Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Романтизм как литературное направление




Введение

 

Данная робота посвящена анализу двух новелл «Родинка» Натаниэля Готорна и «Овальный портрет» Эдгара По. Актуальность нашей работы заключается в том, что мы попытались интерпретировать романтизм в целом на материале двух конкретных произведений поздних романтиков, потому что в отечественном литературоведении не так много научных работ с данной тематикой.

Цель нашей научно-исследовательской работы состоит в том, чтобы на материале двух произведений американской романтической прозы проследить, как именно традиционные романтические темы, сюжеты и образы реализуются на практике сквозь призму авторского видения.

Для достижения поставленной нами цели была предпринята попытка решить следующие задачи:

Ознакомиться с научно-исследовательской литературой, посвященной европейскому и американскому романтизму;

Выявить и установить общий фундамент - поэтику и эстетику романтизма, к которому принадлежат Натаниэль Готорн и Эдгар По;

Ознакомиться с биографией писателей с целью определения места авторов в американской литературе 19 века;

Изучить специфику взаимоотношений писателей между собой;

Определить критерии, уровни текста, по которым будет совершаться сравнительно-сопоставительный анализ произведений;

Осуществить сравнительно-сопоставительный анализ новелл «Родинка» и «Овальный портрет»;

Определить, в чем новаторство Натаниэля Готорна и Эдгара По.

Наша научная гипотеза заключается в том, что общие положения поэтики и эстетики романтизма должны отличаться от индивидуальных принципов каждого из представленных авторов.

В нашей работе мы используем следующие методы литературоведческого исследования: биографический, структурный, культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, метод мотивного анализа и метод интертекстуального анализа.

Структура работы: В теоретической части мы ознакомимся с основными положениями европейского и американского романтизма; с биографией Натаниэля Готорна и Эдгара По, со спецификой из взаимоотношений, также определим их место в литературе, рассмотрим историю создания двух произведений.

В практической части работы мы проанализируем представленные новеллы на следующих уровнях: хронотоп, система образов главных героев, сюжетно-композиционный уровень и уровень мотивов.

В заключении мы представим выводы, к которым мы пришли в ходе исследования, и попытаемся показать, как именно реализуются традиционные романтические темы, сюжеты и образы на практике сквозь призму авторского видения.


 

Романтизм в американской литературе. Творчество Н. Готорна и Э. По

Романтизм как литературное направление

 

Романтизм как идейное и художественное направление в европейской и американской культуре кон. 18 - 19 вв. основывался на философии идеализма, утверждающего, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Центральная категория романтизма - это романтическое двоемирие, «разлад между идеалом и действительностью, характерный и для предшествующих направлений», который приобретает в романтизме необычайную остроту и напряжённость.

В нашей работе мы рассматриваем взгляды различных ученых на романтизм, как направление западно-европейской и американской литературы. Им занимались такие исследователи, как Ирина Григорьевна Неупокоева, Генри Ремак, Татьяна Александровна Шабалина, Виктор Максимович Жирмунский, Владимир Андреевич Луков и другие. По мнению Генри Ремак, можно говорить, что «большая и уважаемая группа критиков утверждает, что романтизм не может быть втиснут в какие-либо рамки. Индивидуализм и неустойчивость как основны элементы романтизма не признаются всеми. Существует столько же определений романтизма, сколько и авторов». В любом случае различий больше, чем сходств. «Беспорно, существуют романтические авторы, особенности романтического стиля, также могут быть виды романтизма, романтический период, но нет единого романтизма. Ясно, что критикам, полагающим, что европейский романтизм по своей сути един, гораздо сложнее дать свое определение романтизма, чем их оппонентам. В общем, представляется, что существует два типа определений и некая промежуточная позиция между ними». Для Ремака романтизм - «что-то смутное и нереалистичное, что противопоставленно классицизму и 18 веку, что содержит в себе целую систему метафизических представлений и что проповедует политический либерализм».

