответственности за ложные или безосновательные, т.е. неподтвердившиеся, доносы. Практически неограниченные полномочия и особое положение фискалов породили произвол, вымогательство и массовую коррупцию. Фискалитет стал собственно системой негласного финансового надзора. Система тайного надзора и доносительства, никак не связанная с общей административной властью и не подотчетная никаким учреждениям, кроме Сената, себя дискредитировала. Большинство начальствующих лиц и рядовых чинов ведомства были замешаны в крупных хищениях, взятках и вымогательстве. В 1722 году был учрежден гласный публичный прокурорский надзор и значение фискалитета упало. В 1723 году была учреждена должность генерал-фискала, которую занял полковник А. Мякинин, раскрывший несколько крупных финансовых махинаций высших должностных лиц империи, и создана фискальная канцелярия. Число фискалов в стране составляло около 500. Эффективность установления, государственная польза фискалитета в целом была, видимо, не значительна. Фискалитет в сфере гражданской администрации был упразднен в 1730 году. Эта необычная система тайного финансового контроля больше не возобновлялась.
В 1718 году при учреждении коллегий как самостоятельных ведомств, установлений исполнительной власти была создана Ревизион-коллегия в качестве специального органа финансового контроля. Ревизион-коллегия являлась центральным государственным учреждением. В губерниях как ее органы функционировали камериры, которые совместно с губернаторами обязаны были наблюдать за государственными доходами на основе окладных книг и государственными расходами. В соответствии с законодательством о Ревизион-коллегии все учреждения должны были представлять ей свои счета, которые в коллегии подлежали проверке и сопоставлению данных счетов с окладными книгами. В случае установления неправильностей и несоответствий Ревизион-коллегия должна была представлять о том в Сенат и по его решениям осуществлять взыскания. Таким образом, Коллегия предполагалась не только как орган финансового контроля, но и как правоохранительное учреждение. По Генеральному регламенту 1720 года Ревизион-коллегия осуществляла отчасти и судебные функции – ее суду подлежали коллежские чиновники за ошибки и неправильные счета. Она самостоятельно могла осуществлять на основании таких судебных решений взыскания в отношении чиновников. Однако фактически деятельность Ревизион-коллегии была малоэффективна, т.к. не существовало единообразных форм отчетности. Документы, поступавшие в коллегию, не являлись адекватным материалом для осуществления контроля. В 1722 году Ревизион-коллегия была присоединена непосредственно к Правительствующему Сенату и переименована в Ревизион-контору. Таким образом, была предпринята попытка выделить орган финансового контроля из числа коллегий и придать ему более высокий статус. Впрочем, успеха это не принесло, и контроль по-прежнему зачастую носил эпизодический случайный характер. Отчетные и иные документы от большинства государственных учреждений не поступали. В 1725 году Ревизион-контора вновь была переименована в Ревизион-коллегию и стала действовать на прежних основаниях. В основном реальный регулярный финансовый контроль был сосредоточен в ведомствах и осуществлялся соответствующими коллегиями. Тем не менее, Ревизион-коллегия и при этом порядке дел систематически не справлялась с возложенными на нее задачами. В связи с этим в 1733 году была учреждена специальная Генеральная счетная комиссия с аналогичными функциями. Однако и эта мера не привела к существенному улучшению финансового контроля. Для рассмотрения и ликвидации множества дел, которые из года в год оставались не решенными Ревизион-коллегией, при императрице Анне Иоанновне было дополнительно создано, помимо Генеральной счетной комиссии, еще несколько счетных экспедиций и контор. Впрочем, и они не достигли успеха и были упразднены в 1742 году.
