Реструктуризация государственного долга.
Законодательно установлено определение понятия «реструктуризация долга». Согласно Бюджетному кодексу, в первоначальной редакции 1998 года, этот термин означал погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долгов, причем устанавливаются иные условия обслуживания долговых обязательств и сроки их погашения. Небезынтересна в этой связи ситуация имевшая место в финансовом праве в связи с реструктуризацией части государственного долга - Государственных краткосрочных обязательств, которая была предпринята в августе 1998 года. Осуществленная при непосредственном участии Правительства Российской Федерации, во главе с В.С. Черномырдиным, эмиссия государственных краткосрочных обязательств была абсолютна экономически необоснованной. Эмиссия была неадекватна ни по масштабам, ни по условиям обслуживания, прежде всего срокам погашения. Кроме того, с этими обстоятельствами был сопряжен неоправданно высокий курс российской валюты. Данные факторы объективно определили невозможность Российской Федерации отвечать по этим конкретным обязательствам. События августа 1998 года в официальной интерпретации, а затем в средствах массовой информации и в лексике обывателей неспособных анализировать случившееся получили несколько загадочное наименование «дефолт». Термин этот не имеет отношения ни к юридической, ни к экономической профессиональной лексике, он происходит из финансового жаргона, сленга, при чем в течение последних 15 лет утвердился во многих языках и международных актах.[109] Значение его – банкротство, или точнее – невыполнение обязательств по возврату заемных средств или выплате процентов по ценным бумагам. [110] Применительно к ситуации августа 1998 года это значение неприемлемо, так как, безусловно, речь не могла идти о банкротстве Российской Федерации. Россия не могла выполнить обязательства только по ГКО и изменила условия их погашения. Об организации по инициативе правительства процедуры банкротства в конкретных банках тоже не говорилось, да и не могли быть такие планы оглашены.
Дефолт трактуется также как «форма кризиса государственных финансов».[111] Таким образом, смысл выражения «дефолт» как бы подразумевает нечто стихийное, события, происшедшие в экономике в связи с объективными обстоятельствами ее развития. Сама безличная форма этого термина как - будто утверждает, что происшедшее случилось само по себе, не имеет автора. Этот термин призван был закамуфлировать в общественном мнении прямую ответственность государства и конкретно президента РФ Б.Н. Ельцина, подписавшего указ 17 августа 1998 года «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг». Это был акт высшей государственной власти, изменивший условия ГКО, что наряду и фактически одновременно с изменением Центральным банком курса рубля, который обесценился на 300%, причинило катастрофически ущерб отечественной предпринимательской деятельности, в первую очередь среднему бизнесу и среднему классу в целом. Исчезло и несколько крупных банков, таких например как «СБС-Агро», Инкомбанк, «Российский кредит», а также кредитные структуры таких олигархов как Б.Березовский и В. Гусинский. Функционирование ГКО представляло собой фактически пирамиду, и ее крушение было изначально неизбежно, для государства изменение условий обслуживания было единственным приемлемым выходом. Российские аналитики финансов вполне осознавали это и уже в феврале - марте 1998 года говорили об этом. Очевидна была и необходимость в девальвации. Однако Министерство финансов и Центральный банк РФ, а также представлявший президента Б.Н. Ельцина на переговорах с международными финансовыми организациями А.Б. Чубайс распространяли неадекватную информацию о возможности осуществления перекредитования у Международного Валютного Фонда и Всемирного банка, причем речь шла о заимствовании 28 млрд. долларов. Но, прогнозы эти оказались эти абсолютно нереальными.
