Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Л.Н. Толстой.. «После детей вышли из лесу и Сергей Иванович с Варенькой. Кити не нужно было спрашивать Вареньку; она по спокойным и несколько пристыжённым выражениям обоих лиц поняла




Л. Н. Толстой.

Фотография В. Г. Черткова. 1907. Ясная Поляна

Контрастом к размышлениям Кознышева служит мгновенная догадка Кити (обладающей не «умом ума, а умом сердца»):

«После детей вышли из лесу и Сергей Иванович с Варенькой. Кити не нужно было спрашивать Вареньку; она по спокойным и несколько пристыжённым выражениям обоих лиц поняла, что планы её не сбылись».

В первоначальном наброске романа на месте Вареньки была англичанка — дочь протестантского пастора Мисс Флора Суливан. Она не была одинокой, и вот что о ней говорится: «Всё в жизни Мисс Суливан было стройно и возвышенно. Она выросла в большой семье нравственного строгого пастора, получила прекрасное образование, учила меньших братьев и сестёр и влюбилась в детстве в сына Джентльмена Фармера уже 18 лет тому назад. Она полюбила его, когда ей было 10 лет, и ему pledged her troth (дала слово). Но они оба были бедны, и она ждала. Он работал в Лондоне адвокатом, и решено было, что он женится, когда у него будет 800 фунтов дохода. Она сама между тем не жила ожиданием будущего счастья, а жила полной жизнью, исполняя от всей души свой христианский долг». В этом описании звучит ирония Толстого, схожая с той, которая мелькает, когда Анна Каренина читает в поезде английский роман, в котором герой «уже начинал достигать своего английского счастия, баронетства и имения».

Но впоследствии автор заменяет англичанку Варенькой и смягчает её образ. Работая над своими героями, Толстой часто шёл от карикатурного наброска к более живому и обаятельному облику. Так случилось, например, с Анной Карениной, которая по мере написания романа становилась всё интереснее и обаятельнее; так случается порой и со второстепенными персонажами Толстого.

На примере Вареньки мы видим, как серьёзно Лев Толстой относился к созданию образа даже второстепенного персонажа, и что расхожее мнение о Толстом, как всё объясняющем и разжёвывающем авторе, обманчиво. Внешнее, подробное описание героя не всегда бывает исчерпывающим, есть и вот такие скрытые детали. Толстой всегда остаётся всеохватным творцом, которому важно всё: жест, шляпа, цвет одежды, случайная фраза, и даже простой гриб может стать важным элементом образа героя. И перечитывать Толстого, и изучать его — всё равно что ходить за грибами в ясный день после дождя. На, казалось бы, исхоженной тропинке обязательно найдётся свежий, неясно откуда появившийся гриб.

 

Закончить эту главу (а с ней и книгу) было бы справедливо стихотворением Владимира Набокова, который, наверное, точнее и лучше всех литературоведов сумел сказать о вечной, так и не разгаданной тайне творчества Толстого.

 

Т О Л С Т О Й

 

Картина в хрестоматии: босой

старик. Я поворачивал страницу;

моё воображенье оставалось

холодным. То ли дело — Пушкин: плащ,

скала, морская пена... Слово «Пушкин»

стихами обрастает, как плющом,

и муза повторяет имена,

вокруг него бряцающие: Дельвиг,

Данзас, Дантес, — и сладостно-звучна

вся жизнь его — от Делии лицейской

до выстрела в морозный день дуэли.

К Толстому лучезарная легенда

ещё не прикоснулась. Жизнь его

нас не волнует. Имена людей,

с ним связанных, звучат ещё не зрело:

им время даст таинственную знатность;

то время не пришло; назвав Черткова,

я только б сузил горизонт стиха.

И то сказать: должна людская память

утратить связь вещественную с прошлым,

чтобы создать из сплетни эпопею

и в музыку молчанье претворить.

А мы ещё не можем отказаться

от слишком лестной близости к нему

во времени. Пожалуй, внуки наши

завидовать нам будут неразумно.

Коварная механика порой

искусственно поддерживает память.

Ещё хранится в граммофонном диске

звук голоса его: он вслух читает,

однообразно, торопливо, глухо,

и запинается на слове «Бог»,

и повторяет: «Бог», и продолжает

чуть хриплым говорком — как человек,

что кашляет в соседнем отделенье,

когда вагон на станции ночной,

бывало, остановится со вздохом.

Есть, говорят, в архиве фильмов ветхих,

теперь мигающих подслеповато,

яснополянский движущийся снимок:

старик невзрачный, роста небольшого,

с растрёпанною ветром бородой,

проходит мимо скорыми шажками,

сердясь на оператора. И мы

довольны. Он нам близок и понятен.

Мы у него бывали, с ним сидели.

Совсем не страшен гений, говорящий

о Боге, браке иль крестьянских школах...

И чувствуя в нём равного, с которым

поспорить можно, и зовя его

по имени и отчеству, с улыбкой

почтительной, мы вместе обсуждаем,

как смотрит он на то, на сё... Шумят

витии за вечерним самоваром;

по чистой скатерти мелькают тени

религий, философий, государств —

отрада малых сих... Но есть одно,

что мы никак вообразить не можем,

хоть рыщем мы с блокнотами, подобно

корреспондентам на пожаре, вкруг

его души. До некой тайной дрожи,

до главного добраться нам нельзя.

Почти нечеловеческая тайна!

Я говорю о тех ночах, когда

Толстой творил; я говорю о чуде,

об урагане образов, летящих

по чёрным небесам в час созиданья,

в час воплощенья... Ведь живые люди

родились в эти ночи... Так Господь

избраннику передаёт своё

старинное и благостное право

творить миры и в созданную плоть

вдыхать мгновенно дух неповторимый.

И вот они живут; всё в них живое —

привычки, поговорки и повадка;

их родина — такая вот Россия,

какую носим мы в той глубине,

где смутный сон примет невыразимых, —

Россия запахов, оттенков, звуков,

огромных облаков над сенокосом,

Россия обольстительных болот,

богатых дичью... Это всё мы любим.

Его созданья, тысячи людей,

сквозь нашу жизнь просвечивают чудно,

окрашивают даль воспоминаний —

как будто впрямь мы жили с ними рядом.

Среди толпы Каренину не раз

по чёрным завиткам мы узнавали;

мы с маленькой Щербацкой танцевали

заветную мазурку на балу...

Я чувствую, что рифмой расцветаю,

я предаюсь незримому крылу...

Я знаю, смерть лишь некая граница;

мне зрима смерть лишь в образе одном:

последняя дописана страница,

и свет погас над письменным столом.

Ещё виденье, отблеском продлившись,

дрожит, и вдруг — немыслимый конец...

И он ушёл, разборчивый творец,

на голоса прозрачные деливший

гул бытия, ему понятный гул...

Однажды он со станции случайной

в неведомую сторону свернул,

и дальше — ночь, безмолвие и тайна...

 

Владимир Набоков, 1928

 

 

__________________

Прибавление

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...