Анализ рамок взаимодействия» (1974)
Последняя книга, которую Гофман опубликовал в 1974 году, называется «Анализ рамок взаимодействия». Многие исследователи усматривают в этом произведении перелом в социологии Гофмана, однако детальный анализ Р. Хеттлэджа, показывает, что Гофман опирается здесь сразу на все то, к чему привели его более ранние размышления, и включается на этой основе в актуальную социологическую дискуссию, которую он же обогатил своим творчеством.1 Гофман дал своей книге подзаголовок «Essay on the organization of experience», что можно перевести как «Очерк по организации жизненного опыта». Формулировка подзаголовка является весьма удачной, она наглядно подтверждает, что Гофман продолжает полемику, связанную с феноменологической социологией А. Шюца2 и этнометодологией 1 Hettlage R. Rahmenanalyse oder die innere Organisation unseres Wissens um die Ordnung der Wirklichkeit // Erving Goff man — em soziologischer Klassiker der zweiten Generation. Bern, 1991. 2 Goffman E. Rahmen-Analyse. Frankfurt am Main, 1993. S. 15. 212 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация Ирвинг Гофман: Техники презентации
Г. Гарфинкеля.1 Для того чтобы кратко подытожить содержание этого богатого мыслями произведения, можно воспользоваться собственными словами Гофмана, который пишет: «Для меня здесь речь идет о том, к кому человек может обратиться в определенный момент времени в определенных ситуациях. Сюда обычно относятся другие люди, в том числе и те, которых в данный момент нет на житейской сцене. Я исхожу из того, что люди, которые находятся в определенной ситуации, должны прежде всего решить для себя вопрос: что здесь происходит? Неважно, возникает ли этот вопрос в явном виде, когда действительно непонятно, что происходит вокруг, или он существует в неявном виде на фоне обычной уверенности в жизни. Ответ на него возникает из самих действий людей в ситуации. Исходя из такой постановки вопроса написана настоящая книга, в которой развивается система, на которую можно опереться при ответе на этот вопрос».2 Под «рамками» понимаются имплицитно следующие или эксплицитно заданные определения ситуации.3 У Макса Вебера этот вопрос обсуждается в понятии ориентации на совместно подразумеваемый смысл, у Альфреда Шюца — в понятии мотивации социального действия.
Немецкий социолог Зефнер понимает под рамками «формы социальных представлений, с помощью которых члены общества указывают друг дру- * Об этой связи см.: Eberle T. Rahmenanalyse und Lebensweltanalyse // Erving Goffman — em soziologischer Klassiker der zweiten Generation. Bern, 1991; Widmer J. Goffman und die Ethnomethodologie // Ibid. 2 Goffman E. Rahmen-Analyse. S. 16. 3 Ibid. гу, в каких узнаваемых (следовательно, и типизируемых) поведенческих комплексах они находятся вместе со своими партнерами по социальному взаимодействию».1 Гофман рассматривает партнеров социального взаимодействия с точки зрения того, как они определяют друг перед другом и друг для друга рамки взаимодействия. Эти стратегии, которые, конечно, редко кем осознаются, служат для того, чтобы каждый мог реализовать свою идентичность и предотвращают ее неправильное понимание. Поэтому «внутренняя организация нашего знания о социальном порядке»2 является в то же время организацией идентичности в повседневной жизни. Интеракционный порядок» (1982) В своем вступительном послании президента Американской социологической ассоциации в 1982 году Гофман, оценивая свое творчество, назвал его «красной нитью» «Интеракционный порядок» (1983) — тему, которая дала название его последнему социологическому произведению, вышедшему в свет уже 1 Hettlage R. Rahmenanalyse oder die innere Organisation unseres Wissens um die Ordnung der Wirklichkeit // Erving Goffman — ein soziologischer Klassiker der zweiten Generation. S. 76.
2 Так озаглавлена статья Хэттледжа. См.: Hettlage R. Rahmenanalyse oder die innere Organisation unseres Wissens um die Ordnung der Wirklichkeit. 214 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация после его смерти. Интеракционный порядок 1, или: порядок социального взаимодействия, — это порядок, который существует на межличностном уровне, в ситуации лицом к лицу. С одной стороны, этот порядок складывается на основе структур, существующих независимо от индивидов, но в то же время он является результатом совместного определения правил социального взаимодействия. Это правила, которые индивиды задают друг другу для того, чтобы показать, кто они такие и, соответственно, кем они не являются. Как было отмечено выше, Гофман рассматривается здесь как социолог, встревоженный судьбой индивидуальности в современном обществе и поэтому вновь и вновь обращающийся к методам ее защиты в повседневной жизни от угрозы со стороны общества и других людей. «Гофман не считает жизнь просто обманом, в гораздо большей степени речь идет у него об интерактивных мерах предосторожности, о социальных изобретениях, которые защищают ранимых».2 К этому следует добавить, что обман не является сущностью жизнью, но распознать его порой бывает нелегко. Обратившись к известной книге Гофмана «Представление себя дру- 1 В отличие от традиционного понятия социального порядка как совокупности твердых неосознанных правил социального взаимодействия, социальный порядок, по Гофману, включает в себя механизмы самовоспроизводства социального взаимодействия. К ним относится, в частности, прагматичная выгода, извлекаемая человеком из участия в интеракции и превосходящая его затраты на взаимодействие. — Прим, перев. 2 Oswald H. In memoriam Erving Goffman. S. 212.
