Особенности организации и правовой статус Сберегательного банка РФ
Правовое регулирование сберегательного дела в РФ базируется на двух федеральных законах: «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. и В России собственно сберегательные учреждения возникли впервые в 1841 году в Петербурге и Москве при Государственных сохранных казнах. До этого времени вклады населения принимал Государственный заемный банк, который был создан в 1786 году вместо ликвидированного Дворянского банка. Государственный заемный банк, однако, в основном ориентировался на выдачу ссуд под залог недвижимости, прием вкладов был для него функцией второстепенной. Сберегательное дело в России всегда находилось в руках государства, сберегательные кассы подлежали ведению Управления при Совете Государственного банка. Открывались сберегательные кассы при казначействах и отделениях Государственного банка. После большевистской Революции 1917 года сберегательные кассы были присоединены к Народному банку, с 1920 года находились в ведении Народного комиссариата финансов, а затем были переданы в ведение Государственного банка СССР. Во время реформы банковского дела в 1988 году система сберегательных касс была преобразована в Сберегательный банк СССР. Этот банк обслуживал не только физических, но и юридических лиц. В связи с распадом СССР он был объявлен собственностью России. Законом РСФСР от 2 декабря 1990 года Сбербанк был преобразован в акционерный коммерческий банк, учредителем которого, согласно Уставу, являлся Банк России. Государство использует хранящиеся в Сбербанке денежные средства юридических и физических лиц в качестве кредитных ресурсов для погашения обязательств по внутреннему долгу. В то же время оно гарантирует сохранность средств и выдачу вкладов по первому требованию вкладчиков.
В начале 2000-х годов имели место массовые нарушения Сберегательным банком условий договоров с вкладчиками, когда, привлекая их средства высокими процентами по конкретным видам договоров, Сбербанк затем снижал эти проценты. Подобные действия были неправомерны. При этом интересы вкладчиков успешно защищались судебными исками, причем при решении дел в пользу вкладчиков на Сбербанк возлагалась уплата судебных издержек. Данная порочная практика впоследствии была преодолена. В настоящее время Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации. Его активы составляют 25% процентов банковской системы страны. По состоянию на 1 июня 2009 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более чем 30% всех выданных в стране займов. Сбербанк России имеет сеть филиалов. По состоянию на 2009 г. действовало 18 территориальных банков и более 19 000 подразделений Сбербанка по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Белоруссии. Учредитель и основной акционер Банка – Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на Управление Сбербанка России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года. Органами управления банка являются Общее собрание акционеров – высший руководящий орган Сбербанка России; Наблюдательный совет банка, состоящий из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора; Правление Банка, состоящее из 13 членов, причем во главе Правления стоит Президент, он же Председатель Правления Банка.
Все органы управления банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации. К вопросам компетенции Общего собрания акционеров относятся конкретные юридические направления деятельности банка. В частности: внесение изменений и дополнений в Устав Банка или утверждение Устава Банка в новой редакции; реорганизация Банка; ликвидация Банка, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; избрание членов Наблюдательного совета Банка, досрочное прекращение их полномочий; избрание Президента, Председателя Правления Банка и досрочное прекращение его полномочий; избрание членов Ревизионной комиссии Банка и досрочное прекращение их полномочий; определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями; увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций; увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки; увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций по открытой подписке в случае, если количество дополнительно размещаемых по открытой подписке акций составляет более 25 процентов ранее размещенных Банком обыкновенных акций. Кроме того, к компетенции Общего собрания акционеров относится увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций по открытой подписке в случае, если количество дополнительно размещаемых по открытой подписке акций составляет не более 25 процентов ранее размещенных Банком обыкновенных акций, и Наблюдательный совет Банка не принял решение об увеличении уставного капитала; размещение посредством закрытой подписки облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции.
