Организация и органы управления Банком России
Высший орган управления Банка, в соответствии с законом 10 июля 2002 года, – Национальный банковский совет. До вступления закона в силу высшим органом управления Банка России являлся Совет директоров, причем состав его формировала Государственная Дума. Национальный банковский совет представляет собой коллегиальный орган Банка России, определяющий реальную деятельность Банка. В его состав входят 12 членов, из которых двое направляются Советом Федерации, из числа членов этой палаты Федерального Собрания, трое – Государственной Думой из числа ее депутатов, трое – Президентом Российской Федерации, трое – из состава Правительства Российской Федерации, в состав Национального банковского совета также входит Председатель Банка России. Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают на постоянной основе в банке и не получают за свое участие в деятельности Совета никакого вознаграждения. Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется теми органами власти, которые направили их в его состав. Важно отметить, что Председатель Национального банковского Совета избирается большинством голосов от общего числа членов данного Совета, а решение его принимаются посредством голосования – большинством от числа присутствующих членов, при необходимом кворуме в семь человек. При равенстве числа голосов, поданных «за» и «против» конкретного решения, голос председательствующего на заседании Национального банковского совета является решающим. Заседает Совет не реже одного раза в квартал, заседания назначаются Председателем Национального банковского совета либо, в его отсутствие, его заместителем. Заседание может быть назначено также по требованию Председателя Банка России или по требованию не менее трех членов Национального банковского совета.
В компетенцию Национального банковского совета входит: 1) рассмотрение годового отчета Банка России; 2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года: – общего объема расходов на содержание служащих Банка России; – общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России; – общего объема капитальных вложений; – общего объема прочих административно-хозяйственных расходов; 3) утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальный вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов; 4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации; 5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; 6) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций; 7) назначение Главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов; 8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России: – о реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; – о банковском регулировании и банковском надзоре; – о реализации политики валютного регулирования и валютного контроля; – об организации системы расчетов в Российской Федерации; – об исполнении сметы расходов Банка России;
– о подготовке проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела; 9) определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка России; 10) утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; 11) внесение в Государственную думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений; 12) утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределение прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России; 13) утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды. Председатель Банка России назначается на должность Государственной думой сроком на четыре года простым большинством голосов от общего числа депутатов Думы. Кандидатуру Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего председателя. В случае если предложенная Президентом кандидатура отклонена Государственной думой, Президент в течение двух недель обязан предложить новую кандидатуру, причем одна и та же кандидатура не может быть предложена Президентом более двух раз. Председатель Банка России может быть смещен со своего поста только в нескольких случаях, конкретно зафиксированных в 14 статье Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», а именно: при истечении срока полномочий; при невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии; при подаче Председателем лично заявления об отставке; при совершении им уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; при нарушении федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.
Одно и то же лицо не может занимать пост Председателя Банка России более чем три срока подряд, т.е. более 12 лет. Совет Директоров и после создания Национального банковского совета сохранил свою компетенцию. В Совет директоров Банка России входят Председатель Банка и 12 членов Совета, назначаемых Государственной думой сроком на четыре года по представлению Председателя Банка. До истечения сроков полномочий члены Совета директоров могут быть отстранены от должности Государственной думой по представлению Председателя Банка России. Совет директоров проводит свои заседания не реже одного раза в месяц. Функции Совета директоров весьма многообразны, вполне конкретны и состоят в следующем: 1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации Совет директоров разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и предоставляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государственную думу и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; 2) утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России Российской Федерации и предоставляет указанные материалы годового отчета Банка России в Государственную думу; 3) утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики России и предоставляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную думу; 4) рассматривает и предоставляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года: – общий объем расходов на содержание служащих Банка России; – общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;
– общий объем капитальных вложений Банка России; – общий объем прочих административно-хозяйственных расходов Банка России; 5) рассматривает и предоставляет в Национальный банковский совет при необходимости на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями предложения по дополнительным расходам по указанным в пункте 4 настоящей части направлениям; 6) утверждает смету расходов Банка России, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемом расходов Банка России, не позднее 31 декабря предшествующего года; 7) при необходимости утверждает смету дополнительных расходов Банка России после утверждения Национальным банковским советом дополнительных объемов расходов Банка России; 8) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России и других служащих Банка России; 9) принимает решения: – о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России; – об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; – о величине резервных требований; – об измерении процентных ставок Банка России; – об определении лимитов операций на открытом рынке; – об участии в международных организациях; – об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих; – о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки); – о применении прямых количественных ограничений; – о выпуске банкнот и монет Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца; – о порядке формирования резервов кредитными организациями; 10) вносит в Государственную думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России (с 1 января 2003 года составляет 3 миллиарда рублей); 11) утверждает порядок работы Совета директоров; 12) предоставляет в Национальный банковский совет для назначения кандидатуры Главного аудитора Банка России; 13) утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России; 14) определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации; 15) утверждает перечень должностей служащих Банка России;
16) устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы России, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации, за исключением Банка России; 17) готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение: – предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; – предложения по порядку формирования провизий Банка России и порядку распределения прибыли Банка России; – отчет о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды. Члены Совета директоров не могут быть депутатами представительных органов власти, занимать какие-либо государственные должности помимо должностей членов Совета директоров Банка России, а также не могут состоять в политических партиях и занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях. Банк представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, полевые учреждения, вычислительные центры, а также подразделения безопасности. Действующие в республиках – субъектах Российской Федерации, так называемые национальные банки не имеют особого статуса и по существу таковыми не являются, так как представляют собой обычные территориальные учреждения Банка России. Все территориальные учреждения не являются юридическими лицами, не имеют права принятия решений нормативного характера, без санкции Совета директоров они не могут выдавать гарантии, поручительства, вексельные и другие обязательства. Полевые учреждения предназначены для банковского обслуживания воинских частей и других государственных органов, обеспечивающих безопасность государства. Они же обслуживают население, проживающее на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, когда создание территориальных учреждений невозможно[165]. Соотношение задач, функций и компетенций Национального банковского совета и Совета директоров Банка России очевидно свидетельствует о том, что Совет директоров Банка России подобен Национальному банковскому совету и в связи с этим и Президент, и Правительство Российской Федерации, в соответствии с законом 10 июля 2002 года, получили достаточно серьезные дополнительные возможности воздействия на кредитно-денежную политику. Во взаимодействии с Правительством РФ Банк разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, цель которой – выполнение следующих главных задач: обеспечение устойчивости национальной валюты и развитие кредитно-банковской системы страны.