Ирвинг Гофман: Техники презентации гим в повседневной жизни», можно убедиться, насколько напряженной является социальная жизнь. Представление себя другим В повседневной жизни» — Весь мир лицедействует Основное допущение книги «Представление себя другим в повседневной жизни» можно выразить одной цитатой и одним лаконичным высказыванием. Цитата принадлежит одному из родоначальников американской социологии Роберту Парку (1864— 1944). После окончания учебы, которая привела его в Германию, Парк работал журналистом. Его манера нарочито беспорядочного наблюдения, напоминающего обнюхивание собак (nosing around), и чрезвычайное любопытство к событиям повседневной жизни оказали существенное влияние на социальные исследования в США. Гофман цитирует высказывание Парка, который пишет: «Не случай-" но, что слово "личность" происходит от слова "личина", то же, что и маска. Тем самым признается факт, что человек всегда и везде в той или иной мере играет некоторую роль... Мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. В том смысле, что маска представляет собой картину, ко- i торую мы создаем о себе, исполняемые нами роли 1 тоже являются масками нашей истинной самости — \ той самости, которую мы желаем иметь. В конечном / итоге исполнение роли становится нашей второй
216 X Абелъс Интеракция, идентичность, презентация натурой и интегральной частью личности. Мы приходим в этот мир индивидуумами, создаем свой характер и становимся личностями».1 Вышеупомянутое лаконичное высказывание звучит так: «Подытоживая, можно утверждать, что у человека имеется множество причин, выступая перед другими, ставить под контроль впечатления, которые возникают у других в ситуации, когда он перед ними выступает. Настоящее исследование направлено на изучение некоторых обычных техник поддержания впечатлений, созданных у людей, и на некоторые наиболее частые следствия, связанные с применением подобных техник».2 Цитату Парка следует понимать так, что мы выбираем собственную маску не случайно,3 а предпочитаем ту, которая наилучшим образом изображает, кем мы желаем быть. В этом состоит одна из причин обращения Гофмана к понятию презентации. Рассуждение можно продолжить: речь идет не о том, кем мы кажемся, а о том, кем мы желаем казаться, а это уже говорит кое-что о нас самих. Например, философ Фридрих Ницше утверждает, что «все глубокое любит маску».4 В этом и заключается причина повышенного интереса Гофмана к спектаклю, который каждый день разыгрывается людьми друг перед другом. Однако его интерес не
1 Park R. Race and culture, цит. по: Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 21. 2 Ibid. S. 17. 3 Так утверждает итальянский писатель и драматург Л. Пиранделло (1867-1936) в своем произведении «Горные великаны». 4 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М., 1990. С. 272.
