Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровень мотивов и семантических оппозиций




 

В ходе нашей практической работы мы выявили основные мотивы новелл «Родинка» и «Овальный портрет»: мотивы жизни, смерти, сна, света, чуда, стремления.

Мотив чуда у Готорна возникает с самого начала, как только он знакомит нас с происхождением родинки героини, оно довольно мистическое, поэтому родимое пятно воспринимается как дар, как символ жизни. И этим может наделить только Природа. Мир науки, человеческий мир хочет также творить чудеса, но все его «чудесные» эксперименты заканчиваются поражением, то есть человек не способен противостоять Природе. Таким же образом мотив чуда раскрывается и у По, там живописец с помощью своего искусства хочет запечатлеть совершенство своей возлюбленной, хочет совершить чудо, открыть всем свой дар. Здесь, как и у Готорна, возникает мотив чуда. Эйлмер и живописец оба хотят сотворить чудо, думают, что они всесильны и стоят над природой, но на самом деле это не так. Такое гордое поведение заканчивается смертью их любимых женщин.

Мотив сна в обоих произведениях играет важную роль. В «Родинке» тайные, подсознательные мысли героя открываются благодаря сну. Этот мотив возникает в завязке и кульминации новеллы, помогая развитию сюжета. В «Овальном портрете» герой-рассказчик находится в состоянии жара, погружается в забвение: для него нет разницы между тем, чтобы смотреть сны и изучать картины. Здесь, как и у Готорна, возникает мотив сна, так как этот герой-рассказчик пребывает в болезненно-сонном состоянии. Сон как пограничное состояние у романтиков, нечто, находящееся посередине мира реального и ирреального, благодаря которому можно попасть и в тот, и в другой мир.

Мотив света пронизывает оба произведения. У Готорна он заключается в искусственном освещении. В лабораторию, где находилась Джорджиана, не поступал естественный свет, там было лишь только искусственное освещение, что свидетельствует о всей неестественности эксперимента. А Эдгар По Эдгар По погружает читателя в мистическую обстановку, нагнетает её наличием только искусственного света, закрывает все ставни, оставляет героя в полумраке обветшалой комнаты. Здесь завязка непосредственно связана со светом. Герой меняет положение свечи, тем самым от другого освещения появляется возможность увидеть картину, которая до этого была в тени.

Мотив стремления в обеих новеллах четко прослеживается. В первой это можно наблюдать в характере героя: Эйлмер устремлен в высоты, в нереальную красоту, которой нет; уверенный в успехе своего эксперимента, упрямый, серьезно настроенный, он долго изучал человеческий организм, пытался постичь сокровенный процесс создания человека, стремился докопаться до истины, но безуспешно. Во второй новелле художник, одержимый, необузданный, угрюмый, был полностью поглощен процессом, поэтому не замечал постепенного угасания своей жены. Эйлмер и живописец стремились создать совершенство, их стремление к нему взяло над ними власть и привело к гибели возлюбленных. Совершенство находится в реальном, его не нужно искусственно создавать.

Мотивы жизни и смерти можно объединить в один, так как они сливаются в этих произведениях. Для Эйлмера родинка - символ того, что его супруга подвержена смерти, символ ее несовершенства, поэтому он стремится ее удалить. Он проводит свой эксперимент: в одно и то же время с равной пропорциональнстью ученый достигает успеха, совершенства своей жены, которая, в свою очередь, постепенно угасает. Эдгар По вводит мотивы жизни и смерти, когда говорит, что рассказчик не мог увидеть в этой девушке жизнь. На первый взгляд жизнь и смерть кажутся взаимоисключающими понятиями, но, как мы видим, они становятся связанными между собой, взаимодополняющими. Джорджиана медленно умирает, когда Эйлмер видит явное выздоровление по ее лицу. Для Эйлмера совершенство воплотилось в смерть, так же как и для живописца. Художник видел в своей возлюбленной саму жизнь, но она оказалась мертва. Жизнь и смерть смешались, это не два четко разграниченные понятия, они перетекают из одного в другое.

Мы проанализировали систему образов этих романтических новелл, выявив следующие бинарные оппозиции:

«Идеальное - Реальное» или «совершенное - несовершенное»: ученый и живописец хотели сделать совершенными своих «несовершенных» возлюбленных, однако Готорн и По дают понять, что совершенство существует в реальном мире, его не нужно искусственно создавать.

