Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные особенности детей 6-7 лет.




Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

В последнее время ученые все больше говорят о псих-й готовности, которая имеет 5 компонентов: физич. готовность, интеллект., эмоционально-волевую, мотив-ю, готовность в сфере общения.

физич. готовность: нормированное состояния здоровья, при котором сформирована мотивация к занятиям спортом и соблюдения ЗОЖ

интеллект. готовность: развитая способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть мыслит. операциями, установление причинно-следственных связей, разрешение противоречий с помощью теор. сведений на решение практ. задач, стоящих перед ним.

эмоционально-волевая готовность - достаточно высокий уровень произвольности поведения, произвольной регуляции психих. процессов, овладение структурной деят., активность.

мотив. готовность - внутренняя мотивация к обучению в школе, основанная на стремлении к процессу познания и интереса к учебной деят.

готовность в сфере общения - Ребенок умеет строить отношения со взрослыми:

            

11.   Развитие одаренности детей дошкольного возраста.

 

Категориальный аппарат и сущностные характеристики феномена одаренности в дошкольном возрасте. Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.. Имеющиеся в психологии подходы позволяют выделить три категории одаренных детей:

1) с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

2) с признаками специальной умственной одаренности, например, к математике, музыке, рисованию, языкам;

3) проявляющие яркую познавательную активность, отличающиеся оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями. Это случай потенциальной творческой одаренности.

Портрет одаренного ребенка дошкольного возраста.

1. Проявляет любопытство ко многим вещам. Постоянно задает вопросы. 2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. 3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. 4. Склонен к рискованным действиям.

Различают одаренность: социальную, иначе лидерскую; художественную — музыкальную, изобразительную, сценическую; психомоторную, определяющую исключительные спортивные способности; академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Особенности развития одаренности

 Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; высокое развитие познавательных способностей (блестящая память, высокий уровень абстрактного мышления и т. п. ); овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (например: пятилетний мальчик составляет собственную энциклопедию по истории и т. п. ). - Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.

Рассмотрим основные подходы, которые отвечают на вопрос о роли среды и генотипа в развитии одаренности.

Среда - это вся совокупность окружающих человека условий. Эти условия складываются из факторов:

- неорганической природы (свет, температура и т. д. ),

- факторов органической природы (разнообразные воздействия, оказываемые на человека другими живыми существами)

- социальных факторов. Вся совокупность последних может быть объединена понятием " социальная среда": влияние матери, семьи, яслей, детского сада, учебного заведения и так далее.

Подходы:

1) «Революционный подход». Сторонники этой теории признают влияние генотипических факторов, но отмечают, что они незначительны. Генетические факторы не оказывают практически никакого влияния, и уровень развития ребенка полностью зависит от качества обучения и воспитания. Представителем данного похода является Э. В. Ильенков.

2) «Функциональный подход». Сторонники данной теории отстаивают положение об определяющей роли образа жизни в развитии одаренности. Представителем данного похода является Г. Доман.

3) «Генетический подход». Основная идея сторонников данного подхода сводится к тому, что развитие – результат созревания организма по программе, определяемой генотипом. Внешние, средовые воздействия могут либо замедлить, либо ускорить этот процесс. Но добиться результатов развития, которые потенциально не предусмотрены генотипом, невозможно. Взаимодействие генотипа и среды не рассматривается, как одномерное явление Родоначальником этого подхода является Ф. Гальтон.

4) «Адаптационный подход». Представителем данного подхода является Д. И. Фельдштейн. В его понимании интеллект есть динамический процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Следовательно, критерием развития одаренности будет являться мобильность индивидуального поведения, под которой понимается гибкость и пластичность. Приобретаемый в процессе обучения опыт может являться условием успешной адаптации к окружению.

5) «Вероятностный подход». Наиболее популярен у современных ученых подход, называемый «вероятностным». Основным утверждением сторонников этого направления является то, что конечный результат развития, достигаемый на каждой его ступени, изначально не содержится в генотипе, но частично зависит от него. Развитие одаренности индивида связано с генотипом и со средой в результате их случайного комбинирования. И результат этого взаимодействия трудно прогнозировать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...