Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение положений Закона 2001 г. и Закона 2009 г., несомненно, свидетельствует о конкретизации формальных гарантий независимости аудиторской деятельности.




Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Для целей настоящего Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации, индивидуального аудитора может повлиять на мнение такой аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Случаи возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов.

В законе 2009 г. содержатся определения понятий «аудиторская деятельность», «аудит», закреплены принципы осуществления аудиторской деятельности (независимость, профессионализм, конфиденциальность), требования к профессиональным участникам рынка аудиторских услуг, условия проведения аудита, а также усовершенствованы система аттестации аудиторов и организация регулирования аудиторской деятельности. Важное место в регулировании аудита отводится саморегулируемым организациям аудиторов, членство в которых для профессиональных участников аудиторского рынка стало обязательным.

Так, в ст. 3 Закона определено, что аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. При этом аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Носителем профессиональных качеств прежде всего выступает субъект указанного вида деятельности. Аудиторскую деятельность осуществляют аудиторские организации, аудиторы.

Аудиторская организация – коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов и соответствующая установленным признакам.

Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, знаниями в области бухгалтерского учета, финансов, налогообложения. Для проверки указанных знаний лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, проводится квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора.

Закон 2009 г. содержит нормы, направленные на совершенствование системы аттестации аудиторов.

Изменились требования к претендентам на получение квалификационного аттестата. Расширен круг возможных претендентов независимо от их специальности, но при этом подчеркнуто значение практического опыта работы непосредственно в аудиторской среде.

Порядок проведения экзамена, форма квалификационного аттестата устанавливаются уполномоченным федеральным органом, а проводится экзамен единой аттестационной комиссией, создаваемой совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов.

Развития рынка аудиторских услуг определило модернизацию системы регулирования аудиторской деятельности. С 1 января 2010 было введено обязательное членство аудиторских организаций и аудиторов в одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Другими словами, членство в подобном объединении является непременным условием осуществления аудиторской деятельности.

Интересно отметить, что Закон содержит новеллу, устанавливающую требование о наличии у субъекта аудиторской деятельности безупречной деловой (профессиональной) репутации. Это является одним из условий членства в саморегулируемые организации аудиторов.

В то же время государство продолжает быть важным участником в системе регулирования аудиторской деятельности. Уполномоченный федеральный орган призван осуществлять государственную политику в сфере аудиторской деятельности, а также нормативно-правовое регулирование (в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности), вести государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов и контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций, проводит анализ состояния рынка аудиторских услуг. Кроме того, на него возложены контроль за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, контроль за качеством работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 4 ст. 5 Закона, и применение в отношении таких проверяемых лиц мер воздействия.

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создан совет по аудиторской деятельности. В его состав входят представители уполномоченного федерального органа, соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Банка России, саморегулируемые организации аудиторов и пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Указанный совет рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных актов, регулирующих данную сферу, и т.п.

Саморегулируемые организации аудиторов созданы в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г.
№ 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» как некоммерческие организации. Их цель – обеспечить необходимые условия для осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с момента внесения сведений о ней в государственный реестр данных организаций. Для этого она должна соответствовать ряду требований, и прежде всего, условию об объединении в ее составе не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Законом об аудиторской деятельности требованиям к членству.

Основными функциями саморегулируемых организаций аудиторов являются регулирующая и контрольная. Регулирование выражается в разработке и утверждении стандартов саморегулируемых организаций аудиторов, принятии кодекса профессиональной этики аудиторов (на основе одобренного советом по аудиторской деятельности кодекса этики аудиторов), участии в разработке проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности и стандартов бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Необходимо отметить, что федеральные стандарты аудиторской деятельности, устанавливающие требования к порядку осуществления данного вида деятельности, разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита. Появление данной нормы следует признать положительным явлением, поскольку учитываются процессы интеграции России в международное экономическое сообщество.

В настоящее время уполномоченными представителями Министерства финансов Российской Федерации внесены в государственный реестр записи о регистрации следующий саморегурируемых организаций на аудиторском рынке: некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России» (01.10.2009), некоммерческое партнерство «Институт Профессиональных Аудиторов» (30.10.2009), некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» (27.11.2009), некоммерческое партнерство «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров» (14.12.2009), некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» (23.12.2009), некоммерческое партнерство «Аудиторская Ассоциация Содружество» (30.12.2009).

По состоянию на 15 января 2010 г., в соответствии с данными Реестра, членами саморегулируемых организаций аудиторов являются 18894 аудиторов и 3790 аудиторских организаций.

Данные об этих организациях представлены в настоящей таблице[65].

 

Саморегулируемая организация аудиторов Количеств членов Аудиторские организации
Аудиторская палата России    
Институт профессиональных аудиторов    
Московская аудиторская палата    
Гильдия аудиторов ИПБР    
Российская коллегия аудиторов    
Аудиторская ассоциация «Содружество»    

 


Глава 3.


Основы бюджетного устройства
и бюджетный процесс

§ 1. Понятие бюджета и бюджетного права

 

Бюджет – важнейшее установление финансовой системы, совокупность отношений, возникающих в процессе аккумуляции, распределения и использования государственного централизованного денежного фонда, предназначающегося для финансирования реализации наиболее важных функций государства.