При Екатерине II Ревизион-коллегия была разделена на 6 департаментов, а наблюдение за ежегодной ревизией было поручено специально назначаемому для этой цели сенатору. Однако фактически табели расходов и доходов империи составлялись не достоверно или в некоторые годы не составлялись вовсе. Реформа местного самоуправления, осуществленная на основании закона под названием «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1 ноября 1775 года, непосредственно затронула организацию финансового контроля. В провинции учреждались казенные палаты, которые руководили сбором государственных платежей и управляли источниками государственных доходов. При этом в счетных экспедициях казенных палат было сосредоточено дело государственного финансового контроля. Отчеты о контрольных мероприятиях счетных экспедиций казенных палат поступали в созданное при Сенате в 1780 году новое финансово-контрольное учреждение – Государственную экспедицию для свидетельства счетов. В 80-е годы XVIII века, кроме того, в Сенате действовали специальные финансовые экспедиции, осуществлявшие управленческие и контрольные функции: Экспедиция о государственных доходах; Экспедиция о государственных расходах; Экспедиция о государственных недоимках. Сенатские экспедиции были независимы от сенатских департаментов и находились в непосредственном подчинении генерал-прокурора Сената. В связи с созданием этой новой сенатской системы финансового контроля Ревизион-коллегия была в 1781 году упразднена. Следующий этап развития государственного финансового контроля связан с учреждением в Российской империи министерской системы. Манифестом 28 января 1811 года «Об устройстве главного управления ревизии государственных счетов»[27] был учрежден в качестве самостоятельного органа центрального управления на правах, равных министерским, Государственный контроль. Тогда же была создана должность Государственного контролера с правами и обязанностями министра. В составе Государственного контроля функционировали два департамента – департамент ревизии счетов по гражданскому ведомству и департамент ревизии счетов по военному ведомству. В 1827 году был создан департамент ревизии счетов по морскому ведомству. Первоначально было установлено, чтобы все учреждения присылали свои финансовые отчеты в установленные сроки в казенные палаты, а обобщенные материалы направлялись в Государственный контроль. Однако предписанная система не действовала – большинство казенных палат не предоставляло надлежащих сведений в Государственный контроль. В связи с этим В.А. Лебедев писал: «Причина этого заключалась, впрочем, не столько в нежелании доставить требуемые сведения, сколько в неимении знающих дело чиновников, которые были бы способны к составлению этих отчетов. И те отчеты, которые поступали из казенных палат, были очень запутаны, а оправдательных документов к ним не прилагалось»[28]. Невозможность осуществлять непосредственный финансовый контроль определила введение так называемого наблюдательного контроля, при котором Государственный контроль проверял только результаты ревизий, проведенных самими ведомствами. Подобная система означала фактически ограничение компетенции и сокращение значения общегосударственного финансового контроля, задачи которого заключались только в исследовании правильности итогов ведомственных ревизий, причем Государственный контроль не анализировал основания осуществления расходов. В 1828 году был изданы универсальные правила отчетности финансового контроля, согласно которым учреждения осуществляли внутриведомственный контроль, а Государственный контроль получал только отчеты департаментов министерств. Отчеты казенных палат перестали поступать в Государственный контроль, а направлялись в соответствующие департаменты министерств. В 1836 году был упразднен совет Государственного контроля как высшее контрольно-финансовое учреждение. В конце 30-х годов получила распространение практика командирования чиновников от Государственного контроля в губернии, причем ежегодно такие чиновники направлялись только в одну или две губернии. Регулярный, систематический финансовый контроль в губерниях осуществлялся контрольными отделениями казенных палат. Система наблюдательного контроля, или, как его именовал В.А. Лебедев, «блюстительного контроля», в принципе малоэффективна, т.к. существо ее составляет исследование точности результатов ведомственных ревизий – т.