Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие № 13. Тема: Наука и техника в странах Запада в посл. трети XIX в. – начале ХХ вв. Вопросы, выносимые на обсуждение




Практическое занятие № 13

Тема: Наука и техника в странах Запада в посл. трети XIX в. – начале ХХ вв.

Цель: сформировать умение анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов; навык подготовки творческой работы, представления и обсуждения ее в профессиональном сообществе.

Организационная форма занятия: семинар в диалоговом режиме

Вопросы, выносимые на обсуждение

I. Переворот в естествознании.

I. 1. Физико-математические науки:

• исследовании строения веществ, изучение проблемы энергии (рентге­-
новские лучи, электрон, радиоволны);

• создание новой физической картины мира.

I. 2. Биологические науки:

• развитие эволюционных идей в биологии;

• изучение вопросов наследственности;

II. Влияние научных открытий на общество

 II. 1. Создание новой физической картины мира и общественное сознание

    II. 2. Влияние открытий в биологиина общественное сознание.

Методические рекомендации

Цель семинарского занятия – изучение важнейших открытий и изобретений посл. трети XIX -нач. XX в. и их влияния на общественное сознание. При подготовке и в ходе семинарского занятия необходимо изучить открытия в области естествознания и выяснить их значение; выяснить влияние научных открытий на общественное сознание. Следует также отметить изменения в повседневной жизни в результате научно-техни­ческого прогресса, опираясь на знания, полученные при подготовке семинара № 12, посвященного повседневной жизни в странах Запада в посл. трети XIX -нач. XX в. в.

При подготовке к семинарскому занятию главное внимание следует важнейшим открытиям в области естественных наук, а именно тем, которые способствовали формированию принципиально новой картины мира. Не менее важный вопрос – влияние открытий в биологии на общественное сознание, а именно: изменение представлений о происхождении человека.

Задания для развития и контроля владения компетенциями

Составить таблицу важнейших научных открытий в естественных науках.

отрасль науки год автор значение открытия
       

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Бондарчук В. С. История стран Европы и Америки в новое время: В 2 ч. – М., 2011. – Ч. 2.

2. Чубарьян А. О. Новое время. – М., 2007.

Дополнительная:

1. Ревякин А. В. Новая история стран Европы и Америки: конец XV – XIX век: Учеб. пособие для студ. вузов. – М., 2007.

2. Чикалов Р. А., Чикалова И. Р. Новая история стран Европы и США. 1815-1918 гг.: Учеб. пособие. Гл. 2. – М., 2005.

Источники:

1. XIX век. Иллюстрированный обзор минувшего столетия. – СПб., 1901.

2. Азимов А. Краткая история биологии. – М., 1967.

3. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

4. Виргинский B. C., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники.
1870-1917гг. – М., 1988.

5. Голубев Г. Всколыхнувший мир. – М., 1982.

6. Уоллес А. Р. Чудесный век. Положительные и отрицательные итоги

 

Практическое занятие № 14

Тема: Балканский вопрос в международных отношениях посл. трети XIX- начала XX в.

Цель: сформировать способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества

Организационная форма занятия: семинар-дискуссия

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Решения Берлинского конгресса 1878 года. " Берлинская система" на
Балканах.

2. Военно-политическое и стратегическое значение Балкан. Цели и инте­-
ресы великих держав на Балканах.

3. Боснийский кризис 1908- 1909 гг.

4. Балканские войны 1912-1913 гг.

5. Австро-сербский конфликт 1914 г. Сараево.

Методические рекомендации

Цель семинарского занятия – изучение «балканского вопроса» как важнейшей проблемы международных отношений конца XIX- начала XX в. Задачами семинарского занятия являются:

- выяснить цели и интересы великих держав на Балканах;

- изучить ступени эскалации Балканского кризиса;

- закрепить навыки работы с картой и заполнения контурной карты.

Подготовку к занятию следует начать с изучения положения южносла­вянских народов в последней трети XIX в. (См. учебник по новой истории. ). Выясните и укажите на карте: 1) Какие народы имели свою государственность; 2) Какие народы продолжали оставаться под гнетом

Австро-Венгрии; 3) Какие народы продолжали оставаться под гнетом Турции. Охарактеризуйтеэкономическое, социально-политическое развитие южнославянских народов.

Далее переходим к решениям Берлинского конгресса. По карте или атла­су изучите установленные конгрессом территориальные разграничения. Выясните значение решений конгресса. Почему все заинтересованные сто­роны остались недовольны ими?

Цели и интересы великих держав на Балканах выясните исходя из военно-политического и стратегическогоположения Балканского полуострова. Учи­тывайте также экономические интересы держав. Интересы каких военно-по-литических блоков великих держав здесь сталкивались? В каких вопросах?

Далее последовательно рассматриваем ступени эскалации Балканскогокризиса: 1908- 1909 гг., 1912- 1913 гг. и июльский кризис1914 г. Подумайте над вопросом; почему локальный австро-сербский конфликтвылился в ко­нечном итоге в мировую войну?

Все вопросы к занятию нужно готовить, имея перед собой атлас или карту.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...