Илья Львович толстой. «мои воспоминания». Тёте Тане
___________
Илья Львович Толстой «МОИ ВОСПОМИНАНИЯ»
В се «события» нашей яснополянской жизни так или иначе откликались в почтовом ящике, и никому, даже большим, не было пощады. В почтовом ящике выдавались все секреты, все влюбления, все эпизоды нашей сложной жизни и добродушно осмеивались и живущие и гости. К сожалению, многое из ящика пораспропало, часть сохранилась у некоторых из нас в списках и в памяти, и я не могу восстановить всего, что было в нём интересного.
«Старый хрен» продолжает спрашивать. Почему, когда в комнату входит женщина или старик, всякий благовоспитанный человек не только просит его садиться, но уступает ему место? Почему приезжающего в деревню Ушакова или сербского офицера не отпускают без чая или обеда? Почему считается неприличным позволить более старому человеку или женщине подать шубу и т. п. И почему все эти столь прекрасные правила считаются обязательными к другим, тогда как всякий день приходят люди и мы не только не велим садиться и не оставляем обедать или ночевать и не оказываем им услуг, но считаем это верхом неприличия. Где кончаются те люди, которым мы обязаны? По каким признакам отличаются одни от других? И не скверны ли все эти правила учтивости, если они не относятся ко всем людям? Не есть ли то, что мы называем учтивостью, обман, — и скверный обман? Лев Толстой.
Спрашивают: «Что ужаснее: скотский падеж для скотопромышленников или творительный для гимназистов? » Л. Толстой.
<... >
Одна дама садилась в пролётку и была в затруднении, куда положить пальто, так как было жарко. Заметив это, кучер сказал: «Пожалуйте, сударыня, мне».
— Куда? — Под ж.. у. Все присутствующие застыдились. Дамы в 1885 году носят турнюры и не стыдятся.
Один помещик взял из деревни лакея для выезда и гулянья в ливрее за барышнями. Выйдя из магазина с бывшим с ними кавалером, барышни не нашли бывшего лакея. Они стали оглядываться и дожидаться. Лакей вышел из ворот. — Где ты был? — спросила одна девица. — Для сабе ходил, — отвечал лакей. Барышни чуть не умерли от стыда. Дамы, девицы, господа, женатые и холостые, заставляют чужих людей убирать свои комнаты со всем, что включено в это понятие. И не стыдятся. Л. Толстой.
«Какое сходство между ассенизационной бочкой и светской барышней? И ту и другую вывозят по ночам». Л. Толстой.
«Какая бы была разница, если бы Илья не бегал за лисицами и волками, а лисицы и волки бегали бы сами по себе, а Илья бегал бы по дорожке от флигеля до дома? Никакой, кроме удобства и спокойствия лошадей». Л. Толстой.
У тёти Тани, когда она бывала не в духе из-за пролитого кофейника или проигранной партии в крокет, была привычка посылать всех к чёрту. На это Лев Николаевич написал рассказ «Сусойчик».
«Дьявол — не главный дьявол, а один из ординарных дьяволов, тот, которому поручено заведование общественными делами, называемый “Сусойчик”, был очень встревожен 6 августа 1884 года. С утра стали являться к нему посланные от Татьяны Андреевны Кузминской. Первый пришел Александр Михайлович, второй — Миша Иславин, третий — Вячеслав, четвертый — Сережа Толстой и под конец Лев Толстой-старший, в сообществе князя Урусова. Первый посетитель, Александр Михайлович, не удивил Сусойчика, так как он часто, исполняя поручение супруги, являлся к Сусойчику. — Что? опять жена прислала? — Да, прислала, — застенчиво сказал председатель окружного суда, не зная, как подробнее объяснить причину своего посещения.