Наблюдательный совет Банка осуществляет общее руководство деятельностью Банка, за исключением решения вопросов, отнесенных Уставом Банка к компетенции Общего собрания. В состав Наблюдательного совета входят: Председатель Центрального банка Российской Федерации; Первый заместитель Председателя Центрального Банка Российской Федерации; Главный аудитор Центрального Банка Российской Федерации; Директор Сводного экономического департамента Центрального банка Российской Федерации; Начальник Московского главного территориального управления Центрального банка Российской Федерации; Помощник Президента Российской Федерации: Заместитель Председателя Правительства – Министр финансов Российской Федерации; Директор Департамента экономики и финансов Правительства Российской Федерации; Министр экономического развития Российской Федерации; Директор Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации; Президент, Председатель Правления Сбербанка России; Заместитель Председателя Правления Сбербанка России и некоторые другие должностные лица. К компетенции Наблюдательного совета Банка относятся следующие вопросы: определение приоритетных направлений деятельности Банка; созыв годового и внеочередного Общих собраний акционеров; утверждение повестки дня Общего собрания акционеров; определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в Общем собрании акционеров, и другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением Общего собрания акционеров. Помимо этого – увеличение уставного капитала Банка путем размещения дополнительных акций за счет имущества Банка в пределах количества объявленных акций, если количество дополнительно размещенных акций составляет не более 25 процентов ранее размещенных Банком обыкновенных акций. Если при принятии решения не достигнуто единогласия, Наблюдательный совет банка выносит вопрос на рассмотрение Общего собрания акционеров.
К компетенции Правления Банка относятся вопросы руководства текущей деятельностью Банка, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Наблюдательного совета Банка. Президент, он же Председатель Правления Банка, осуществляет решение всех вопросов текущей деятельности Банка, в частности: обеспечивает выполнение решений Общих собраний акционеров и Наблюдательного совета Банка; вносит предложения Наблюдательному совету Банка по составу Правления Банка, в том числе по кандидатурам первого заместителя Председателя Правления, заместителей Председателя Правления Банка; распределяет обязанности между первым заместителем Председателя Правления, Заместителями Председателя Правления Банка и членами Правления банка; осуществляет представительство Банка без доверенности во всех учреждениях, предприятиях и организациях как на территории Российской Федерации, так и за рубежом; совершает без доверенности всякого рода сделки и иные юридические действия от имени Банка; утверждает внутренние документы Банка, не отнесенные к компетенции Общего собрания акционеров, Наблюдательного совета и Правления Банка; осуществляет в отношении работников Банка права и обязанности работодателя, предусмотренные трудовым законодательством и некоторые другие функции, связанные с работой Банка[175].
3.3. Правовое регулирование договора банковского вклада
По договору банковского вклада (депозита) банк, который принял от вкладчика денежную сумму, обязан возвратить сумму вклада и выплатить проценты в соответствии с условиями договора. Правом привлечения средств во вклады наделены кредитные организации, имеющие соответствующие лицензии, выданные в порядке, установленном законом. Закон обеспечивает интересы вкладчиков в тех случаях, когда вклады приняты лицом, не имеющим на это права, или с нарушением порядка, установленного нормативно-правовыми актами. В такой ситуации вкладчик имеет право потребовать незамедлительного возврата суммы вклада и уплаты процентов исходя из учетной ставки банковского процента, так как если бы имело место неисполнение денежного обязательства, на день его исполнения (ГК, ст. 846). Важными представляются положения, трактующие об обеспечении возврата вклада гражданам. В принципе, и юридическим, и физическим лицам по закону банком должен быть обеспечен возврат вкладов путем страхования. В тех случаях, когда в уставном капитале банка наличествует более пятидесяти процентов акций или долей участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, гарантируется субсидиарная ответственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В прочих случаях обеспечение возврата вкладов, в том числе и юридическим, и физическим лицам, определяется договором банковского вклада. Форма договора банковского вклада – письменная. Она считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Несоблюдение письменной формы договора банковского вклада влечет недействительность этого договора (ГК, ст. 836).