По мнению Сотера, романтизм «не является закрытой системой, это диалектический, исторический процесс; начальная его функция состоит в отрицании предшествующей эстетической теории, дальнейшая функция - создание новой <теории>», а «новым становится здесь осознание личностью своей активной роли в общественном процессе».

Для данного исследования мы выбрали рабочее определение романтизма, от которого будем отталкиваться. Романтизм (франц. romantisme) - это идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведёт родословную от испанского romance (так называли в средние века романсы испанские <http://bse.sci-lib.com/article097592.html>, а затем и рыцарский роман <http://bse.sci-lib.com/article098490.html>) через английский romantic (романтический), передаваемое по-французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 в. «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. слово «Романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму <http://bse.sci-lib.com/article061750.html>.

В своей книге Виктор Максимович Жирмунский называет труд М. Дойчбайна «Сущность романтического», в котором последний рассуждает о романтизме: «не всякое явление романтической эпохи в одинаковой степени выражает идею романтизма. Например, Байрон и Вальтер Скотт - не романтики, французский романтизм - явление вторичное, подражательное». Наиболее яркое выражение идеи романтизма Дойчбайн находит в Германии у Новалиса, Фр. Шлегеля, Шеллинга, Шлейермахера, в Англии - у Вордсворта, Кольриджа, Шелли. Жирмунский пишет о Дойчбайне: «В его характеристике «творческой интуиции» романтиков и романтического синтеза бесконечного и конечного в человеческом Я, в природе, в искусстве, в исторической жизни ясно чувствуется сочувственное погружение современного неоромантизма в интимно-родственную ему атмосферу романтического мировоззрения».

Как писал И. Шетер, «романтизм надо рассматривать параллельно с другими современными ему литературными явлениями, т.е. принимая во внимание переплетение различных явлений и процессов данной эпохи». Такого же мнения придерживалась и Ирина Неупокоева, она выделяет следующие черты европейского романтизма:

взаимодействие его с реализмом;

отношение романтизма к классическому наследию;

связи романтизма с народно-поэтическим творчеством.

Взаимодействие романтизма с реализмом. «Наиболее часто это взаимодействие наблюдалось с одной его стороны - как использование многих приемов романтической образности крупнейшими реалистами века - Пушкиным, Гоголем, Стендалем, Бальзаком, Диккенсом, Достоевским, Флобером, прошедшими в своей творческой эволюции как бы через «школу» романтизма. С одной стороны, определенные открытия романтического искусства не были «сняты» развитием реализма, но продолжали и в «непреображенном» виде функционировать в его художественной системе. С другой стороны, само романтическое искусство активно воспринимало «уроки реализма», прежде всего то, чем критический реализм утверждал себя в это время как новый тип искусства». Также важно отметить, что «проблема взаимодействия романтизма и реализма имеет и свой отчетливо выраженный зональный аспект, поскольку она непосредственно связана с уровнем литературного развития».

Отношение романтизма к классическому наследию. «Сравнительное рассмотрение показывает принципиально сходное отношение романтиков (близких друг другу по своим идейно-эстетическим позициям) к прошлым эпохам национального и общеевропейского художественного наследия. Типологически характерно будет и различие в отношении к тому или иному материалу у романтиков различных идеалогических позиций». Поэтому и возникает проблема европейского литературного развития. «Мы видим, как устойчива избирательность, с какой романтики разных направлений обращаются к тем или иным периодам или крупнейшим фигурам мирового искусства». Например, одни романтики (революционные) тяготели к великой традиции деятельного гуманизма художников прошлого, другие - нет. «В то время как романтиков, связанных с прогрессивными силами исторического развития, отличал серьезный интерес к великим сатирикам прошлого (к Аристофану, Ювеналу, Лукиану, Свифту, Вольтеру, Филдингу), романтические писатели, чье творчество было связано с охранительной по отношению к феодальным или буржуазным порядкам идеологией, относились к их сатире либо открыто отрицательно, либо не замечали ее роли в развитии духовного союза человечества». Это отношение меняется на разных этапах. «На раннем этапе развития романтизма главное внимание романтиков привлекает наследие классицистов и просветителей». Сотер добавляет: «можно говорить о глубоких различиях в отношении романтиков разных направлений к мировому классическому наследию: одни подчеркивали в личности нравственую стойкость, силу духа, величие страстей, другие видели отмеченных печалью рока страдальцев».