е. фактически проверка итоговых цифр. При этом не возможна проверка правильности и целесообразности собственно расходования государственных средств. Соответствующий вывод был сделан императорским правительством в 1856 году, в самом начале реформ Александр II. На основе изучения западноевропейского опыта было осуществлено преобразование системы финансового контроля. С 1862 года в основу финансового контроля была положена документальная проверка всех сумм государственных доходов и расходов. В ходе реформы, начиная с 1865 года, была создана система местных органов Государственного контроля, состоявшая из контрольных палат. Каждой контрольной палате было подведомственно определенное число губерний. Контрольные палаты были уполномочены осуществлять ревизию всех государственных бюджетных средств. Контрольные палаты функционировали вполне независимо, не были подчинены губернаторам и были причислены к учреждениям ведомства Государственного контроля. Во главе контрольной палаты стоял управляющий, действовало общее присутствие палаты в составе помощника управляющего, старших и младших ревизоров. Ревизии осуществлялись по подлинным документам учреждений. Ревизии контрольных палат осуществлялись самостоятельно, и результаты их считались окончательными, т.е. не подлежали пересмотру. Обязанности контрольных палат заключались в контроле за движением бюджетных средств, за правильностью и целесообразностью операций с бюджетными средствами. Деятельность контрольных палат была, безусловно, эффективна. Их организация – главный положительный результат реформы государственного финансового контроля 60-х годов XIX века. Реформа государственного контроля установила новый порядок разработки государственного бюджета, причем роль Государственного контроля в бюджетном процессе значительно возросла. Каждый год к 1 октября Государственный контроль представлял в Государственный совет общий отчет об исполнении финансовой сметы за прошлый год; к 1 ноября Министерство финансов составляло проект бюджета на следующий год, который Государственный контроль проверял, устанавливая законность тех или иных позиций росписи доходов и расходов. После этого проект бюджета поступал на обсуждение в Департамент государственной экономии Государственного совета. После обсуждения в общем собрании, председатель Государственного совета представлял проект бюджета на утверждение императору. После высочайшего утверждения проект бюджета становился законом, именовавшимся «росписью доходов и расходов» и подлежавшим опубликованию. В 1870 году в Госконтроле были упразднены департаменты ревизии счетов по гражданскому и военному ведомствам. В связи с интенсивным строительством железных дорог государство в 60–70-е годы активнее осуществляло и кредитование. Правительственные кредиты частным железнодорожным компаниям объективно создавали условия для коррупции и злоупотреблений. Это вызвало необходимость создания жесткого финансового контроля со стороны государства за использованием ссуд из государственного бюджета на железнодорожное строительство. В связи с эти в 1884 году в составе Государственного контроля был учрежден железнодорожный отдел, преобразованный в 1891 году в Департамент железнодорожной отчетности. Определенным итогом эволюции финансового контроля в России стал закон о Государственном контроле, который определенным образом упорядочил и согласовал уже действовавшие нормы. Закон именовался – Учреждение государственного контроля[29]. В принципе ведению Государственного контроля, его ревизии подлежали все государственные учреждения, но на протяжении его существования многие из них были изъяты из его компетенции. Так, в начале ХХ века в сфере общегосударственного финансового контроля находились: Министерство финансового двора; Канцелярия Его Императорского величества по учреждениям Императрицы Марии; Комитет министров, до его упразднения в 1906 году; Хозяйственное управление Святейшего синода; Министерство иностранных дел в чрезвычайных издержках на предметы, относящиеся к тайне и известные государю; Департамент духовных дел иностранных исповеданий и др.[30] Кроме того, не подлежали ведению Государственного контроля вообще все учреждения относительно сумм, издержанных на известное императору употребление[31]. Это означало, что расходы, осуществленные непосредственно по указанию императора, ревизии не подлежали. Контролировалась только правильность итоговых сумм. В случаях предусмотренных законодательством, особыми Высочайшими повелениями или уставами, утвержденными правительством, ревизии Государственного контроля подлежали земские, городские и сословные учреждения, а также частные компании и товарищества[32]. Попытки формирования парламентской системы в Российской империи и учреждение Государственной думы предопределили существенные изменения в деятельности Государственного контроля. С 1906 года Государственный контроль помимо отчетов императору и Государственному совету обязан был предоставлять отчеты по государственной росписи, т.