Основные виды вкладов В соответствии с Законом от 3 февраля 1996 г., вкладом физических лиц являются «денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещенные физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доходы по вкладам выплачиваются в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для данного вида федеральным законом и соответствующим договором»[176]. Вклады могут приниматься только банками, имеющими соответствующую лицензию, выдаваемую Центральным банком. Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставлялось банкам, с момента государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. Вкладчиками банка могут быть как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50% голосующих акций, гарантируются государством. Для создания гарантий возврата вкладов и компенсации потерь закон предусматривает образование Федерального фонда обязательного страхования вкладов, участниками которого являются Банк России и банки, привлекающие средства граждан. Кроме того, Законом предусмотрено право банков создавать фонды добровольного страхования вкладов. Число банков, образующих такой фонд, должно быть не менее пяти, а уставный капитал – не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала, установленного Банком России для банков в момент создания фонда[177]. Наиболее распространенный вид вкладов – вклад до востребования. Они бывают именные и на предъявителя. Вклад на предъявителя может быть получен любым лицом, предъявившим сберегательную книжку, контрольный талон к ней и документ, удостоверяющий личность. При этом выдача производится частично или полностью в любое время по желанию клиента. По таким вкладам выплачивается самый низкий процент. На срок не менее одного года принимаются срочные вклады, процент по этому вкладу выше. Выигрышные вклады отличаются от прочих тем, что проценты по ним не начисляются к сумме вклада, а разыгрываются между вкладчиками. Обычно розыгрыши проводятся между вкладчиками определенного города или области. Депозиты (от лат. depositum – вещь, отданная на хранение)– вклады, вносимые на определенный срок и в установленном размере. Срочный депозит принимается на сроки 3, Используются Сберегательным банком сберегательные и депозитные сертификаты. Сберегательные сертификаты являются обязательствами банка по выплате размещенных в нем депозитов и доходов по ним держателям – физическим лицам. Депозитные сертификаты – аналогичные обязательства по отношению к вкладчикам – юридическим лицам. Право требования по ним может передаваться одними юридическими лицами другим юридическим лицам. Это правоотношение именуется цессия (от лат. cessio – уступка). Цессия может быть осуществлена бенефициаром (от лат. beneficium – благодеяние, держателем-вкладчиком – юридическим лицом) только в отношении юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Размер доходов по сертификатам устанавливается кредитно-инвестиционным комитетом Сберегательного банка. Существуют и другие виды вкладов и услуг, предоставляемых кредитными учреждениями, и в частности, Сберегательным банком.
3.4. Правовое регулирование договора банковского счета
По двухстороннему и, как правило, платному договору банковского счета банк обязан принимать и зачислять на счет, открытый клиенту, поступающие денежные средства и выполнять распоряжения клиента о проведении операций по счету. Банк не вправе отказать потенциальному клиенту в открытии счета, он обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия данного счета условиях, соответствующих требованиям закона (ГК, п. 2 ст. 835, ст. 395). Это положение Гражданского кодекса Российской Федерации, очевидно, представляет собой норму финансового права, так как представляет собой публично-правовую гарантию государства в гражданских, по сути своей, правоотношениях. Норма эта имеет, безусловно, императивный характер. В Гражданском кодексе Российской Федерации четко определены сроки выполнения операций по счету: банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета. Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены правилами или договором банковского счета. В случае ненадлежащего совершения операций по счету, а именно: несвоевременного зачисления на счет поступивших средств или невыполнении распоряжений клиента о перечислении денежных средств банк – несет ответственность и обязан уплатить на эту сумму проценты, как бы за неисполнение денежного обязательства (ГК, ст. 395). Ограничение прав клиента распоряжаться денежными средствами на счете допускается только в случае наложения ареста на денежные средства или приостановления операций по счетам в ситуациях, предусмотренных законом.
3.5. Правовое регулирование банковской тайны
Правовое регулирование банковской тайны осуществляется на основе Федерального закона «О банках и банковской деятельности в РФ». Любая кредитная организация должна гарантировать тайну вкладов, счетов и операций ее клиентов и корреспондентов. При этом закон определяет: «Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве»[178]. В соответствии с Законом «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» 07.08.2001 г. текст нормы Закона «О банках и банковской деятельности», регулирующий банковскую тайну, был существенно изменен и дополнен. Так, было установлено: «Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученный преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (ФЗ от 07.08.2001 г. №121-ФЗ)». Следующее существенное дополнение последовало после принятия Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» от 30.06.2003 г. Относительно гарантий сохранения банковской тайны, закон определяет: «Уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций. В случае смерти владельцев счетов и вкладов справки выдаются лицам, указанным ими в завещательном распоряжении, сделанном банком по воле умерших; нотариальным конторам, осуществляющим производство по наследственным делам о вкладах умерших; иностранным консульским учреждениям в тех случаях, когда умерший вкладчик – иностранный гражданин. За разглашение банковской тайны кредитными организациями, должностными лицами Комитета по финансовому мониторингу и его территориальных органов в федеральных округах в законе предусмотрена ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба. Законом регламентирован особый порядок наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации. Наложение ареста возможно не иначе как судом, арбитражным судом, судьей и, при наличии санкции прокурора, по постановлению органов предварительного следствия. При наложении ареста банк, по получении решения об этом, немедленно прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест. Действие статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» было существенно ограничено Указом Президента Российской Федерации №1226 от 14 июня 1994 г. «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности». Статья первая этого указа определяла, что банковская тайна не является препятствием для получения органами прокуратуры, внутренних дел, контрразведки, налоговой полиции сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, причастных к совершению тяжких преступлений[179]. Действие данного Указа отменено в 1997 г. Указом Президента Российской Федерации №593[180]. Взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящихся в кредитных организациях, может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законом. Конфискация денежных средств может быть осуществлена только на основании приговора суда, вступившего в законную силу[181].
