Практическое занятие № 13. Тема: Наука и техника в странах Запада в посл. трети XIX в. – начале ХХ вв. Вопросы, выносимые на обсуждение
Практическое занятие № 13 Тема: Наука и техника в странах Запада в посл. трети XIX в. – начале ХХ вв. Цель: сформировать умение анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов; навык подготовки творческой работы, представления и обсуждения ее в профессиональном сообществе. Организационная форма занятия: семинар в диалоговом режиме Вопросы, выносимые на обсуждение I. Переворот в естествознании. I. 1. Физико-математические науки: • исследовании строения веществ, изучение проблемы энергии (рентге- • создание новой физической картины мира. I. 2. Биологические науки: • развитие эволюционных идей в биологии; • изучение вопросов наследственности; II. Влияние научных открытий на общество II. 1. Создание новой физической картины мира и общественное сознание II. 2. Влияние открытий в биологиина общественное сознание. Методические рекомендации Цель семинарского занятия – изучение важнейших открытий и изобретений посл. трети XIX -нач. XX в. и их влияния на общественное сознание. При подготовке и в ходе семинарского занятия необходимо изучить открытия в области естествознания и выяснить их значение; выяснить влияние научных открытий на общественное сознание. Следует также отметить изменения в повседневной жизни в результате научно-технического прогресса, опираясь на знания, полученные при подготовке семинара № 12, посвященного повседневной жизни в странах Запада в посл. трети XIX -нач. XX в. в. При подготовке к семинарскому занятию главное внимание следует важнейшим открытиям в области естественных наук, а именно тем, которые способствовали формированию принципиально новой картины мира. Не менее важный вопрос – влияние открытий в биологии на общественное сознание, а именно: изменение представлений о происхождении человека.
Задания для развития и контроля владения компетенциями Составить таблицу важнейших научных открытий в естественных науках.
Рекомендуемая литература: Основная: 1. Бондарчук В. С. История стран Европы и Америки в новое время: В 2 ч. – М., 2011. – Ч. 2. 2. Чубарьян А. О. Новое время. – М., 2007. Дополнительная: 1. Ревякин А. В. Новая история стран Европы и Америки: конец XV – XIX век: Учеб. пособие для студ. вузов. – М., 2007. 2. Чикалов Р. А., Чикалова И. Р. Новая история стран Европы и США. 1815-1918 гг.: Учеб. пособие. Гл. 2. – М., 2005. Источники: 1. XIX век. Иллюстрированный обзор минувшего столетия. – СПб., 1901. 2. Азимов А. Краткая история биологии. – М., 1967. 3. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956. 4. Виргинский B. C., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники. 5. Голубев Г. Всколыхнувший мир. – М., 1982. 6. Уоллес А. Р. Чудесный век. Положительные и отрицательные итоги
Практическое занятие № 14 Тема: Балканский вопрос в международных отношениях посл. трети XIX- начала XX в. Цель: сформировать способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества Организационная форма занятия: семинар-дискуссия Вопросы, выносимые на обсуждение 1. Решения Берлинского конгресса 1878 года. " Берлинская система" на 2. Военно-политическое и стратегическое значение Балкан. Цели и инте- 3. Боснийский кризис 1908- 1909 гг.
4. Балканские войны 1912-1913 гг. 5. Австро-сербский конфликт 1914 г. Сараево. Методические рекомендации Цель семинарского занятия – изучение «балканского вопроса» как важнейшей проблемы международных отношений конца XIX- начала XX в. Задачами семинарского занятия являются: - выяснить цели и интересы великих держав на Балканах; - изучить ступени эскалации Балканского кризиса; - закрепить навыки работы с картой и заполнения контурной карты. Подготовку к занятию следует начать с изучения положения южнославянских народов в последней трети XIX в. (См. учебник по новой истории. ). Выясните и укажите на карте: 1) Какие народы имели свою государственность; 2) Какие народы продолжали оставаться под гнетом Австро-Венгрии; 3) Какие народы продолжали оставаться под гнетом Турции. Охарактеризуйтеэкономическое, социально-политическое развитие южнославянских народов. Далее переходим к решениям Берлинского конгресса. По карте или атласу изучите установленные конгрессом территориальные разграничения. Выясните значение решений конгресса. Почему все заинтересованные стороны остались недовольны ими? Цели и интересы великих держав на Балканах выясните исходя из военно-политического и стратегическогоположения Балканского полуострова. Учитывайте также экономические интересы держав. Интересы каких военно-по-литических блоков великих держав здесь сталкивались? В каких вопросах? Далее последовательно рассматриваем ступени эскалации Балканскогокризиса: 1908- 1909 гг., 1912- 1913 гг. и июльский кризис1914 г. Подумайте над вопросом; почему локальный австро-сербский конфликтвылился в конечном итоге в мировую войну? Все вопросы к занятию нужно готовить, имея перед собой атлас или карту.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|