Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие № 16. Тема: Первая мировая война. Вопросы, выносимые на обсуждение. Методические рекомендации. Задания для развития и контроля владения компетенциями




Практическое занятие № 16

Тема: Первая мировая война

Цель: сформировать способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1).

Организационная форма занятия: семинар в диалоговом режиме

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Причины и характер Первой мировой войны: историография вопроса.

2. Планы и соотношение сил воюющих сторон.

3. Ход военных действий в 1914-1917 гг.

Методические рекомендации

Цель семинарского занятия – изучение Первой мировой войны 1914-1918 гг. с новых историографических позиций. Задачами семинарского занятия являются: изучение новейших подходов историографии к вопросу о причинах войны; анализ планов и соотношения сил воюющих сторон; изучение хода военных действий.

Первая Мировая война являлась и является одной из остро дискуссион­ных тем в историографии новой истории Запада. Поэтому вопрос о причи­нах и характере войны на семинаре рассматривается в историографическом аспекте. При подготовке этого вопроса нужно опираться на новейшие публикации, вышедшие в 80-летию начала войны (см. список литературы). Уместно провести сравнительный анализ концепций отечественных и зару­бежных историков.

При подготовке второговопроса особое внимание нужно уделить пла­ну Шлиффена.

Ход военных действий следует рассматривать в хронологическом по­рядке, уделяя особое внимание событиям па Западном фронте. Подумайте над вопросами: почему провалился германский план молниеносной вой­ны в 1914 году? Что такое позиционная война? Чем военные действия Пер­вой Мировой войны отмечались от сражений в предшествующие эпохи? Каковы были причины вступления США в войну? Каковы были причины, предопределившие победу блока Антанты.

Готовиться к занятию нужно с атласом или соответствующей картой.

Задания для развития и контроля владения компетенциями

Заполнить контурную карту «Основные сражения Первой мировой войны».

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Архипова Л. М. Историографические версии происхождения Первой мировой войны http: //www. yspu. yar. ru/hreader/6/? in=1

2. Беккер Ж. -Ж. Первая мировая война. – М., 2006.

3. Бондарчук В. С. История стран Европы и Америки в новое время: В 2 ч. – М., 2011. – Ч. 2.

4. Е. В. Романова Путь к войне: развитие англо-германского конфликта. 1898-1914 гг. – М., 2008.

Источники:

1. Виноградов В. Н. Еще раз о новых подходах к истории первой Миро­-
вой войны//Новая и новейшая история. – 1995. – №5. – С. 62-74.

2. Джолл Д. Истоки первой Мировой войны. – Р/на/Дону, 1998.

3. Писарев Ю. А. Тайны первой Мировой войны. Россия и Сербия 1914-
1915 гг. – М., 1990.

4. Первая Мировая война: дискуссионные проблемы истории. – М.,
1994.

5. Первая Мировая война// Родина.  – 1993. – №8-9.

6. Первая Мировая война: материалы круглого стола //Новая и новей­-
шая история. – 1994. – №5.

7. Писарев Ю. А. Новые подходы к изучению истории первой Мировой
войны//Новая и новейшая история. – 1993. – №3.

8. История войн: В 3 т. Т. 2. – Р/на/Д., 1997. – Гл. 6.

Интернет ресурсы:

1. http: //1914ww. ru сайт по истории Первой мировой войны: хронологическая таблица, исторические источники, включая фотодокументы, пресса военных лет, биографический справочник, биографии участников войны.

2. http: //www. hrono. ru/1914voina. php хронологическая таблица событий, сражений Первой мировой войны.

3. < http: //www. yspu/yar/ru/hreader> Первая мировая война: электронная хрестоматия 

Практическое занятие № 17

Тема: Общий ход и основные итоги развития стран Запада к началу XX в.

Цель: сформировать способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1).

Организационная форма занятия: семинар в диалоговом режиме

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Экономическое развитие; переход отиндивидуально-частного пред-­
принимательства к монопольной форме производства.

2. Политическое развитие: демократизация политического строя, рево-­
люции и реформы и их роль в истории индустриальной цивилизации.

3. Культура: демократизация образования, прогресс науки и техники.

4. Нерешенные проблемы XIX в.

Методические рекомендации

Цель занятия - выявить наиболее общие тенденции развития стран Европы и Америки в XIX начале XX в. Задачи семинарского занятия:

   - выяснить факторы возникновения монополий;

- проследить главные тенденции политического развития стран Запада в XIX в.;

- выявить основные тенденции развития культуры Запада в XIX в.

Занятие носит обобщающий характер. При подготовке 1 вопроса нужно выявить логическую взаимосвязь фак­торов, обусловивших возникновение монополий, а именно: прогресс тех­ники и технические сдвиги па производстве, концентрация производства и капиталов, циклические экономические кризисы, возникновение монопо­лий. Назовите основные формы монополий. Найдите материал о крупней­ших монополиях рубежа веков, дайте портретные характеристики " капита­нов индустрии" (Рокфеллер, Карнеги, Сименс, Крупп и др. ).

При подготовке 2 вопроса нужно повторить материал о нескольких цик­лах буржуазных революций в странах Запада, выяснить их итоги. Проследите, по каким направлениям происходила демократизация политического строя в странах Запада и какими средствами и методами достигались результаты в разных странах. Какой метод преобладал: революция или реформа?

 3 вопрос требует повторения и обобщения изученного ранее материала
по соответствующим темам семинарских занятий с целью выявления ос-­
новных тенденций развития культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...