Связи романтизма с народно-поэтическим творчеством. Наблюдается «типологическая общность самого факта повсеместного интереса романтиков к народно-поэтическому творчеству как своих, так и других народов. В странах, где народно-эпическая поэзия продолжала играть активную и самостоятельную роль в духовной жизни эпохи, многие произведения романтиков непосредственно примыкают своей поэтикой к фольклорным формам. Общей чертой взаимоотношения романтической поэзии и фольклора была свободная «проницаемость» ряда характерных для романтизма поэтических жанров для воздействия народной поэзии, для творческого освоения ее образов, тем, самого ее ритмического строя. Общим было то, что в народно-поэтическом творчестве романтиков привлекали прежде всего основные принципы поэтики произведений фольклорных жанров. На раннем этапе они воспринимались как сила, способная противостоять влиянию регламентирующей поэтике классицизма». Также Сотер указывает, что «стремление опереться в становлении национальных литератур на традиции народной художественной культуры вызвало здесь, уже на раннем этапе романтического движения, серьезные теоретические выступления в защиту народного языка как основы современного искусства. На этом романтической литературы особое их внимание привлекают те художники, в творчестве (Эсхил, Данте, шекспир, Мильтон) или личной биографии которых (Данте, Тассо, Микеланджело) с наибольшей полнотой раскрывался трагизм положения человека в условиях несвободы». В это время в реальности встала проблема трагических судеб человека в условиях буржуазной действительности. Возвращаясь к Неупокоевой, скажем и про зрелый этап романтизма: «народно-поэтическое творчество воспринималось уже в его жанровой дифференцированности, в заинтересованном стремлении почерпнуть из него новые возможности для обогащения собственного искусства». Такой интерес романтиков «свободно совмещался с их вниманием ко всему национальному и мировому художественному опыту». Также «важным моментом типологической общности отношения романтиков к фольклору была и все углубляющаяся дифференцированность их отношения к фольклорной традиции».

 

Американский романтизм

 

Ни в одной западно-европейской стране романтизму не принадлежала такая роль, как американскому: внутри направления была создана целая литература. Для раннего американского романтизма свойственен исторический оптимизм, пафос утверждения. Для зрелого этапа американского романтизма свойствена критика на само направление, на ядро романтического двоемирия. Именно здесь и обнурживается взамиодействие романтизма с реализмом, о котором говорила Неупокоева. В становлении американского романтизма прослеживается 3 этапа:

Ранний американский романтизм (1820-1830-е годы). Его непосредственным предшественником был предромантизм, развивавшийся еще в рамках просветительской литературы (В. Ирвинг, Д.Ф. Купер, У.К. Брайнет, Д.П. Кеннеди и др.) С проявлением их произведений американская литература впервые получает международное признание. Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма. Ведется интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика (Война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев и др.). Мировоззрение ведущих писателей этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем. Сохраняется тесная преемственная связь с идеалогией американского Просвещения, которое в идейном плане подготовило Американскую революцию. Вместе с тем на этом этапе зреют критические тенденции, являющиеся реакцией на негативные последствия укрепления капитализма во всех сферах жизни американского общества. Ранних американских романтиков отталкивает нарастающая волна коррупции, эгоизма, морального и духовного оскудения. Они ищут альтернативу буржуазному укладу и находят ее в романтически идеализированной жизни американского Запада, героике Войны за независимость, свободной морской стихии, патриархальном прошлом страны, в богатой красочной европейской истории.