Глава 8. Правовой режим государственных § 1. Понятие целевых внебюджетных фондов
Смыслом создания государственных внебюджетных целевых фондов в начале 1990-х годов было совершенствование финансовой политики, создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. В государственном бюджете не могут быть точно, конкретно связаны, скреплены друг с другом определенные доходы и определенные расходы. Первоначально большинство таких фондов создавались как внебюджетные, причем некоторые из них существуют и сейчас в этом качестве, а другие, сохранив целевое назначение, вошли в состав бюджетов. Сформировалось три вида целевых фондов: 1) государственные внебюджетные целевые фонды; 2) целевые бюджетные фонды; 3) государственные целевые фонды Правительства РФ. В качестве государственных внебюджетных целевых фондов социального назначения функционируют: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Предполагалось, что с введением в действие Бюджетного кодекса правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов будет определяться федеральным законодательством в соответствии с данной кодификацией[182]. До вступления ее в действие функционировали самостоятельные правовые акты, определяющие вышеозначенные позиции применительно к каждому из трех названных фондов. В действующем Бюджетном кодексе определены общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Установлено, что целью создания государственных фондов денежных средств вне федерального бюджета является реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение в случае безработицы; социальное обеспечение, связанное с болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, рождением и воспитанием детей, а также прав на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Кодекс определяет порядок составления и утверждения бюджета государственных внебюджетных фондов. В частности, в статье 145 определено, что проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и рассматриваются органами законодательной власти. При этом уточнено, что бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год. Недостатком правового регулирования федеральных внебюджетных фондов, очевидно, является то, что доходы государственных внебюджетных фондов и порядок их формирования определены не достаточно конкретно, о чем свидетельствует содержание статьи 146 Кодекса. Бюджетный кодекс точно определяет, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, что фактически означает гарантию самостоятельности указанных фондов. В целом, можно отметить, что Бюджетный кодекс не достаточно конкретно регулирует деятельность внебюджетных целевых фондов социального назначения, что, впрочем, отчасти восполнено нормативными актами, определяющими правовое положение и компетенцию каждого из ныне действующих фондов. Необходимо откорректировать содержание статьи 144 Бюджетного кодекса, в которой указано, в частности, что государственным внебюджетным фондом Российской Федерации является наряду с другими Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, который был упразднен. Данный фонд с августа 1996 года находился в оперативном управлении и распоряжении Министерства труда и социального развития РФ. Целевым назначением Фонда являлись выплата пособий безработным, создание дополнительных рабочих мест, финансирование переподготовки и профессионального обучения. В начале 1990-х годов было создано несколько целевых внебюджетных фондов экономического назначения. Указом Президента РФ 22 декабря 1993 г. было установлено, что все фонды, чьи средства формируются за счет обязательных платежей, должны быть консолидированы в Федеральном бюджете, сохранив при этом целевое назначение. Указ распространялся и на Государственный фонд занятости населения, однако фактически последний не был консолидирован в бюджет РФ. Кроме перечисленных социальных фондов, на основании упоминавшегося Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов...» от 15 апреля 1993 г. представительные органы власти могут принимать решения об образовании целевых внебюджетных фондов. Такие фонды могут быть созданы и на федеральном, и на региональном уровнях; например, в 1994 г. образованы региональные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства и внебюджетный фонд развития таможенной системы РФ, впрочем, последний в 1995 г. был консолидирован в федеральный бюджет, равно как и Федеральный дорожный фонд[183]. Целевые государственные и местные внебюджетные фонды создаются с точно определенной целью и соответственно используются. Они дифференцированы на экономические и социальные, причем в настоящее время значение экономических фондов незначительно, большинство из них вошли в бюджеты соответствующих уровней. Эффективно функционируют федеральные социальные фонды, они заняли важное место в системе государственных финансов и одновременно в социальной сфере. Их общей фундаментальной характеристикой, с юридической точки зрения, является то, что по закону средства данных фондов не могут быть изъяты или направлены на нецелевое использование ни Парламентом, ни Правительством, ни какой-либо иной властью. Правовой режим внебюджетных фондов социального назначения определяется в настоящее время, прежде всего, соответствующими статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