Ирвинг Гофман: Техники презентации ограничивается искусством исполнения роли, а направлен на послания, которые актеры сознательно или бессознательно посылают друг другу с помощью исполнения ролей. Именно это и увлекает Гофмана, поэтому он уделяет особое внимание сбоям в социальном взаимодействии на житейской сцене. В этом проявляется тот же самый интерес к фундаментальным структурам, которым руководствовался Зиг мунд Фрейд при исследовании нарушений речи. Интерес Гофмана направлен на то, что происходит за маской, что происходит до и после презентации. Если еще Ницше указывал, что «иметь уважение "к маске" и не заниматься всуе психологией и любопытством есть дело утонченной гуманности»,1 то Гофман как раз не согласен отказаться от такого любопытства. Он желает знать, во что и как играют люди. Он почитает маску ровно настолько, чтобы не отдавать особого предпочтения той или иной маске и роли. Предметом его социологии является не моральная оценка роли, а ее «формальный социологический анализ».2 В центре внимания книги «Представление себя другим в повседневной жизни» находятся две главы «Представления» и «Техника управления впечатлениями». Мы сконцентрируем внимание в основном на них, так как здесь рассматриваются темы, к которым Гофман вновь и вновь обращается в своей социологии. 1 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М., 1990. С. 394. 2 Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 18. 218 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация Ирвинг Гофман: Техники презентации
Вера в собственную роль Под исполнением роли (performance) Гофман понимает целостное поведение, которое человек демонстрирует перед другими и которое влияет на других людей.1 Гофман начинает социологический анализ исполнения роли с постановки вопроса, содержащего двоякое сомнение в искренности поведения исполнителя роли. Обычно отдельный человек, исполняя свою роль, требует от зрителей воспринимать его всерьез. Они должны считать, что «он ведет себя так, как это проявляется внешне». Если ему удается управлять нашими впечатлениями, то мы считаем его хорошим исполнителем роли. Лишь спустя длительное время после «представления» мы в состоянии выйти из-под обаяния его «постановки» и уяснить себе, что это была не реальность сама по себе, а «всего лишь» спектакль. Это первое сомнение, из-за которого мы чувствуем, что некто «разыграл» нас. В этой связи Гофман выдвигает и другую точку зрения на этот вопрос и исследует, «насколько сам актер верит в реальность, которую он стремится вызвать у своего окружения».2 Благодаря этому второму сомнению мы, вероятно, обнаружим, что актер играет роль не только для нас, но и для себя. Именно в этой связи выше цитировано высказывание Л. Пиранделло о том, что выбор маски не случаен. Точно так же считает и Р. Парк, когда утверждает, что маска есть наше подлинное лицо.
Бывают исполнители, которые полностью увлечены исполнением роли и не сомневаются в том, что она и есть подлинная реальность. Бывают, однако, и такие «актеры», которые совершенно не верят в свою роль и при ее исполнении впадают чуть ли не в цинизм. Фасад Гофман называет исполнением роли все поведение на людях. Ту часть исполняемой роли, которая «в общем и заранее известном виде постоянно служит для определения ситуации участниками представления», Гофман называет «фасадом» (front).1 Фасад представляет собой «стандартный репертуар выражений, который индивид использует сознательно или бессознательно».2 Сюда относятся, во-первых, «сценические декорации», то есть оформление пространства для выступления, например квартира, автомобиль или любимое кафе. Во-вторых, «личный фасад», к которому относятся статусные символы, одежда, пол, внешность и манера речи. Наконец, бывает еще и «социальный фасад», под которым понимаются социальные ожидания, связанные с социальной ролью. Например, устойчивые представления о нормах поведения в данном обществе в роли врача или матери. 1 Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 23. 2 Ibid. S. 19. 1 Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 23. 2 Ibid. 220 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация Во время своей поездки в Польшу президент США Д. Буш вспоминал слова актера и режиссера Вуди Аллена о том, что 90 процентов жизни сводится к тому, чтобы демонстрировать свое лицо. Скорее всего Вуди Аллен имел в виду не просто «лицо», а те самые «фасады», о которых пишет Гофман, и что их демонстрация является исключительно напряженным и утомительным делом. Мы не можем демонстрировать какие угодно фасады, как и не можем выбрать все маски сразу. Это не вопрос количества и качества, а вопрос выбора одного из качеств. Так как фасады всегда обозначают нечто, прежде всего используются те из них, которые способны выразить типичным образом то, что нужно выразить.1 Гофман полагает, что в ходе своего развития общество научилось «с помощью небольшого числа фасадов выражать большое количество социальных действий». Об этом свидетельствуют, например, результаты исследований Радклифф-Брауна, посвященные системе родства в крупных общинах, в которых клановое деление позволило «создать менее сложную систему идентификации людей и типов поведения».2 Редукция к типичным образцам поведения и соответствующим фасадам, известным всем членам данного общества, делает социальные ожидания окружающих более надежными: «чтобы ориентироваться в различных ситуациях, им достаточно знать лишь небольшой набор фасадов и реакций на них».3 Как 1 Указанная связь между ролью и фасадом соответствует в феноменологической социологии понятию типиза ции, а в этнометодологии — понятию объяснения. 2 Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 27. 3 Ibid.
Ирвинг Гофман Техники презентации уже было отмечено, Райт Миллс метко назвал это явление мотивационным вокабуляром: «Люди раз-;личают ситуации с помощью специфических вока-буляров, согласно которым они предвосхищают последствия своих действий».1 Отсюда ясно, что выбор и конструкция фасада зависят от ожиданий данного общества. Это и имел в виду Гофман в понятии социального фасада. Стереотипные ожидания в отношении социального фасада могут привести к тому, что фасад институ-ционализируется, становится независимым от определенных задач. «Фасад становится "коллективным исполнением роли" и превращается в самоцель». Это означает, что исполнитель сложившейся роли должен перенять вместе с ней и определенный фасад: «фасады обычно выбирают, а не создают».2 Они являются частью «драматической постановки».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|