Творческий путь Н. Готорна. Э. По о готорновской новеллистике
Натаниэль Готорн (4 июля 1804 - 19 мая 1864) - новеллист, романист, детский писатель, автор записных книжек, журналист. Родился в пуританской семье в г. Сейлеме, штат Массачусетс. Его отец был морским капитаном, он умер в 1808г., когда маленькому Натаниэлю было четыре года. Готорн рано познакомился с историей и фольклором Новой Англии, любил читать, ему нравились рассказы о революции. Н. Готорн учился в Боудойнском колледже (1821-1825). Он желал стать писателем. Первое его печатное произведение - стихотворение «Океан» - было опубликовано в 1825г. 1825-1837гг, прожитые в родительском доме в Сейлме, можно считать годами писательского ученичества. В 1828г. Готорн анонимно напечатал роман «Фэншо», в 1830 г. опубликовал свой первый рассказ «Долина трех холмов» в сейлемской «Гэзет». В 1841г. Готорн жил и работал в сельскохозяйственной общине Брук Фарм, вложил в нее большую сумму, работал как фермер. Беседы с трансценденталистами на философские и моральные темы многое дали Готорну. В 1842 г. он женился на одной из сестер Пибоди, с которой познакомился в 1837г., - Софье. После смерти писателя (1864г. в ночь на 19 мая) вдова и дети опубликовали ряд его произведений, написали воспоминания о нем. Сын Джулиан стал известным писателем, биографом отца. Младшая дочь написала книгу воспоминаний об отце. Готорн жил трудной, необеспеченной жизнью литератора: работа инспектором в бостонской таможне (1839 - май 1841), участие в общине Брук Фарм (май - сентябрь 1841), служба смотрителем в сейлемской таможне (1846 - 1849), консул США в Ливерпуле (1853 - 1857), путешествие через Францию, пребывание какое-то время в Риме (1858), во Флоренции, - всё это способствовало накоплению необходимого для писателя жизненного опыта, а также помогло семье Готорна избежать экономических трудностей.
Творчество Н. Готорна было тесно связано с пуританским прошлым Новой Англии. В пуританах 17 в. он ценил свободолюбие, энергию, патриотизм, а также строгость в вопросах морали. «Готорн отлично понимал глубинную связь собственного творчества с духовной жизнью родного края. Для него Новая Англия была понятием не только географическим и политическим, но прежде всего историческим, интерпретированным в категориях интеллекта и нравственности. Он ощущал себя наследником вековых традиций, преемником поколений пуритан-Готорнов, среди которых были мореплаватели, торговцы, чиновники, судьи». Н. Готорн считал романтизм высшей формой выражения истины бытия. О своем понимании романтической эстетики он рассказал в очерке «Таможня», предваряющем роман «Алая буква» (1850). Готорн-романтик умело сочетал в своих произведениях реальное и фольклорное, иллюзорное и фантастическое начала. Наряду с В. Ирвингом и Э.А. По Готорн считается родоначальником жанра американской новеллы. По тематике его романтическую прозу малых форм можно разделить на несколько видов: рассказы и скетчи о пуританском прошлом Новой Англии; вымышленные «исторические» и мифологические рассказы; аллегорические эссе, рассказы и скетчи на темы морали. Новеллы, собранные и опубликованные при дружеской поддержке Г. Бриджа в сборнике «Дважды рассказанные истории», положили начало его известности как писателя-моралиста Новой Англии. Свою теорию новеллы Э. По строил в основном на новеллистике Готорна. В своей работе «Новеллистика Натаниэля Готорна» Э. По сформулировал один из основных эстетических тезисов, которого он постоянно придерживался в своей творческой практике: «Если уже первая фраза не содействует достижению единого эффекта, значит, писатель с самого начала потерпел неудачу. Во всем произведении не должно быть ни одного слова, которое прямо или косвенно не вело бы к единой задуманной цели. Вот так, тщательно и искусно, создается наконец картина, доставляющая тому, кто созерцает ее с таким же умением, чувство наиболее полного удовлетворения».