§ 2. Пенсионный фонд РФ
До 1991 года в России не существовало самостоятельного бюджета пенсионной системы и средства на выплату пенсий выделялись из государственного бюджета, где они были одним из многих направлений расходования. В условиях абсолютной доминанты государственной собственности и советской системы управления экономикой, при отсутствии инфляционных процессов это в целом не сказывалось негативно на обеспечении пенсионеров. В настоящее время финансирование системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации осуществляется разными способами. Пенсии, выплачиваемые по государственному пенсионному обеспечению, финансируются за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ. Пенсии, выплачиваемые на основании Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, созданным в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях». Правовое положение Фонда было определено специальным актом, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ 27 декабря 1991 г. и Постановлением Правительства 22 сентября 1993 г.[184] Назначение Фонда – осуществлять выплату пенсий и некоторых видов пособий. Средства его являются собственностью государства. Пенсионный фонд при этом – вполне самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения. Социальная значимость Пенсионного фонда определяется тем, что пенсионное обеспечение затрагивает жизненно важные интересы значительной части населения. В Положении «О Пенсионном фонде Российской Федерации» нашли отражение сущностные характеристики государственного пенсионного страхования, в рамках которого Фонд функционирует. В отличие от формирования доходов федерального бюджета, где поступающие средства изначально обезличиваются и используются на общегосударственные нужды, формирование средств Пенсионного фонда Российской Федерации целевое и, соответственно, целевым является их использование. Реализация этого принципа предполагает управление средствами, аккумулируемыми на выплату пенсий, самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Основным законом, регулирующим деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, является Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ. В данном акте определены особенности и специфика обязательного пенсионного страхования, в частности, ему свойственны руководящая роль государства и реализация государством организационной функции. Государственная форма организации обязательного пенсионного страхования предопределяет существование в этом виде страхования единственного страховщика. Таковым субъектом выступает Пенсионный фонд Российской Федерации. Положение Пенсионного фонда в роли страхователя объясняется необходимостью осуществлять в соответствии с Конституцией Российской Федерации и российским пенсионным законодательством на всей территории страны и в отношении всех граждан единую пенсионную политику и использовать единую пенсионную систему. Вместе с тем в законодательстве определено, что пенсионным страхованием в Российской Федерации занимается не только Пенсионный фонд РФ, но и негосударственные пенсионные фонды, деятельность которых регламентируется соответствующим федеральным законом. Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Законодательство определяет перечень лиц, подлежащих пенсионному страхованию в обязательном порядке. · работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; · самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); · являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; · работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты ими обязательных платежей. Помимо вышеназванных категорий граждан, к числу подлежащих страхованию Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» относит лиц, являющихся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйства, а также некоторые иные категории граждан. В соответствии с Положением о Пенсионном фонде РФ, он обеспечивает: · финансирование расходов на выплату государственных пенсий, пособий, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов; · контроль за правильным и рациональным расходованием поступивших в него средств; · организацию Государственного банка данных по всем категориям плательщиков в Пенсионный фонд РФ; · капитализацию средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; · межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ; · участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; · проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; · разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ; · участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. В статье 5 Федерального закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» сказано о наделении правами управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов. Это означает, что органы Пенсионного фонда контролируют и руководят использованием средств обязательного пенсионного страхования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|