Практическое занятие № 10. Тема: Государственное устройство Германской империи по конституции 1871 г. и основные политические партии
Практическое занятие № 10 Тема: Государственное устройство Германской империи по конституции 1871 г. и основные политические партии Цель: сформировать навыки работы с историческими документами нового времени (конституциями, декларациями прав, программами политических партий) Организационная форма занятия: семинар в диалоговом режиме. Вопросы, выносимые на обсуждение I. Конституция 1871. 1. Исторические условия принятия конституции 1871 г. 2. Германская империя - федерация или конфедерация? 3. Структура органов власти и полномочия 4. Гегемония Пруссии в объединенной Германии. 5. Милитаристская сущность Германской империи. 6. Права граждан по конституции. II. Программы политических партий Германии. Методические рекомендации Цель семинарского занятия – изучение государственного и политического устройства Германской империи. Подготовку к семинару нужно начать с воссоздания исторических условий принятия конституции: окончание франко-прусской войны, завершение объединения Германии. Текст конституции помещен в документе № 53. Первое, что нужно выяснить: какова была форма объединения немецких государств в Германской империи: федерация или конфедерация. Для этого определите: что именно конституция передавала в ведение империи, а что оставляла в ведении отдельных государств. Сравните это с тем положением дел, которое существовало в Германском Союзе 1815 г. Нарисуйте схему органов власти так, как вы ее представляете. Подумайте над вопросом: перед кем ответственен канцлер? Как стать канцлером? Кто может его сместить? Каковы взаимоотношения органов власти? Программы политических партий приведены в документах № 54, 56-59. Выделите главные программные требования партий. Выясните, интересы каких социальных слоев представляла каждая партия. Анализируя программу социалистов, разделите документ на программу-минимум (требования, вполне осуществимые в рамках существующего режима) и программу-максимум (собственно социалистические требования).
Задания для развития и контроля владения компетенциями 1. Подготовить контурную карту «Германия накануне и после объединения». 2. Составить сводную таблицу «Политические партии Германской империи».
Рекомендуемая литература: Основная: 1. Озмент С. Могучая крепость: Новая история германского народа. – М., 2010. 2. Патрушев А. И.. Германские канцлеры. От Бисмарка до Меркель. – М., 2009. 3. Практикум по новой истории стран Европы и Америки / Сост. Пантюхина Т. В. – Ставрополь, 2006. – С. 150-171. Дополнительная: 1. Баев В. Г. Бисмарк и Конституция Германской империи 1871 года // Вопросы истории. – 2005. – № 8. 2. Дроз Ж. История Германии. – М., 2005. 3. Матвеева А. Г. Германская империя. 1871-1914. – М., 2002. 4. Хилльгрубер Андреас. Отто фон Бисмарк. Основатель великой европейской державы - Германской империи. < http: //www. rummuseum. ru/portal/node/821> Источники: 1. Васильев В. И. История германского федерализма. //Новая и новейшая история. 1998. – №3. – С. 28-30. 2. Градовский А. Германская конституция. – СПб., 1874. 3. Дживелегов А. К. История современной Германии. Ч. 2. (1862 - 1910) – СПб., 1910. 4. Кареев Н. И. История Западной Европы в новое время. Т. 6. Ч. 1. – СПб., 1908. 5. Лоуэль А. Л. Правительства и политические партии в государствах Западной Европы. – М., 1905. 6. Оболенская С. В. Политика Бисмарка и борьба партий в конце 70-х г. XIX в. – М., 1992.
7. Чубинский В. В. Бисмарк: политическая биография. – М., 1988. – С. 263 - 374. 8. Шустерман С. Критика и библиография. Критические статьи и обзоры. О. Бисмарк. Мысли и воспоминания // < http: //online. ebiblioteka. ru> Практическое занятие № 11 Тема: Социальная политика в странах Западной Европы (Германия, Франция, Англия) в посл. трети XIX – начале ХХ вв. Цель: сформировать умение анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития. Организационная форма занятия: семинар в диалоговом режиме Вопросы, выносимые на обсуждение 1. Причины перехода к социально ориентированной политике в странах Запада в конце XIX века. 2. Фабричное законодательство. 3. Законы о социальном страховании. 4. Реформа народного образования. 5. Итоги и значение социальных реформ. Методические рекомендации Цель семинарского занятия – изучение социальных реформ в странах Запада в конце XIX – начале ХХ вв. и их сравнительный анализ. Для этого необходимо выяснить причины поворота к социально ориентированной политике; рассмотреть фабричное законодательство; изучить и сравнить законы о социальном страховании; а также причины, ход и итоги реформы образования. Социальные реформы - характерная особенность политики стран Запада в последней трети XIX - начале XX вв. Это явление в исторической литературе называется по-разному: буржуазный реформизм, либеральный реформизм, новый либерализм. От политики невмешательства в социальную сферу, в отношения труда и капитала государство переходит к политике социальных реформ. Нужно определить причины этого поворота. Для этого надо выяснить, каково было положение рабочего класса до начала проведения реформ. Нужно раскрыть еще одну причину перехода к социально ориентированной политике: рост рабочего и социалистического движения. Приведите конкретные данные о масштабах стачечного движения. Какие требования выдвигали рабочие? Используйте программы рабочих партий, например, программу Германской социал-демократии (документ № 59). Фабричное законодательство - это законы, регулирующие условия труда на производстве: продолжительность рабочего дня, условия труда женщин и детей, воскресный отдых, технику безопасности на производстве и др. (документы № 62-64, 68-70). Логически сюда же примыкают законы о профсоюзах, хотя эти законы все же относятся к политическим реформам, а не к социальным. Сравните фабричное законодательство Англии, Франции, Германии. Какая страна лидировала в этом вопросе? Какая отставала? В какой стране был самый короткий рабочий день?
Законы о социальном страховании (страхование по болезни, по инвалидности, по старости) изложены в документах № 60, 65-66, 71-72. Подумайте над вопросом: какая страна положила начало социальному законодательству? Почему? Обратите внимание на английскую систему социального обеспечения: она считалась лучшей в мире. Выделите общие черты, общие тенденции в реформах образования, проводившихся в Англии, Франции, Германии (документы № 61, 67).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|