По отзывается о Готорне следующим образом: «... м-р Готорн, автор «Дважады рассказанных историй», не находит признания в прессе и у читателей, и если его вообще замечают, то лишь для того, чтобы «кислой похвалою осудить»... Я же считаю, что он обнаруживает редкостный талант и не имеет соперников ни в Америке, ни где-либо ещё». «Такое непризнание его публикой несомненно объясняется главным образом двумя указанными мною причинами - там, что он не богач и не шарлатан», характеранаяя особенность Готорна: «быть особенным значит быть оригинальным, а подлинная оригинальность есть высшее из литературных достоинств», она состоит в «постоянном своеобразии - своеобразии, рожденном деятельной фантазией или, ещё лучше непрерывно творящим воображением, которое придает свой оттенок и свой характер всему, к чему оно прикасается, а главное, само стремится ко всему прикоснуться». «Он обладает самым чистым слогом, самым тонким вкусом, самой полезной эрудицией, самым тонким юмором, самой большой трогательностью, самым светлым воображением, величайшей изобретательностью, и со всеми этими достоинствами он преуспел в качестве мистика». Эдгар По отмечал, что «отличительной чертой м-ра Готорна является вымысел, творческое воображение, оригинальность - качество, которое в художественной литературе стоит всех остальных». Г. Мелвилл также высоко ценил новеллистику Готорна. «Хронологически творчество Готорна отчетливо распадается на два периода. Граница между ними приходится на 1850 год, и образуют ее не методологические сдвиги, а скорее жанровые предпочтения. Первый период можно смело назвать новеллистическим. Писатель безусловно и безоговорочно предпочитал малые жанры. Второй период проходил под знаком преимущественного интереса к роману. Высшими художественными достижениями первого периода были сборники «Дважды рассказанные рассказы» и «Мхи старой усадьбы», к шедеврам второго мы отнесем «Алую букву» и «Дом о семи фронтонах».
Готорн склонен к аллегории и символике, морально-философскому дидактизму, к анализу душевного состояния человека, которого терзает тайная вина, тайный грех. В новеллах Готорна отчетливо проявилось влияние «эссеизма». В них описание, наблюдение, размышление всегда важнее динамики действия, имеющего обычно условный характер. Готорн призывал внимательно наблюдать и изучать национальный характер, привычки, мораль, религию, методы управления. Н. Готорн не был профессиональным журналистом, но М. Каули напомнил слова Готорна о том, что он столь же хороший репортер, как и художник. Он прошел своеобразную школу журналистики. Он начал ее автором и редактором семейной газеты. Печатаемый материал носил юмористическо-сатирический характер. Писатель часто обращался к теме Американской революции, национальной истории. Как историк-журналист, Готорн известен прежде всего своей «Всеобщей историей для детей» (1837), где он представил богатый материал не только по американской, но и зарубежной истории. Н. Готорн внес ощутимый вклад в развитие писхологического романтического рассказа и романа. Многие американские писатели (Г. Джеймс, Ф. О`Коннор, Т. Капоте и др.) неоднократно отмечали, что свое стремление разгадать тайны бытия и человеческой души Н. Готорн воплотил в неповторимо прекрасной художественной форме. Как и многие современники, Готорн испытывал острую неудовлетворенность состоянием общества, ощущал противоречие между демократическим идеалом и реальной действительностью. В поисках корней общественного зла он обращал свои взоры к человеческой личности, ее душе, к «тайнам человеческого сердца». Как никто другой, Готорн был убежден, что «все зло от человека». «В его представлении душа человека была вместилищем некой диалектической субстанции добра-и-зла, где оба компонента так переплелись и даже слились один с другим, что их трудно бывает различить, а попытка уничтожить один из них ведет к уничтожению жизни. Отсюда мысль о невозможности совершенства, нередко возникающая в качестве сюжетного мотива во многих произведениях писателя, где стремление к совершенству неукоснительно имеет трагический исход».
В новеллах и романах Готорна злодеяние и грехопадение существуют в виде легенды, намека. А их нравственные последствия представляют для Готорна всеподавляющий интерес. Огромное значение для него имел умысел, тайное намерение, порой даже неосознанное. Готорна влекли к себе мотив, умысел и последующее чувство вины. «В его рассказах и романах возникает мотив фатальности человеческой судьбы, необъяснимого упорства, с которым человек движется по ложному пути, даже если знает, что впереди его ожидает прискорбный конец. В подтексте романов и рассказов писателя нередко возникает мысль о наличии некой высшей силы, направляющей деятельность человека, об универсальном законе, о «всесильном провидении», над которым человек не властен. Ему не дано ощутить «неслышную поступь событий, вот-вот готовых совершиться»: на каждом шагу его подстерегают «неожиданные неведомые случайности», но бытие человечества не скатывается к хаосу, ибо в жизни смертных «все-таки царит какой-то распорядок». Но что это за распорядок, кем он установлен, Готорн не знает. Для этого ему не хватает философской глубины и мужества, какими обладал в зрелые годы Герман Мелвилл». В теоретической части нашей работы мы ознакомились с научной-исследовательской литературой по романтизму, назвали представителей и ученых, занимающихся этим направлением. Также нами была представлена специфика американского романтизма, яркими представителями которого являются Эдгар По и Натаниэль Готорн. Мы рассмотрели их биографии и жизненные факты, влияющие на творчество этих новеллистов, убедились, что оба писателя являются уникальными фигурами в мировой и конкретно американской литературе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|