Не пострадали от изменения условий обслуживания ГКО только некоторые финансовые структуры, обладавшие подлинной информацией о планах власти, например, Межпромбанк.[112] Чрезвычайно негативные последствия мероприятий предпринятых властью в августе 1998 года естественно сказались на ресурсе доверия предпринимательского сообщества к государственным ценным бумагам. Государственные заимствования в принципе возможны только в ситуации, когда потенциальные кредиторы уверены в адекватности действий государства как дебитора. События августа 1998 года объективно создали угрозу для функционирования государственного долга. При этом надо отметить, что все действия власти были абсолютно законны, полностью соответствовали существовавшим номам финансового права. Абсолютно адекватным было и решение Верховного суда в связи с заявлениями о признании незаконным Указа Президента «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг» 17 августа 1998 года. В этом решении совершенно справедливо было сказано: «Реструктуризация части внутреннего долга – это властное отношение, то есть односторонняя воля государства, основанная на власти и обеспечиваемая государственным принуждением, производимая в интересах защиты государства и населения». Печальный опыт августа 1998 года оказался по существу предпосылкой изменения российского законодательства регулировавшего правоотношения по поводу государственного долга. В Бюджетный кодекс законом «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс» 19 июля 2000 года была включена новая редакция статьи 105. Согласно этой редакции «Под реструктуризацией государственного долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств».
Главное в этом тексте указание на то, что реструктуризация возможно только на основе соглашения сторон. По существу это была новелла в законодательстве, которая создала гарантию прав держателей государственных ценных бумаг, и определила невозможность произвольных манипуляций власти государственным долгом. До тех пор пока существует статья 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации в настоящей редакции формально юридически невозможно какое либо ущемление прав кредиторов государства. Важнейшим положением данной нормы закона является то, что реструктуризация государственного долга – этот прекращение долговых обязательств, основанное на соглашении. Пункт второй данной статьи в 2000 году был оставлен без изменений: «Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным описанием (сокращением) суммы основного долга»[113]. В данном тексте нормы, вероятно, следовало бы уточнить, каким образом осуществляется списание (сокращение) суммы основного долга: исходя из общего соглашения или в одностороннем порядке. Третий пункт 105 статьи Бюджетного кодекса был изменен в 2000 г. Его новая редакция определяла: «Сумма обслуживания реструктурируемого долга не включается в объеме расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств». Внесенные дополнения не изменили сути этого пункта, он отличается от прежнего лишь формулировкой.
Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) долга. Последнее положение кодекса несколько неконкретно, так как не ясно, возможно ли сокращение долга с точки зрения законодателя, по воле кредитора, или для этого необходимо соглашение сторон – участников правоотношений. В кодексе имеется точное указание о том, что одностороннее «изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты, срока обращения, не допускается»[114]. Но речь здесь идет только о займах, другие формы долговых обязательств не упомянуты. В то же время и пункт 4 статьи 817 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит о запрещении изменений условий «выпущенного в обращение займа». Вероятно, означенная позиция требует законодательного уточнения, так как из текста кодекса нельзя сделать точных выводов. Законодательная база, регулирующая реструктуризацию государственного долга, представляется не вполне адекватной, т.к. не удовлетворяет потребности правового регулирования и эффективного управления государственными заимствованиями. Институт реструктуризации долга существует и по своей сути правомерен исходя из специфики такого участника, как государство. Связано это с принципом, согласно которому государство не может быть признано «банкротом», его неплатежеспособность приводит к реструктуризации долга, что, по сути, является рассрочкой погашения задолженности. Вероятно, не следует опираться на одну и ту же правовую норму, говоря о реструктуризации внешнего и внутреннего долга. Накануне принятия Бюджетного кодекса Верховный Суд РФ в связи с заявлениями о признании незаконным Указа Президента РФ «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг» от 17 августа 1998 года высказал следующее мнение: «Реструктуризация части внутреннего долга – это властное отношение, то есть односторонняя воля государства, основанная на власти и обеспечиваемая государственным принуждением, производимая в интересах защиты государства и населения». Данное определение вполне соответствовало действовавшей на тот момент норме Бюджетного кодекса и таким образом было адекватным. Очевидно, что редакция статьи, принятая в 2000 году, абсолютно исключила подобную трактовку. Вероятно, необходимо внести ряд пояснений, связанных с конкретными параметрами государственного долга Российской Федерации. Внутренний долг Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный долг образует сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть по ним выплачены. Текущий долг образуют расходы по выплате доходов всем кредиторам государства и расходы по погашению обязательств, срок которых наступил.