е. по бюджету, Государственной думе. Как известно, парламентаризм в России в начале ХХ века не сложился. Это, в частности, непосредственно отразилось на взаимодействии Государственной думы и Государственного контроля: законодательством не были описаны те последствия, которые должны были бы иметь место в случае неутверждения Государственной думой отчета Государственного контроля или части отчета[33]. Законом не была предусмотрена даже и форма такого отчета. Таким образом, взаимоотношения государственного финансового контроля и парламента не соответствовали принципам парламентского устройства. Тем не менее, очевидно, что некоторые небезуспешные реформаторские попытки в сфере финансового контроля были предприняты. Государственный контроль и его местные органы прекратили свое существование в результате Октябрьской революции 1917 года. В самом начале 1918 года советская власть предприняла попытку организации собственной системы финансового контроля. Начала ее организации были принципиально иными, чем в Российской империи и Российской Республике[34]. Предполагалось, что собственно контроль будет организован советской властью, т.е. органами так называемой диктатуры пролетариата. Декретом об образовании центральной контрольной коллегии 18 (31) января 1918 года Совет народных комиссаров постановил следующее: «1. В губерниях и районах Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов образуются учетно-контрольные коллегии для установления единообразия в действиях и инструктирования местных контролирующих органов, для разработки и сводки данных, получаемых от них, для предварительного рассмотрения договоров и пр. и для посылки фактических контролеров на места производства выплат и прочие места, как для текущей, так и для внезапной ревизии; 2. Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов образует Центральную контрольную коллегию для окончательной разработки и сводки ежемесячных данных и годовых отчетов, поступающих от губернских и районных учетных контрольных коллегий, для предварительного рассмотрения сметных предложений по бюджету и контрольного заключения об исполнении его и для общего направления всей контрольной работы в стране; 3. В местах расходования народных сумм, как органы Государственного контроля, могут учреждаться контрольные комиссии, выбранные служащими и рабочими учреждений или предприятий, подлежащих контролю, из лиц, не являющихся распорядителями. Эти комиссии подчиняются указаниям учетно-контрольных коллегий»[35]. Деятельность Центральной контрольной коллегии – учреждения вполне бюрократического, формировавшегося центральной властью, и местных контрольных коллегий, создавшихся на не совсем понятных, не прописанных в декрете назначениях местными советами, оказалась безуспешной. Очень скоро стало ясно, что сколько-нибудь эффективный государственный финансовый контроль не может быть организован иначе как регулярная государственная бюрократически сконцентрированная система, основанная на единоначалии и иерархическом подчинении. В мае 1918 года в связи с этим был учрежден Народный комиссариат государственного контроля, а Центральная контрольная коллегия в июле 1918 года упразднена. К концу 1918 года наркомат состоял из 20 контрольных подразделений, осуществлявших собственно функции финансового контроля. В то же время авторы советского эксперимента общественного и государственного переустройства стремились создать некую принципиально новую систему контроля. С этой целью в 1919 году был предпринят ряд действий. В апреле правящей партией была провозглашена необходимость демократизации контроля и привлечения для участия в контрольно-ревизионных мероприятиях трудящихся – представителей рабочих и крестьян. Существенным нововведением было признание необходимыми ревизий на основании жалоб. В большевистском партийном руководстве постепенно формировалась идея создания такой единой, универсальной системы государственного контроля, в которой помимо собственно финансового контроля был бы сосредоточен контроль за исполнением декретов и иных актов советской власти, вообще проверка деятельности всех учреждений по любым основаниям. Отказ от рыночной экономики и формирование принудительной системы отчуждения материальных благ и принудительной системы их распределения предполагали новую форму народного хозяйства, а она, в свою очередь, – новую систему советского хозяйственного контроля. При этом планировалось, что такой контроль должен иметь буквально всеобъемлющий характер. Собственно функционирование финансового контроля при этом, на словах, конечно, в партийных и государственных лозунгах и текстах уходило как бы на второй план, а приоритетным признавался некий всеобъемлющий, демократический совершенный контроль. Кстати, именно этому были посвящены последние работы В.