Этимологически термин «бюджет» восходит к старонормандскому слову bougette, означавшему кожаный мешок. В таком мешке в английский парламент вносились акты, связанные с государственной росписью доходов и расходов[66].

В качестве экономической категории бюджет был определен, в частности, в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»[67]. Закон устанавливал, что бюджет есть «форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государственной власти». В этом качестве бюджет как правовая категория представляет собой основной финансовый план государства, где определены его доходы и расходы. В то же время бюджет в материальном смысле – общегосударственный фонд денежных средств, которые по мере поступления используются в соответствии с расходными статьями. Таким образом, реально действующий бюджет находится постоянно в динамическом работающем состоянии: государственные доходы поступают и незамедлительно обращаются в государственные расходы.

Бюджетное право – одна из составных частей финансового права, подотрасль, включающая правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственных и местных бюджетов[68].

Бюджетное право составляют правовые нормы, устанавливающие: структуру бюджетной системы; процессуальный порядок подготовки, рассмотрения, принятия бюджета органами государственной власти; перечень доходов и расходов бюджета; порядок их распределения между различными видами (уровнями) бюджета. К бюджетному праву относятся финансово-правовые нормы, регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов, создаваемых для финансового обеспечения конкретных социальных программ общего характера.

Бюджетное законодательство РФ образуют Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый в 1998 году и вступивший в силу 1 января 2000 года, и совокупность ежегодно вступающих в силу и действующих на протяжении бюджетного года законов о федеральном бюджете и законов о бюджетах субъектов Российской Федерации.

В соответствии с характером регулируемых отношений нормы бюджетного законодательства подразделяются на материальные и процессуальные. К первой категории относятся нормы, которые собственно отражают фактическое материальное содержание бюджета, определяют параметры доходов и расходов, функционирование закрепленных и регулирующих доходов. Это, прежде всего, федеральные законы о федеральном бюджете и соответствующие законы субъектов РФ, принимаемые ежегодно. Ко второй категории относятся нормы, регулирующие бюджетный процесс – порядок разработки проектов бюджетов разных уровней, их рассмотрения и утверждения законодательными органами, исполнение и порядок отчетности об исполнении. По существу в значительной степени именно процессуальные нормы образуют Бюджетный кодекс – из 307 его статей 130 регулируют бюджетный процесс.

Бюджет на конкретный год в форме соответствующего нормативного акта существует в течение бюджетного года и, будучи исполнен, прекращает свое существование – после того как заслушан отчет о его исполнении, он исчерпан и с точки зрения экономической и с точки зрения юридической.

Процессуальные нормы предназначены для постоянного длительного использования, хотя отдельные положения модифицируются, подвергаются изменениям в связи с потребностями правового регулирования, но основные принципы бюджетного устройства и бюджетного процесса пребывают стабильными.

Весьма важные изменения претерпело бюджетное законодательство в связи с принятием Государственной думой в апреле 2007 года Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Так, в соответствии со статьей 2 данного Закона «бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу».

До принятия Бюджетного кодекса действовали: Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 г.; Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербур­га, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г.; Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г.

Кроме того, бюджетные правоотношения регулируются нормативными актами высших органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов и органами местного самоуправления. Реализация бюджетных прав осуществляется соответствующими органами власти.

Особое значение имеет статья 6 Бюджетного кодекса, трактующая понятия и термины, применяемые в данном законодательном акте. Наличие данной статьи и адекватное содержание ее пунктов представляет собой несомненное достоинство кодификации. Серьезное изменение данная статья претерпела в связи с принятием уже упомянутого ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс…».

Самостоятельный интерес представляют статьи Кодекса, определяющие компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений. Каждая из них точно устанавливает круг вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Самостоятельную часть Бюджетного кодекса представляет собой комплекс норм об ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Закон содержит перечень конкретных мер принуждения, которые могут быть применены к нарушителям. Среди них означены: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры, предусмотренные законом. Точно установлены основания применения данных мер и порядок их реализации.

§ 2. Бюджетная система РФ

Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Согласно действующему российскому законодательству, бюджеты разделены на две самостоятельные категории: местные и государственные. В основе этой дифференциации две различные формы собственности – муниципальная и государственная[69].

Бюджетная система всегда определяется государственным и административно-территориальным делением. В Бюджетном кодексе Российской Федерации установлено, что структура бюджетной системы имеет три уровня. Государственные бюджеты, в соответствии с федеративным устройством России, установленным Конституцией, формируются на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Местные бюджеты – на уровне районов, городов, районов в городах, других административно-территориальных образований[70]. Соответственно, ст. 10 Бюджетного кодекса определяет три уровня бюджетной системы, или три элемента структуры бюджетной системы:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации. Из 83 таких бюджетов функционируют 21 республиканский, 9 краевых, 46 областных бюджетов, в том числе 1 бюджет автономной области, 4 окружных бюджетов, 2 городских – Москвы и Санкт-Петербурга[71];

3) около 13 тысяч местных бюджетов.

Важным представляется определение в вышеназванном акте правовой формы бюджетов. Такой формой для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов являются федеральные законы, для бюджетов второго уровня – законы субъектов Российской Федерации, для местных бюджетов – правовые акты представительных органов местного самоуправления; кроме того, предусмотрено, что для бюджетов третьего уровня возможна правовая форма, определяемая в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...