Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

12.  Семья и дошкольное образовательное учреждение. Содержание, цели, формы сотрудничества ДОО с семьей.




12.      Семья и дошкольное образовательное учреждение. Содержание, цели, формы сотрудничества ДОО с семьей.

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Содержание сотрудничества дошкольного учреждения с семьей включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие семей обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом в детском саду.

Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родит. (законных представителей) в вопросах развития и образования учебно-воспитательный процесс, участие семей обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом в детском саду.

Общие требования к подготовке родителей (в рамках ФГОС ДО): наличие у родителей ООП, информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в ООП по основным линиям развития, проведение коллективами ДО систематической работы, направленной на информирование родителей о результатах освоения детьми ООП.

Требования к психолого-педагогическим условиям сопровождения: построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка.

Общие направления взаимодействия с родителями.

Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей:

- составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др. );

- организация диагностической работы по изучению семей;

- использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей;

- создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);

- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

- использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами;

- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса;

- активное включение в работу с семьей психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, воспитателей;

Технология поддержки родителей в повышении психолого- педагогической компетентности.

В системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др. );

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Существуют разные формы сотрудничества ДОУ с семьёй:

1. традиционные – родительские собрания, педагогические консультации, конференции, дни открытых дверей, посещение педагогом семьи;

2. нетрадиционные – семейные посиделки, вечера, вернисажи, день семьи, клуб выходного дня, выпуск журналов, газет, организация творческих мастерских, клубов для родителей и детей.

 

13.   Проблема периодизации психического развития.

Понятие периодизации психического развития.

Периодизация психического развития – рассмотрение психического развития человека как процесса перехода с одного периода на другой. Периоды отличаются спецификой ситуации развития, воздействующими факторами, характером решаемых человеком задач. Однако в качестве основных критериев периодизации разные авторы выделяют различные параметры.

История создания периодизаций и подходы к решению проблемы (Гетчинсон, Штратце, Гезелл, П. П. Блонский, З. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский).

Известны два подхода к периодизации развития: стихийный и нормативный. Сторонники стихийного подхода полагают, что процесс развития складывается стихийно, под воздействием множества случайных факторов и обстоятельств, происходящих в жизни детей. Нормативным считается идеальный процесс развития с учетом всех влияющих факторов при правильной организации обучения и воспитания.

Существующие в науке периодизации психического развития, предложенные разными авторами, различаются в силу критериев, положенных в их основу.

Как отмечал Л. С. Выготский в своей работе «Проблема возраста» (2000), по теоретическим основам предложенные в науке схемы периодизации детского развития можно разделить на три группы. Е. Сапогова замечает (2005), что это деление, произведенное Л. С. Выготским, оказалось столь методологически удачным, что появляющиеся современные периодизации часто успешно вписываются в предложенную им систематизацию.

К первой группе Л. С. Выготский отнес попытки периодизации детства не с помощью расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. В эту группу периодизаций попадает, например, периодизация С. Холла и его последователя К. Гетчинсона, созданная по аналогии с развитием общества. (В данной периодизации выделяют стадию рытья и копания (0-5 лет), стадию охоты и захвата (5-11 лет), пастушескую стадию (8-12 лет), земледельческую стадию (11-15 лет), стадию промышленности и торговли (15-20 лет)).

Ко второй группе Л. С. Выготским отнесены периодизации, которые направлены на выделение какого-либо одного (или нескольких) признака детского развития как условного критерия для расчленения на периоды. Периодизации данной группы названы Л. С. Выготским моносимптоматическими. К таким периодизациям, например, относится периодизация П. П. Блонского, разделяющая детство на эпохи на основании появления и смены зубов. Но считается, что такой прямой параллелизм ничем не подтвержден, а выделенные периоды не равнозначны: например, время прорезывания зубов очень важно для ребенка, а переход к постояннозубому детству ничем в психическом плане не примечателен. К этому типу периодизаций Л. С. Выготский относит и периодизацию В. Штерна, основанием которой является собственно психологический критерий – собственная активность человека. В. Штерн выделяет период, когда ребенок только играет (до 6 лет), период сознательного учения с разделением игры и труда (6-14 лет), период юношества с развитием самостоятельности и началом трудовой деятельности (14-18 лет). Так же к этой группе можно отнести периодизацию Ж. Пиаже, где за основу он взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии: 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18–24 месяцев); 2) дооперационная стадия (от 1, 5–2 до 7 лет); 3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет); 4) стадия формальных операций (от 12 до 17 лет).

К третьей группе периодизаций психического развития Л. С. Выготский относит периодизации, основанные на выделении существенных особенностей самого развития. Он считает, что эти периодизации должны рассматривать детское развитие как единый процесс саморазвития. Выготский считал периодизацию детского развития А. Гезелла наиболее близкой к периодизациям данного типа. А. Гезелл построил свою периодизацию на основе анализа изменения внутреннего ритма и темпа детского развития, исходя из «текущего объема развития». Согласно данной периодизации, темп и ритм психического развития со временем уменьшается, замедляется, наиболее интенсивно развитие идет в первые годы и даже в первые месяцы жизни человека.

Л. С. Выготский разработал собственную периодизацию, основываясь на диалектической модели развития и идее скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. Л. С. Выготский предположил, что стабильные и критические периоды в развитии психики чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества (2 мес. – 1 год), 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство (1 год – 3 года), 5) кризис 3 лет, 6) стабильный дошкольный возраст (3 года – 7 лет), 7) кризис семи лет, 8) стабильный школьный возраст (8 лет – 12 лет), 9) кризис 13 лет, 10) стабильный пубертатный возраст (14 лет – 18 лет), 11) кризис 17 лет.

К данной группе относятся так же периодизации А. Н Леонтьева и Д. Б. Эльконина. В них используются три основных критерия – социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...