И. Ленина. Впрочем, в объективной реальности именно конкретный, вполне традиционный финансовый контроль, как самостоятельный элемент государственного устройства, так или иначе должен был функционировать. Без него государственный механизм не действует. В конце 1919 года существовали три фактически независимые друг от друга системы контроля: Наркомат государственного контроля, органы ведомственного контроля в каждом из народных комиссариатов и рабочие контрольные инспекции. В соответствии с планами создания единого универсального контроля они были объединены в одну систему. При этом Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции. В составе наркомата были созданы отраслевые инспекции – военная, путей сообщения, продовольственная, финансовая и другие. В связи с созданием Союза ССР[36] в 1923 году был учрежден Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР. Одноименные наркоматы учреждались в союзных республиках. Тогда же было осуществлено слияние союзного наркомата с Центральной контрольной комиссией ВКП(б). Образовался своеобразный двуединый орган партийно-государственного контроля, причем ЦКК ВКП(б) играла руководящую роль. Механизм, благодаря которому такое главенство обеспечивалось, был достаточно прост: все руководящие должностные лица наркомата являлись членами ЦКК. Президиум ЦКК и коллегия РКИ заседали совместно, причем за Президиумом ЦКК сохранялось руководство. Небезынтересным новшеством в работе РКИ было ее право публиковать для всеобщего сведения списки должностных лиц, уличенных в «бесхозяйственности» или иных проступках и преступлениях[37]. Собственно финансовый контроль стал составной частью системы общегосударственного партийно-советского контроля. В 1934 году решением XVII съезда ВКП(б) единая система партийно-государственного контроля была упразднена и созданы два самостоятельных органа – Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссия советского контроля при СНК СССР. Функции последней были связаны с контролем исполнения актов правительства. Финансовым контролем она не занималась, в этот период он был сосредоточен в Наркомате финансов СССР и в соответствующих наркоматах союзных республик. В 1937 году в составе Наркомфина СССР было создано специальное Контрольно-ревизионное управление. Оно осуществляло проверку соблюдения законодательства о бюджете, контроль за исполнением бюджетов разных уровней, контроль за эффективным использованием бюджетных средств. Кроме того, управление осуществляло проверки внутри ведомственного контроля. Была создана система местных органов Контрольно-ревизионного управления: в союзных республиках действовали главные контролеры-ревизоры, в автономных республиках, краях и областях – старшие контролеры-ревизоры. Система имела централизованный бюрократический характер, что позволяло ей действовать достаточно эффективно. Финансовый контроль получил более или менее правильную организацию. В 1940 году Указом Президиума Верховного Совета СССР был создан Народный комиссариат Государственного контроля СССР, одновременно аналогичные наркоматы были образованы в созданных республиках. К этим органам перешли функции финансового контроля за бюджетными средствами, прежде всего за бюджетными расходами. Наркомфин эти функции в значительной степени утратил. Право ревизии наркомата распространялось на государственные гражданские и военные учреждения и на общественные организации. В 1946 году все наркоматы были преобразованы в министерства. Министерство государственного контроля было упразднено в 1957 году. При этом часть функций финансового контроля была передана Комиссии Советского контроля при Совете министров СССР: так, на этот орган была возложена обязанность контролировать целесообразность расходования государственных бюджетных средств. Все прочие функции финансового контроля были возложены на Министерстве финансов СССР. Впрочем, фактически финансовый контроль во второй половине ХХ века в СССР был сосредоточен в ведомствах, что не могло не сказаться негативно на его эффективности. Многочисленные сменявшие друг друга советские государственные контрольные органы, такие как Комиссия советского контроля при Совете министров СССР (1957–1961 гг.); Комиссия государственного контроля при Совете министров СССР (1961–1962); Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета министров СССР (1962–1965); Комитет народного контроля СССР (1965 – преобразован в 1979 году, перестал существовать в 1991 году), согласно партийным документам и государственному законодательству занимались контролем выполнения государственных планов, вели работу с нарушителями дисциплины, выявляя резервы народного хозяйства, и добивались их использования и т.п. Очевидно, что в таких условиях эффективный, централизованный и правильно бюрократически организованный финансовый контроль отсутствовал.