— Частенько жалуешь. Что надо? — Да ничего особенного, кланяться велела, — с трудом отступая от истины, промямлил Александр Михайлович. Ну хорошо, хорошо, бывай чаще, она у меня работница хорошая. Не успел Сусойчик проводить председателя, как явилась молодёжь, смеясь, толкаясь, прячась друг за друга. — Что, молодцы, моя Танечка прислала? Ничего, и вам побывать не мешает. Кланяйтесь Тане, скажите, что я ей всегда слуга. Бывайте, приведётся, и Сусойчик пригодится. Только раскланялась молодежь, как явился и Лев Толстой, старик, с князем Урусовым. — A-а, старичок! Вот спасибо Танечке. Давно уж не видал старичка. Жив-здоров? Чего надо? Лев Толстой в смущении переминался с места на место. Князь Урусов, вспомнив дипломатические приёмы, выступил вперёд и объяснил появление Толстого его желанием познакомиться с самым старым и верным другом Татьяны Андреевны. — Les amis de nos amis sont nos amis. (Друзья наших друзей — наши друзья). — Так, ха, ха, ха, — сказал Сусойчик. — За нынешний день надо наградить её. Прошу вас, князь, передайте ей знаки моего благоволения. — И он передал ордена в сафьяновой коробке. Ордена составляют: ожерелье из хвостов чертенят для ношения на шее и две жабы: одну для ношения на груди, другую — на турнюре.
Лев Толстой (старый).
ТЁТЕ ТАНЕ
При погоде при прекрасной Жили счастливо все в Ясной, Жили, веселясь. Вдруг пришло на мысль Татьяне, Что во Ясной во Поляне Нельзя вечно жить. Говорит себе Татьяна: «Нужно поздно или рано Детям аттестат. Отдам девочек в науку, Произведу во всяку штуку, Будут за мамзель». Накупили книг, тетрадей. Рады ль девочки, не рады, Стали обучать. И учились без печали, Но когда закон начали, Дело не пошло. Никак Маша не усвоит, А уж Вера в голос воет: Не люблю закон. И, бедняжка, разбирая Смысл изгнания из рая, Вера говорит: «Нам велят учить закон, Как Адама выгнал вон Вместе с Евой Бог. А учить это обидно, Потому что ясно видно, Что не надо знать». Ведь за что изгнан Адам? — Говорит сама мадам, — За curiosite — [любопытство. — фр. ] Они много уж узнали, Их за то взашей прогнали, А я не хочу. И не знает теперь мать, Что на это отвечать, Точно, мудрено!
Вот нас с Машей осуждают И к Василию не пускают Яблоки трясти. А в раю было не то, Ничего не заперто, Кушай сколько хошь.
[Варианты текста стихотворения. ]
Запасла себе программу, Наняла к детям мадаму, Стала обучать. Разучили дети штуки Всё про разные науки Очень хорошо И учились без печали, Пока их не обучали Закон Божию, А как стали обучать, Стала мать их примечать, Что-то не того. Маша даже не усвоит, А уж Вера — та все воет: Очень мудрено. А учить это обидно, Потому что очень видно, Que се n’est pas vrai [что это неправда] И сказала Вера так: Кто писал это — дурак Оченно большой. Прапрадедушка Адам Не глупей был, чем мадам, < Хотел много знать. > Если выгнали из сада, Нам учить совсем не надо, А вот почему: Их за то ведь и прогнали, Что они много узнали, А Бог не хотел. Так идти мне против Бога — Надо смелости уж много, J’aime a obé ir. [Я люблю повиноваться. ] Яблоки всем можно кушать А не надо много слушать, Как бы не был вред. Вот нас с Машей осуждают И к Василью не пускают Яблоки трясти. А в раю было не то, Ничего не заперто, Кушай, сколько хошь: И всего было не то [1 неразобр. ], Был аркад, была гр[ушевка? ], Был и всякий сбр[од], [3 строки неразобр. ] И об яблоках там нету, Как до нас с Маш[ей], запрету, Кушай — — [Две чёрточки заменяют, по-видимому, слова: сколько хошь. ] Вы учить хотите нас, А Бог дал один приказ — Ничего не знать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|