9. Сущность и основные направления преемственности между начальным и дошкольным образованием.
9. Сущность и основные направления преемственности между начальным и дошкольным образованием.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Целевые ориентиры ФГОС начального и дошкольного образования - согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития. Цель дошкольного образования: - Общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека. Цель начального образования: -Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков, в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения) Преемственность в программном содержании, методическом обеспечении и педагогическом сопровождении образовательного процесса НОУ и ДОО. 2. Содержательная – обеспечение “сквозных” линий в содержании, повторений, пропедевтика, разработка единых курсов изучения отдельных программ. Создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения “сквозных” линий, использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей. Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент программы: программа школы и типовая программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
3. Технологическая – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения. - Создание новых методик, технологий и средств обучения, разработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: отказ в д/саду от учебно-дисциплинарной модели и переход к личностно-ориентированному обучению. -Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно- практической деятельности, т. е. руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с использованием методов и приемов дошкольного воспитания. - Взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам учащихся на каждом этапе обучения. 4. Психологическая: Совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных особенностей, снятие психологических трудностей, адаптация переходных периодов, обеспечение их достаточной двигательной активностью; общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие; обучение на интегративной основе, связь знаний с повседневной жизнью; использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях Портрет выпускника ДОО. · Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
· Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). · Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. · Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. · Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. · Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. · Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. · Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. · Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. 10. Подготовка детей к школе.
Выделяют 2 группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицинские и психолого-педагогические. Медицинские критерии: 1. Уровень физического развития. 2. Уровень биологического развития. 3. Состояние здоровья. Психолого-пед. критерии: 1. Степень психосоциальной зрелости. 2. Уровень умственной работоспособности. 3. Выполнение монометрического теста (монометрический тест: должен использоваться для проверки готовности руки ребенка к письму, например, «вырежи круг»). 4. Чистота звукопроизношения. 5. Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тестам Керна-Ирасека и Векслера (адания графического теста Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки; Шкала Векслера является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития). 6. Уровень восприятия, памяти, мышления. ФГОС ДО на предшкольном уровне учитывает след. требования: -обогащение активного словаря;
-развитиие связной грамматически-правильной диалогической и монологической речи; -развитие речевого творчества; -развитие звуковой и интонационной культуры речи, включая фонематический слух; -знакомство с книжной культурой; -понимание на слух текстов различных жанров литературы, включая различные функциональные стили текстов; -формирование звуковой аналитико-синтетической активности. Л. С. Выготский обосновал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать предметы и явления окр. м. Л. И. Божович в своих исследованиях выявила, что на успешность учебы влияют познавательные и соц-е мотивы учения. Все мотивы учения она разделила на 2 группы: участие ребенка в социогенной и эмоциогенной среде и мотивы, связанные с учебной деят. Д. Б. Эльконин – готовность к школе можно пронаблюдать по поведению детей в сюжетно-ролевой игре. Н. И. Гудкина разработала целостную диагностико-развив. прогр. «Группы развития» и сконструировала методику развития познавательного интереса, а также учебной мотивации и произвольного поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|