§ 3. Виды и формы государственного 3.1. Парламентский финансовый контроль
Парламентский контроль на федеральном уровне в соответствии со ст.ст. 104 и 106 Конституции Российской Федерации осуществляется палатами российского парламента в ходе рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета и отчета о его исполнении. Специальным органом парламентского финансового контроля является Счетная палата учреждения в соответствии с пунктом 5 статьи 101 Конституции РФ, где указано: «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная дума образуют Счетную палату». Федеральный закон «О счетной палате» был принят 18 ноября 1994 года и вступил в силу 11 января 1995 года. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной думой сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимаются Государственной думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы. В компетенцию Председателя Счетной палаты входят следующие функции: – осуществление руководства деятельностью Счетной палаты и организация работы в соответствии с Регламентом Счетной палаты; – предоставление Совету Федерации и Государственной думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчетов о работе Счетной палаты; – представление Счетной палаты в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом; – издание приказов и распоряжений, осуществление приема и увольнения сотрудников аппарата Счетной палаты, заключение хозяйственных и иных договоров; – имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации. Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. Допускается назначение на должности аудиторов лиц, имеющих высшее образование и опыт профессиональной деятельности иного профиля в пределах одной четверти от общего числа аудиторов. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Постановления о назначении аудиторов соответственно принимаются большинством голосов депутатов Государственной думы и Совета Федерации. Наименование «аудиторы», «аудиториат» применительно к должностным лицам Счетной палаты представляется неадекватным. Аудит по существу представляет собой независимую вневедомственную проверку финансовой отчетности платежно-расчетной и налоговой документации, которая осуществляется независимыми аудиторами как предпринимательская деятельность. Эта деятельность как таковая в принципе относится к частноправовой сфере, хотя, безусловно, самым непосредственным образом связана с финансово-правовым регулированием. Именно связана, а не является его составной частью. Такая трактовка была отраженна в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» 2001 года, где абсолютно определенно сказано о том, что аудит – предпринимательская деятельность, и, следовательно, аудиторы – независимые предприниматели, а аудиторские фирмы – независимые предпринимательские компании, которые функционируют вполне самостоятельно на основе действующих положений законодательства. По существу такая же характеристика содержится в ст. 3 действующего Закона «Об аудиторской деятельности» 2009 года. В частности, в ней указанно, что аудиторская организация представляет собой «коммерческую организацию», что, естественно, предполагает осуществление предпринимательской деятельности, целью которой является извлечение прибыли. Совершенно очевидно, что в связи с этим термин аудиториат не может быть использован применительно к государственным служащим. Счетная палата представляет собой орган государственного парламентского контроля, должностные лица которого являются государственными служащими, чиновниками государства и, следовательно, термин «аудиториат» не должен быть применен в их отношении. В современной официальной российской юридической лексике, таким образом, сложилась парадоксальная ситуация – термином «аудитор» именуются должностные лица Счетной палаты и тем же термином названы независимые предприниматели. Очевидно, что в данном случае имеет место прямое противоречие положений Федерального закона «О Счетной палате» и Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Впрочем, в российской исторической традиции это не первый случай неадекватного использования термина «аудиториат» в законодательстве и официальной терминологии. Так, в первой половине XIX века в Российской империи действовала целая система ведомственных военных судов – военные, морские, горные, лесные аудиториаты и аудиториаты путей сообщения. В качестве особого высшего военного суда функционировал Генерал-аудиториат, а в Военном министерстве существовал аудиторский департамент, ведавший лич
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|