«Естественное - Искусственное»: Данная базовая оппозиция находит конкретное воплощение в двух новеллах. В новелле Готорна она конкретезируется следующим образом: «Природа - Наука»: Джорджиана олицетворяет Природу, Эйлмер - Науку. Наука покушается на природное начало, но даже несмотря на великие достижения человека в научной деятельности, он (человек) не может творить чудеса, подобно природе. А в новелле По оппозиция «Естественное - Искусственное» конкретизируется в противопоставлении «Жизнь - Искусство»: Жизнь воспринимается как живая красота, скоротечная, а Искусство понимается как вечная красота. В новелле «Овальный портрет» соперничают два вида любви: к женщине и к Живописи. В этой новелле герой-художник упоен своим трудом, искусство - это дело всей его жизни, он даже готов пожертвовать жизнью своей возлюбленной.

«Женщина - Мужчина»: в обеих новеллах существует эта оппозиция, причем мужское начало подавляет женское.

«Жизнь - Смерть», о которой мы уже говорили выше.

Данные семантические оппозиции являются, как мы выяснили, структурообразующими в новеллах «Родинка» и «Овальный портрет». Натаниэль Готорн и Эдгар По, используя композицию, художественное время, образы главных героев, мотивы, разрушают главную оппозицию «реальное - идеальное», составляющее ядро романтического двоемирия: реальное больше не противопоставлено идеальному, но образует с ним единство. Идеальное находится внутри реального, а не вне его или над ним. И здесь, в середине 19 века, как мы видим, происходит то, что ученые и критики в 20 веке назовут деконструкцией бинарных оппозиций.


 

Заключение

 

В нашей работе мы рассмотрели основные положения поэтики и эстетики романтизма, разграничили европейский романтизм и американский, назвали основных представителей, а также исследователей, который занимались данным направлением.

В ходе работы мы разрешили поставленные задачи: ознакомились с научно-исследовательской литературой, посвященной европейскому и американскому романтизму; вывели рабочее определение романтизма; выявили и установили общий фундамент - поэтику и эстетику романтизма, к которому принадлежат Натаниэль Готорн и Эдгар По; ознакомились с биографией писателей; определили, что они принадлежат к зрелому этапу американского ромнатизма и находятся на стыке эпох романтизма и реализма; изучили специфику их взаимоотношений между собой: писатели влияли друг на друга (По использовал идею замкнутого психологического пространства, к которой Готорн до этого в своем творчестве уже обращался; также свою теорию новеллы Э.По строил в основном на новеллистике Готорна; подобно Эдгару По, Готорн придавал огромное значение идейно-эмоциональному воздействию искусства); определили критерии, уровни текста, по которым совершился сравнительно-сопоставительный анализ произведений: хронотоп, система образов главных героев, сюжетно-композиционный уровень, уровень мотивов; осуществили сравнительно-сопоставительный анализ новелл «Родинка» и «Овальный портрет», в ходе которого мы выявили следующие бинарные оппозиции: «Реальное - Идеальное», «Естественное - Искусственное», «Женщина - Мужчина», «Жизнь - Смерть»; определили, в чем новаторство Натаниэля Готорна и Эдгара По: используя композицию, художественное время, образы главных героев, мотивы, писатели разрушают главную оппозицию «Реальное - Идеальное», составляющую ядро романтического двоемирия: реальное больше не противопоставлено идеальному, но образует с ним единство. Идеальное находится внутри реального, а не вне его или над ним.

Осуществив сравнительно-сопоставительный анализ «Родинки» и «Овального портрета», мы выявили сходства и различия тем, мотивов, сюжетов и образов этих художественных текстов. На основе полученных данных можно говорить о том, что Натаниэль Готорн и Эдгар По не просто следовали романтической традиции, но и привнесли свой вклад в развитие романтизма и литературного процесса в целом. Их новаторство прежде всего состояло в том, что они подвергли острой критике концепцию романтического двоемирия, которая в значительной мере определяет поэтику и эстетику романтизма. Готорн и По деконструировали бинарную оппозицию, лежащую в основе концепции двоемирия. Таким образом, выдвинутая нами в начале работы гипотеза подтвердилась: оба автора сумели преобразовать романтическую традицию, наметив новые пути развития американской литературы во второй половине XIX века и далее.


 

Список использованной литературы

 

1. Hawthorne N. Young Goodman Brown And Other Tales. Oxford World's Classics, (Ed. by Brian Harding), 1987, 398 p.

2. Poe, Edgar. Prose And Poetry. Сост. Е.К. Нестерова. Moscow.: Raduga Publishers, 1983, 416 p.

.   Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века. - М.: Высшая школа, 1972. - 343 с.

.   Готорн Н. Избранные произведения: В 2-х т. Т. 1. Пер. с англ./ Сост., коммент. А. Долинина; Вступ. статья Ю. Ковалева. - Л: Худож. лит., 1982. - 456 с.

.   Европейский романтизм / Отв. ред. И. Неупокоева, И. Шетер. - М.: Наука, 1973. - 507 с.

