Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

17.Развитие общения дошкольника со сверстниками. Ребенок и детская группа.




17. Развитие общения дошкольника со сверстниками. Ребенок и детская группа.

В научной литературе представлен широкий спектр направлений исследований по проблеме взаимодействия и общения детей друг с другом. Одним из них является изучение общения ребенка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности, разработанной М. И. Лисиной (З. М. Богуславская, Л. Н. Галигузова, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова и др).

Потребность в общении со сверстником выражается в стремлении дошкольника к самопознанию и самооценке посредством сравнения себя с ровесником как равным партнером. По данным Л. Н. Галигузовой, уже на третьем году жизни у ребенка начинает складываться потребность в общении со сверстником. От 2 до 7 лет отмечается несколько переломных моментов: первый происходит приблизительно в 4 года, второй — около 6 лет. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстника в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение первых 1—2 лет после этого потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку 2—4 лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у 4-летних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь уже дети начинают явно предпочитать общество сверстника взрослому или одиночной игре. Второй «перелом» связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. В конце дошкольного возраста у многих детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К 6—7 годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. На протяжении дошкольного возраста развиваются и сменяют друг друга, три формы общения со сверстниками:

Эмоционально- практическая форма общения состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

Ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связанно с тем, что бурно развивается сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договариваться заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ свертника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослым. Эти особенности были исследованны в цикле работ, проведенных под руководством М. И. Лисиной и А. Г. Рузской:

- большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действия и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Общаясь со сверстниками, ребенок спорит с ними, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстниками впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид выразить обиду, фантазирование и пр.

- чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность. В общении сверстников наблюдаются экспрессивно-мимические проявления, выражающиеся различными эмоциями.

-нестандартность и нерегламентированность средств общения, т. е при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность: дети прыгают, принимают причудливые формы, кривляются, придумывают небылицы и т. д.

- преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развивать диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.

 

18. Предпосылки формирования картины мира в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – период расцвета познавательной активности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...