Банк России – кредитор последней инстанции. Он организует систему кредитования банков, в том числе учет и переучет векселей. Он устанавливает своими нормативными актами правила расчетов и правила проведения банковской операции бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии, дающие право заниматься банковской и аудиторской деятельностью, регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями и осуществляет надзор за законностью их деятельности. Кроме того, Банк России осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты и валютных ценностей, определяет порядок проведения расчетов с иностранными государствами, самостоятельно или через уполномоченные банки проводит мероприятия по валютному контролю, а также выполняет другие функции в соответствии с федеральным законодательством. Важно подчеркнуть, что, выступая в качестве органа управления, Банк не контролирует непосредственно деятельность хозяйствующих субъектов, как это было свойственно Государственному банку СССР, действовавшему в условиях государственной монополии банковского дела, которая представляла, по словам В.И. Ленина, «нечто вроде скелета социалистического общества»[166] и препятствовала какой-либо частнопредпринимательской кредитной деятельности. Банк России осуществляет только банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций. Цель этой работы – поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Кроме того, он самостоятельно или по поручению Правительства РФ проводит все виды банковских операций, необходимых для решения задач, закрепленных за ним в законодательстве. В то же время Банк России – юридическое лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения с банками, кредитными организациями и другими юридическими лицами. Таким образом, правовое положение Банка России своеобразно. С одной стороны, он наделен большими властными полномочиями в денежно-кредитной сфере, является органом государственного управления этой системы, с другой – как юридическое лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения со своими контрагентами, Банк является их равноправным партнером по данным отношениям, а наличие каких-либо привилегий и прерогатив точно определено федеральным законодательством. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а он, в свою очередь, – по обязательствам государства, если они специально не приняли на себя таких обязательств или если иное не будет определено особым федеральным законом. В принципе, Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, однако исключения из подобного общего правила возможны, если устанавливаются федеральным законодательством. Так, закон от 10 июня 2002 г. (ст. 8) установил, что подобный запрет не распространяется на участие Банка России в капиталах Сберегательного банка Российской Федерации и Банка России; данный акт должен был выйти до 1 января 2003 года. Кроме того, согласно тому же акту, Банк России участвует в капиталах ряда кредитных организаций, созданных на территории иностранных государств, а именно: Донау-Банка АГ, Вена, Австрия; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы – Евробанка, Париж Франция; Московского Народного банка Лтд, Лондон, Великобритания; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне, Германия. Банк России имеет право предоставлять российским и иностранным кредитным организациям, а также Правительству России кредиты на срок не более чем 1 год под соответствующее обеспечение. Кроме того, он может покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя со сроками погашения не более 6 месяцев, покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроком погашения не более 1 года, иностранную валюту и платежные документы в иностранной валюте, валютные ценности (в том числе драгоценные металлы). Банк проводит, в соответствии с законом, расчетные, кассовые, депозитные операции, принимает на хранение и в управление ценные бумаги, выдает гарантии и поручительства, выставляет чеки и векселя в любой валюте, открывает счета в иностранных и российских кредитных организациях и осуществляет любые банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом. Банк не имеет права осуществлять операции с недвижимостью, исключая случаи, когда такие операции связаны с обеспечением его деятельности. Он не может проводить операции с юридическими лицами, не имеющими лицензий на проведение банковских операций, если иное не предусмотрено законом. Кроме того, он не занимается никакой торговой и производственной деятельностью, исключая случаи, специально оговоренные в Законе «О Центральном банке РФ». Согласно Закону, Банк не имеет права пролонгировать предоставленные кредиты иначе как по специальному решению Совета директоров. Обеспечением кредитов Банка России могут быть: драгоценные металлы, иностранная валюта, государственные ценные бумаги, векселя со сроками погашения до 6 месяцев, а в случаях, установленных Советом директоров Банка России, и другие ценности, гарантии и поручительства. Векселя и государственные ценные бумаги, которые пригодны для обеспечения кредитов банка, определяются Советом директоров. Получение прибыли, как уже было отмечено, не является целью деятельности Банка, и это прямо зафиксировано в законодательстве. Однако осуществляя практическую банковскую деятельность, он, естественно, получает ее в качестве результата. Прибыль Банка после направления ее в установленном Советом директоров порядке в резервы и фонды перечисляется в доход Федерального бюджета. Федеральным законом 27 октября 2008 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ст. 12 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» были определены новые, весьма важные, аспекты деятельности банка. Так, новая редакция статьи 8 закона о ЦБ РФ предполагает, что банк имеет право осуществлять операции на открытом рынке ценных бумаг, предусмотренные статьей 39 данного закона. Таким операциями являются: купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России; купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. В соответствии с законом при осуществлении Банком России операций на открытом рынке допускается купля-продажа акций только при условии совершения позднее обратной сделки, а также их реализация при отказе контрагента от исполнения обязательств по такой обратной сделке а также продажа ценных бумаг, выступающих обеспечением кредитов Банка России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|