Сравнительно-сопоставительный анализ «Родинки» Н. Готорна и «Овального портрета» Э. По
по готорн романтизм новелистика В нашей работе мы будем сравнивать два произведения поздних романтиков на следующих уровнях: хронотоп система образов главных героев сюжетно-композиционный уровень уровень мотивов и семантических оппозиций Хронотоп Хронотоп - понятие, введенное в гуманитарные науки М.М.Бахтиным и означающее художественное пространство и художественное время, взятые в их взаимодействии друг с другом. Фактически это основные координаты, образующие художественный мир текста искусства. В «Родинке» действие происходит: «in the latter part of the last century» [p. 175], то есть для автора это значит во второй половине 18 века. Готорн указывает, чем именно славился данный период в истории, его мировое значение: было открыто электричество. Автор описывает общество того времени, его ценности: «it was not unusual for the love of science to rival the love of woman in its depth and absorbing energy» [p. 175]. Люди той поры верили в: «this degree of faith in man's ultimate control over nature» [p. 175]. Можно увидеть, как с самого начала произведения задается антитеза «Человек - Природа». Натаниэлю Г. важно было дать описание художественного времени для объяснения последующих действий героев, их мотивов. Таким образом, мы определили общее историческое время, теперь же проследим за внутренним временем этой новлеллы. Джорджиана, жена Эйлмера, с детства имеет необычную родинку на левой щеке, и чтобы описать «фантастическую» возможность её появления, автор возвращает нас к рождению, о котором говорят поклонники этой прекрасной женщины. К этому прошлому можно отнести и жизнь девушки до брака, потому что Эйлмер в то время не тяготился существованием этой самой родинки. Их супружество является своеобразным порогом, переступив через который, муж начинает видеть в своей жене единственный изъян, который не дает ему покоя. Еще один важный момент в художественном времени этой новеллы - упоминание о Средневековье, которое как период в истории сразу относит нас к чему-то таинственному, готическому, магическому (Джорджиана просматривала книги по алхимии). Как этот период был в некотором роде окутан тайной, так и происходящее с Эйлмером для Джорджианы было загадкой. Она не могла понять, что значит его поведение, чем он занимается за пределами лаборатории.
Также велика роль времени в тот момент, когда происходит действие эликсира. Эйлмер видит, как исчезает та злополучная родинка прямо у него на глазах, когда Джорджиана медленно умирает. В одно и то же время с равной пропорциональнстью ученый достигает успеха, совершенства своей жены, которая, в свою очередь, постепенно угасает. И ключевыми с точки зрения художественного времени являются завершающие слова новеллы: «The momentary circumstance was too strong for him; he failed to look beyond the shadowy scope of time, and, living once for all in eternity, to find the perfect future in the present» [p. 192]. Герой был настолько увлечен погоней за совершенством, что потерял связь между идеальным будущим и реальным настоящим. Он так и не смог понять, что совершенство и вечность раскрываются внутри реальности и времени, а не вне их. Художественное пространство тесно переплетено с художественным временем в данном произведении. Действие разворачивается локально, но здесь нет точных указаний на местность, тем не менее данное пространство можно назвать замкнутым, т.к. герои находятся в своем доме. Довольно важным местом, на наш взгляд, является лаборатория Эйлмера, так как именно здесь Джорджиана была оставлена для такого эксперимента. Ее муж создал ей своеобразный вакуум, куда не проникал солнечный свет, где были только лампы (искусственное освещение) и откуда он не разрешил ей выходить. Но Джорджиана нарушила запрет, переступила порог лаборатории - граница между простарнствами - и сразу же попала в комнату, где стояла печь, где было невозможно жарко и душно. Такое свободное передвижение сблизило её со своим мужем, который так боялся признаться в своем беспокойстве по поводу изготовления эликсира. «The first thing that struck her eye was the furnace, that hot and feverish worker, with the intense glow of its fire, which by the quantities of soot clustered above it seemed to have been burning for ages» [p. 187] Такая обстановка - своеобразное символическое пространство: сера ассоциируется с нечистой силой, пламя - с адом, «burning for ages» усиливает это уподобление. Готорн с помощью художественного пространства хотел передать мысль о том, что, чем бы ни занимались Эйлмер и его слуга Аминадаб, это всё будет относится к адскому, злому началу, так как они создают эликсир по сути в геенне огненной. Эйлмер восхотел быть кем-то вроде Бога, Природы-Создательницы, а его гордыня оказывается в этом пекле. Инфернальные образы у Готорна восходят не только к Библии, но и к литературному источнику - «Фаусту» Гете. Фаустовский мотив можно найти не только в этой новелле, но и в новелле Эдгара По: человеческий ум вечно ищет совершенства любой ценой.
В новелле «Овальный портрет» Эдгара По мы также попытаемся найти особенности художественного пространства и времени и проанализировать их. Самое первое слово данного произведения - «замок», который определяет всё последующее развитие событий. Это сооружение, которое было наиболее популярно в Средневековье (к этой эпохе Эдгар По обращается, как и Готорн), к тому же автор делает аллюзию на готические романы Анны Рэдклиф: «in the fancy of Mrs. Radcliffe» [p. 209], что в совокупности настраивает читателя на атмосферу готики, загадочности, роскоши. Художественное время этой новеллы - от начала сумерек до поздней ночи. Такой выбор времени не случаен. Эдгар По погружает читателя в мистическую обстановку, нагнетает её наличием только искусственного света: «to light the tongues of a tall candelabrum» [p. 209], закрывает все ставни, оставляет героя в полумраке обветшалой комнаты. Художественное пространство сужается в разы. Ключевым моментом в продолжении развития сюжета является полночь. Именно в это время герой меняет положение свечи, тем самым от другого освещения появляется возможность увидеть картину, которая до этого была в тени. «I thus saw in vivid light a picture all unnoticed before» [p. 210]. Еще один поворотный момент, когда герой читает описание к этой картине, в котором содержится история ее создания, что заставляет художественное время обратиться в прошлое. Тем самым Эдгар По вводит вставную новеллу в повествование. «The cause of my deep agitation being thus shut from view, I sought eagerly the volume which discussed the paintings and their histories. Turning to the number which designated the oval portrait, I there read the vague and quaint words which follow...» [p. 212].
Если у Готорна Джорджиана была в лаборатории, то у По красавица сидела в высокой башне, где тоже не было дневного света, т.е. пространство локализуется. Что касается художественного времени, то в этой новелле, как и у Готорна, оно в конце рассказа замедляется. Красивая девушка постепенно умирает, в то время как ее муж кладет: «one brush upon the mouth and one tint upon the eye» [p. 213] на ее портрет. С помощью времени По хотел показать, как жизнь медленно перетекает в смерть, и наоборот. На первый взгляд жизнь и смерть кажутся взаимоисключающими понятиями, но, как мы видим, они становятся связанными между собой, взаимодополняющими.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|