Долговые обязательства могут быть краткосрочными – до 1 года, среднесрочными – от 1 года до 5 лет и долгосрочными – от 5 до 30 лет. Все долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются условиями займа, причем сроки эти не могут превысить 30 лет. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации, если они не были гарантированы федеральным правительством. Формы долговых обязательств субъектов и условия их выпуска определяются органами власти данных субъектов. Согласно Закону РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 26 апреля 1995 года Центральный банк в обычной практике «не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита»[115]. Заметим, что до издания этого Закона, ЦБ РФ являлся основным источником кредита для государства в лице Правительства. Равным образом ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Впрочем, юридически кредиты, получаемые государством в лице Правительства, как форма долгового обязательства, окончательно не были упразднены. Реально основной формой государственного внутреннего долга являются государственные займы. Государственные займы – это кредитные отношения между государством (в лице Правительства) и его кредиторами – юридическими и физическими лицами, которые оформлены выпуском и размещением среди этих кредиторов государственных ценных бумаг. Повторим, что принцип добровольности размещения ценных бумаг закреплен в Конституции Российской Федерации. Это свидетельство отказа от советских социалистических методов финансовой политики. Государственными ценными бумагами именуется совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских обязательств, казначейский векселей и иных подобных форм, которые имитируются Правительством либо учреждением под контролем Правительства и аккумулируют временно свободные денежные средства юридических и физических лиц. В специальной литературе, в частности у Н.Д. Эриашвили[116], имеет место не адекватное определение, согласно которому к государственным ценным бумагам отнесены бумаги, эмитируемые местными органами власти. Это определение не верно, ибо местные органы власти, а точнее органы власти муниципальных образований, к органам государственной власти не относятся. Самый распространенный вид ценных бумаг по государственным займам – облигации внутреннего государственного займа. Облигация есть ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим документ[117]. Полное и совершенное определение данного понятия дает Гражданский кодекс: «Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права» (ст. 816). Право выпуска облигаций (их эмиссии) принадлежит Правительству Российской Федерации, федеральному Министерству финансов, органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления. В соответствии с эмитентом облигации получают наименование. Облигации выпускаются как именные, так и на предъявителя. Как правило, облигации внутреннего займа – на предъявителя. По виду выплат дохода они подразделяются на 3 группы: процентные облигации, беспроцентные, выигрышные облигации. По выигрышным облигациям доход выплачивается только в виде выигрышей, разыгрываемых в специальных тиражах. Существуют беспроигрышные займы, но они в настоящее время в России не практикуются. Целевые займы гарантируют держателям получение какого-либо товара. Курс облигаций, т.е. цена, по которой они продаются и покупаются, определяется в процентах к их номинальной стоимости. Номинальная стоимость удостоверяет, что облигация представляет определенный капитал, временно используемый Правительством. Может быть установлен также эмиссионный курс – цена, по которой облигации продаются кредитным организациям (банкам, их объединениям). Эмиссионный курс, как правило, меньше номинального – это должно способствовать интенсивному размещению облигаций, т.к. при выплате государство должно следовать номинальному курсу. Реальная курсовая цена облигаций и, соответственно, их привлекательность для заимодателей могут быть установлены только при свободном обращении государственных ценных бумаг на фондовом рынке. Первый свободнообращающийся заем, котируемый Банком России, – Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 г., торговля облигациями которого была начата Банком России 10 августа 1992 г. Круг субъектов, среди которых размещаются облигации, может быть ограничен соответствующим законодательным актом. Такие облигации, например обращающиеся только среди юридических лиц, именуются облигациями с ограниченным кругом обращения. Прочие облигации называются свободно обращающимися. Изготовление, хранение и рассылку облигаций осуществляет Министерство финансов. Кроме облигаций, отношения займа между государством и физическими и юридическими лицами могут быть оформлены государственными казначейскими обязательствами. Казначейские обязательства – вид государственных ценных бумаг, которые удостоверяют внесение их держателями денежных средств в бюджет и дают им право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами. Первая эмиссия казначейских обязательств была осуществлена в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О выпуске казначейских обязательств» от 9 августа 1994 г. Эмитентом казначейских обязательств являлось Министерство финансов РФ. При выпуске каждой серии устанавливался срок погашения обязательств, процентная ставка и номинальная стоимость. Реализуются казначейские обязательства как среди физических, так и среди юридических лиц, т.