.   Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. Под ред. О.К. Логинова. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. - 505 с.

.   Жирмунский В.М. Из истории западно-европейских литератур. Л.: Наука, 1981. - 302 с.

.   Зарубежная литература XIX века: Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов: Учеб. пособие /Сост., коммент. Н.А Соловьева, А.Ф. Головенченко, Е.Г. Петраш. - М.: Высш. шк., 1990.- 384 с.

.   Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов: Учеб. пособие/Сост.: А.С. Дмитриев, Б.И. Колесников, Н.Н. Новикова. - М.: Высш. шк., 1990. - 367 с.

.   История зарубежной литературы XIX века: И 90 Учеб. для филол. спец. вузов/В.Н. Богословский, А.С. Дмитриев, Н.А. Соловьева и др.; Под ред. Н.А. Соловьевой. - М.: Высш. шк., 1991. - 637 с.

.   Ковалев Ю.В. Готорн История всемирной литературы В 8 томах АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1983-1994. - 571 с.

.   Ковалев Ю. Герман Мелвилл и американский романтизм. - Л.: Художественная литература, 1972. - 279 с.

.   Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт: Монография. - Л.: Худож. лит., 1984. - 296 с.

.   Мулярчик А.С. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. / А.С. Мулярчик. - М.: Изд-во Московского университета, 1978. - 174 с.

.   Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. - М.: Прогресс, 1968. - 575 с.

.   По Э.А. Мистификация: [новеллы; повесть; эссе; пер. с англ.] / Эдгар Аллан По. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. - 381, [3] с.

.   Прозоров В. Г. Мечта и трагедия: По страницам американской классики XIX - XX веков: Учебное пособие. - Петрозаводск: КГПИ, 1993. - 231 с.

.   Шетер И. Романтизм. Предыстория и периоизация. / И. Шетер // Европейский романтизм. - М.: Наука, 1973. - 51-89 с.

.   Шумакова Т.Л. Зарубежная и русская литература XIX века. Романтизм: Учебное пособие / Т.Л. Шумакова. - М.: Флинта, 2002. - 240 с.

.   Эдгар А.По. Полное собрание рассказов. М.: Наука, 1970. Серия "Литературные памятники". - Прим. ред. Николюкина.

.   Эстетика американского романтизма. Пер. с англ. Ред. Коллегия: М.Ф. Овсянников (пред.) [и др.]. Сост., коммент. и вступит. статья А.Н. Николюкина. М., Искусство, 1977. - 464 с.

.   Beers Henry A.A History Of English Romanticism In The Eighteenth Century. New York: Gordian Press, INC., 1966. - 455 p.

.   Remak Henry A. West European Romanticism. Definition and Scope. - In: “Comparative Literature. Method and Perspective”, (Ed. by Newton P. Stallknecht and Horst Frenz), 1971. - 321 p.

24. Soter I. Problems of Romanticism. - In. “Acta Litteraria Academiae Scientiarum Hungaricae”, (Ed. by István Sőtér <http://www.google.ru/search?hl=ru&tbo=p&tbm=bks&q=inauthor:><http://www.google.ru/search?hl=ru&tbo=p&tbm=bks&q=inauthor:><http://www.google.ru/search?hl=ru&tbo=p&tbm=bks&q=inauthor:><http://www.google.ru/search?hl=ru&tbo=p&tbm=bks&q=inauthor:> t. XI, 1969. - 540 p.

.   Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс] / Режим доступа: <http://bse.chemport.ru/romantizm.shtml>

.   История всемирной литературы. 19 век. Первая половина. Готорн. <http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm>[Электронный ресурс] <http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm>/ Режим доступа: <http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm><http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm><http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm>

.   Фундаментальная электронная библиотека. [Электронный ресурс] <http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm>/ Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/ <http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm>

.   Hawthorne In Salem. <http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm>[Электронный ресурс <http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm>] / <http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm>Режим доступа: <http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm><http://www.hawthorneinsalem.org/Introduction.html>

.   Lawrence D.H. Studies in Classic American Literature. <http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm><http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm>Электронный ресурс <http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm>] / D.H. Lawrence. <http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm>Режим доступа: <http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm><http://xroads.virginia.edu/~hyper/LAWRENCE/dhltoc.htm><http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl-19-vek-pervaya-polovina/gotorn.htm>

.   McElderry, Jr. B.R. Eliot T.S. on Poe. [Электронный ресурс] / B.R. McElderry, Jr. Режим доступа: <http://www.eapoe.org/pstudies/ps1960/p1969204.htm>

.   The Norton Anthology of English Literature. [Электронный ресурс] / Режим доступа: <http://www.wwnorton.com/college/english/nael/romantic/welcome.htm>

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...