Зрелый американский романтизм (1840-1850-е годы). К этому периоды относится творчество Н. Готорна, Э.А. По, Г. Мелвилла, Г.У. Лонгфелло, У.Г. Симмса, Р.У. Эмерсона и Г.Д. Торо. Произошли заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков 40-50-х годов. Большинство писателей испытывают глубокое недовольство ходом развития страны (варварское уничтожение коренного населения материка, хищническое разграбление природных богатств, экономический кризис 1830-х годов, коррупция правительства, внешне- и внутриполитические конфликты). Разрыв между действительностью и романтическим идеалом углубляется, превращается в пропасть. В зрелом американском романтизме преобладают драматические, трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека (Н. Готорн), настроения скорби, тоски (Э. По), сознание трагизма человеческого бытия (Г. Мелвилл). Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий в своей душе печать обреченности. На данном этапе американский романтизм переходит от художественного освоения национальной реальности к исследованию на национальном материале универсальных проблем человека и мира, приобретает философскую глубину. При этом он опирается на современную идеалистическую философию Европы, на немецкую идеалистическую школу Канта, Шеллинга, Фихте. Перед современниками ставятся вопросы глобального характера - о сущности человека, о взаимоотношениях человека и природы, человека и общества, о путях нравственного самосовершенствования. По, Мелвилл и Готорн в своих произведениях создали символические образы большой глубины и обобщающей силы. Заметную роль в их творениях начинают играть сверхъестественные силы, усиливаются мистические мотивы.

Поздний американский романтизм (60-е годы). Это период кризисных явлений в романтизме США. Романтизм как метод всё чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность. Происходит резкое размежевание внутри романтизма, вызванное гражданской войной между Севером и Югом. С одной стороны, выступает литература аболиционизма, в рамках романтической эстетики протестующая против рабства с этических, общегуманистических позиций. С другой стороны, литература Юга, романтизируя и идеализируя «южное рыцарство», встает на защиту исторически обреченного неправого дела и реакционного уклада жизни. Романтическое направление в литературе США не сразу после окончания Гражданской войны сменяется реализмом. На рубеже этих двух направлений стоит творчество американского поэта Уолта Уитмена, романтическим мироощущением за пределами рамок романтизма также проникнуто творчество Дикинсон.


 

Национальные особенности американского романтизма:

Утврждение национальной самобытности и независимости, поиски национального самосознания и национального характера проходят через всё искусство американского романтизма. В мировом романтизме природа всегда выступает как альтернатива антигуманной цивилизации. В творчестве романтиков США этот мотив подкрепляется тем, что нетронутая цивилизацией природа начинается у американцев буквально за порогом дома.

В Новом Свете не было живописных руин, памятников старины, древныих преданий, легенд. Постепенно в книгах Ирвинга и Купера, Лонгфелло и Мелвилла, Готорна и Торо романтический колорит приобретают явления и факты американской природы, истории, географии.

Романтизм США носит последовательно антикапиталистический характер и выражает настроения демократической Америки. Также для американского романтизма сквозной стала индейская тема. Несомненной заслугой американских романтиков был искренний интерес и глубокое уважение к индейскому народу, его своеобразному мироощущению, культуре, фольклору.

В американском романтизме в рамках единого творческого метода существовали заметные региональные различия. Основные литературные регионы - это Новая Англия (северо-восточные штаты), средние штаты, Юг. Для романтизма Новой Англии (Готорн, Эмерсон, Торо и др.) характерно в первую очередь стремление к философскому осмыслению американского опыта, к анализу национального прошлого, его идейного и художественного наследия, к исследованию сложных этических проблем. В новоанглийском романтизме сильна традиция нравственно-философской прозы, уходящей корнями в пуританское колониальное прошлое Америки. Со средними штатами связано творчество Ирвинга, Купера, позднее Мелвилла. Основные темы в творчестве романтиков средних штатов - поиски национального героя, интерес к социальной проблематике, размышления об уроках пройденного пути, сопоставление прошлого и настоящего Америки. С особой атмосферой американского Юга связано творчество Э.По, но оно выходит за рамки региональной «южной» литературы. Писатели-южане нередко остро и справедливо критикуют пороки капиталистического развития Америки, но прославляют преимущества рабовладельческих порядков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...