е. их владельцами могут быть и те, и другие. Эмиссия и обращение осуществляются в бездокументной форме в виде записей на счетах в уполномоченном банке. В 1994 г. Министерство финансов специальным Положением «О порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств» установило, что они могут быть погашены как по общему правилу денежными средствами, так и налоговыми освобождениями по текущему курсу казначейских обязательств. Размер налоговых освобождений рассчитывается по специальной формуле в соответствии с курсом казначейских обязательств на момент их погашения. Выдаются налоговые освобождения Главным управлением Федерального казначейства в пределах объема эмиссии данных обязательств. Погашение казначейских обязательств осуществляет Министерство финансов переводом на счета их держателей суммы задолженности по номинальной цене и процентов, означенных при эмиссии казначейских обязательств. Самостоятельная форма государственного долга – прочие долговые обязательства, гарантированные Правительством Российской Федерации. Таким долговым обязательством являются, например, золотые сертификаты (от лат. certum – верно; fasere – делать), выпущенные в 1993 г. в качестве долговых обязательств, гарантированных федеральным Правительством. Эмиссию этих ценных государственных бумаг осуществляло Министерство финансов РФ, номинал одного сертификата – В соответствии с Постановлением Правительства РФ от Выпуск Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) прекращен в июле 1998 года. Динамика роста параметров внутреннего государственного долга Российской Федерации представлена в следующей таблице[121]
§ 2. Внешний государственный долг
Правовое регулирование внешнего государственного долга базируется на нормах международного и российского права и определяется межгосударственными соглашениями и соглашениями Российской Федерации с международными финансовыми организациями. Бюджетный кодекс устанавливает формы долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и формы муниципального долга. Для Российской Федерации это, во-первых, кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу этих кредиторов; государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации; договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. Кроме того, долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме соглашений и договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет и переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов. Аналогичны по существу формы существования государственного долга субъекта Российской Федерации. Муниципальный долг функционирует в виде кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием; муниципальных займов; договоров о предоставлении муниципальных гарантий и долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления. Различаются сроки погашения федерального государственного долга, долга субъекта Российской Федерации и муниципального долга. Для федерального долга предусмотрена возможность краткосрочных (до одного года), среднесрочных (от одного года до пяти лет) и долгосрочных (от пяти до Важными являются положения о предельном объеме государственного долга Российской Федерации и предельных объемах государственных заимствований Российской Федерации. Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга России утверждаются федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств (ст. 106 БК РФ). Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга России. При этом Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга. Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Внешние долги Союза ССР До 1983 года внешний долг России (доля России в обязательствах СССР) не превышал 5 млрд долл. (1–1,5% ВНП страны). Союз ССР в 50 - 70 годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Однако в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более 15 млрд долл. (внешний долг составил уже 5% ВНП). В 1986 г. сумма внешних займов превысила 30 млрд долл. (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг 50 млрд долл. (8% ВНП). Еще 30 млрд долл. задолженности было накоплено Союзом в 1988–1991 годах, когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов. К концу 1991 года внешний долг России составил 28 октября 1991 года 12 советских республик (кроме прибалтийских) подписали Меморандум «О взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР», взяв на себя солидарную ответственность за советский долг. Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов Союза ССР был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. России тогда перешло 61,3% советской задолженности, т.е. примерно 57 млрд долл. (7 стран бывшего СССР не поставили свои подписи под Договором). Однако спустя 16 месяцев (2 апреля 1993 года) Правительство Российской Федерации заявило о взятии на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант) – таким образом, весь государственный внешний долг бывшего СССР
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|