14. Психолого-педагогические аспекты полового воспитания.
14. Психолого-педагогические аспекты полового воспитания. Психологические особенности развития полового самосознания. Впервые о проблеме пола на нормативном уровне говорилось в ФГТ (2009). Развитие самосознание - центральный психический процесс переходного возраста. Практически все отечественные психологи называют этот возраст " критическим периодом формирования самосознания" Маскулинные качества у мальчиков, а фемининные – у девочек не возникают сами собой и не приобретаются с возрастом. Целью полового воспитания в отечественной педагогике традиционно считается формирование маскулинных качеств (В. В. Абраменкова, Д. А. Колесов, Т. А. Репина, Н. К. Ледовских и т. д. ) у мальчиков (мужественности, эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представителям женского пола), фемининных - у девочек (женственность, заботливость, нежность, скромность, терпимость, стремление к мирному разрешению конфликтов). Основные понятия психологии полового воспитания Пол, гендер, половая идентичность, половая роль, феминность, мускулинность. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Термин «гендер » указывает на социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми. Понятия «маскулинность и феминность»: - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин (Ярославский, Петровский);
-набор поведенческих и личностных качеств, соответствующих стереотипу «настоящая женщина (мужчина)» (Т. В. Беднас); -нормативные эталоны мужественности (женственности) (И. С. Кон). Теории, институты и механизмы половой социализации. Психоаналитическая концепция, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам и считает ее основным механизмом процесс идентификации ребенка с родителями. Теория социального научения. Представители данных теорий считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители (положительное - за поведение, соответствующее полу, и отрицательное - за противоположное). Представители «новой» психологии пола считают, что основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания. М. Козакевич описывает три модели полового воспитания: рестрективная, пермесивная (либеральная), золотая середина. Рестриктивная Объем информации: Чем меньше, тем лучше. Содержание информации: Нельзя делать то-то и то-то, потому что… Это единственный хороший путь. Общий тон: Нет! Пермиссивная Объем информации: Вся информация. Содержание информации: Могут быть следующие пути… Все пути хороши. Общий тон: Да! «Золотая середина» Объем информации: Необходимая информация. Содержание информации: Делай так, а не иначе, ибо… Есть много путей — выбирай лучший. Общий тон: Да, но… Исходя из задач полового воспитания, можно выделить несколько основных его направлений, эти направления не отдельные части, а взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие целостного процесса, начинающегося с первых лет жизни.
1. Полоролевое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности и женственности и установлению оптимальных коммуникативных установок мужчины и женщины. 2. Сексуальное воспитание, направленное на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций и сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры и нравственных требований. 3. Подготовка к ответственному супружеству как формированию супружеских ролей и выработка установок взаимно ответственного партнерства. 4. Подготовка к ответственному родительству, предполагающая формирование ролевого поведения матери и отца по отношению к детям и выработку оптимальных репродуктивных установок. 5. Формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, наркомания, от венерических заболеваний и т. д.
15. Роль игровой деятельности в развитии личности ребенка. Взаимосвязь психики и деятельности как механизм развития. Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность - система процессов активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим предметным миром, в ходе которого он реализует определенные жизненные отношения к нему и удовлетворяет ведущие потребности. В каждом периоде человеческого развития выделяют определенный ведущий вид деятельности. Для младенчества - это непосредственно-эмоциональное общение, для раннего детства – предметно-манипулятивная деятельность, для дошкольного возраста - игра, для младшего и среднего школьного - учение, для подросткового периода - интимно-личностное общение, для ранней юности - учебно-профессиональная деятельность, для периода взрослости - профессиональная деятельность. Сюжетно-ролевые дидактические, подвижные
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|