Задания для развития и контроля владения компетенциями
Задания для развития и контроля владения компетенциями Примерные вопросы контрольной работы по теме: Почему можно назвать мир в начале ХХ века единым? Почему этого нельзя сказать о мире ХVI или ХVIII вв.? Какие факторы обусловили то, что мир в начале ХХ века оказался связан воедино, в мировую систему? Что такое Вторая промышленная революция? Чем она отличается от первой промышленной революции? Какие интерпретации понятия Империализм Вы знаете? Раскройте их. Объясните, что такое реформизм, в чем его принципиальное отличие от либерализма. Каковы причины поворота к реформизму. Какие факторы обеспечивали господство Европы в мире? (Выбери правильные ответы): - Стремление народов Азии, Африки к демократии. - Военное превосходство европейцев. - Низкий уровень культуры неевропейских стран. - Промышленная революция в Европе. - Отсутствие сопротивления Европейской экспансии. - Слабость государственной власти в неевропейских странах. - Стремление европейцев оказать помощь другим народам. - Господство феодализма в неевропейских странах. - Стремление европейцев к новым рынкам и источникам сырья. - Внутренние междоусобицы в неевропейских странах. Рекомендуемая литература: Основная: 1. Бондарчук В. С. История стран Европы и Америки в новое время: В 2 ч. – М., 2011. 2. Ревякин А. В. Новая история стран Европы и Америки: конец XV – XIX век: Учеб. пособие для студ. вузов. – М., 2007. 3. Согрин В. В. Исторический опыт США. – М., 2010. Источники: 1. XIX век. Иллюстрированный обзор минувшего столетия. – СПб., 1901. 2. История XIX века / Под ред. Лависса и Рамбо. Т. 8. Ч. 2. – СПб., 1907. 3. Норден Д. Итоги XIX века. – СПб., 1898. 4. Пожарская СП., Намазова А. С. Общие тенденции развития Европы в
XIX-начале XX в. //Новая и новейшая история. – 1999. – №4. 5. Уоллес А. Р. Чудесный век. Положительные и отрицательные итоги 6. Хобсбаум Э. Век империи. 1875-1914. – Р\н\Д, 1999. 7. Хобсбаум Э. Век капитала. 1848-1875. – Р\н\Д, 1999. Раздел II. Новейшая история Америки и Европы (Часть I. 1918-1945 гг. ) Практическое занятие № 1 Тема: Версальско-Вашингтонская система международных отношений Цель: сформироватьспособность понимать процесс создания и функционирования Версальско-Вашингтонской системы международных отношений – первой глобальной системы МО; проанализировать альтернативные программы послевоенного мирного урегулирования; рассмотреть цели держав-победительниц на Парижской мирной конференции; проанализировать содержание мирных договоров с Германией, Австрией, Венгрией, Болгарией и Турцией; изучить Статут Лиги Наций; проанализировать основные документы Вашингтонской конференции; выявить основные противоречия и определить причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской СМО; совершенствование навыков работы с историческими картами. Организационная форма занятия: семинар в диалоговом режиме Вопросы, выносимые на обсуждение 1. Позиции держав на международной арене в итоге первой мировой войны. Альтернативные программы мирного урегулирования («Декрет о мире», «14 пунктов» В. Вильсона). 2. Парижская мирная конференция 1919-1920 гг., цели участников. 3. Версальский договор с Германией. Мирные договоры с союзниками Германии: Сен-Жерменский, Нейиский, Трианонский, Севрский. 4. Образование Лиги Наций. Мандатная система. 5. Вашингтонская конференция. Вопросы разоружения и безопасности, китайская проблема. 6. Противоречия и причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы. Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса студентам необходимо отметить те значительные политические, экономические, социальные и дипломатические последствия первой мировой войны, которые сделали невозможным возврат мира к его довоенному состоянию. Далее следует проанализировать «Декрет о мире» и «14 пунктов» Вильсона - альтернативные программы мирного урегулирования, показать какие новые принципы межгосударственных отношений были пре6дложены в этих документах, отметить их декларативный характер. В «14 пунктах» особое внимание надо уделить первым шести пунктам. Рассматривая вопрос о Парижской мирной конференции, студентам следует вспомнить причины вступления в первую мировую войну держав-участниц, итоги войны для них и отсюда, определить цели делегаций на конференции. Версальский договор с Германией - главный документ Парижской конференции. Изучать его целесообразно по следующей схеме: территориальные изменения в Европе, германское колонии, военные ограничения, репарационный вопрос, морально-психологические последствия Версальского договора для германского общества. По этой схеме студенты должны изучить и тексты мирных договоров с союзниками Германии: Австрией, Венгрией, Болгарией, Турцией - Сен-Жерменский, Нейиский и Севрский. При ответах на третий и четвертый вопросы плана семинарского занятия, студентам необходимо пользоваться картой «Территориальные изменения после I-й мировой войны. 1918-1923 гг. », знать и уметь показать на карте новые государства в Европе, возникшие после Первой мировой войны, обратить внимание на тот факт, что в итоге передела границ возникли районы с компактным проживанием национальных меньшинств, у государств появились взаимные претензии друг к другу, Центральная и Юго-Восточная Европа стала регионом постоянной политической нестабильности. Главным «детищем» Парижской конференции стала Лига Наций - первая универсальная международная организация по поддержанию мира, прообраз ООН. Студенты должны проанализировать Статут Лиги Наций, принципы и структуру, знать набор санкций, которые предусматривались против агрессоров. Особое внимание следует уделить созданию мандатной системы. При рассмотрении вопроса о Вашингтонской конференции, прежде всего, обратить внимание на те важнейшие проблемы международных отношений, которые не обсуждались на конференции в Париже, среди них - разоружение и положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Студенты должны знать содержание трех основных договоров: «Трактат 4-х держав», «Договор пяти держав», «Договор девяти держав». В итоге изучения этого вопроса необходимо сделать вывод, что на конференции в Вашингтоне впервые в истории международных отношений было принято соглашение, ограничивающее гонку вооружений. Раскрывая последний вопрос плана, студенты должны отметить положительные последствия создания Версальско-Вашингтонской системы для стабилизации международных отношений в 20-е гг. ХХ столетия, а так же отметить противоречия и причины её неустойчивости, которые в конечном итоге привели мир к началу Второй мировой войны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|