Вампиры. Греция. Река Лета
Вампиры
Роберт умер в младенчестве и был похоронен на кладбище, но ночью выходил из могилы, беспокоил и пугал сельских жителей, а деревенские собаки преследовали его с громким лаем. – М. Р. Джеймс, Двенадцать средневековых записок о призраках
Вероятно ни один монстр не оставлял такого глубокого следа в человеческой душе как вампир. У самого слова есть мощь, при виде разрушенного замка, громоздящегося на скале где-нибудь в Карпатах Восточной Европы, вызвать видения укутанных в темные плащи высоких и мрачных румынских дворян и идущих из деревни в деревню испуганных, сбившихся в группки крестьян на лесных дорогах, держащих распятия или самих увешанных чесноком. Также определенно – наводит на размышления о разрушенных церквях, раскрытых гробах и осиновых кольях. Все это, конечно, готовый Голливудский, различного вида гуттаперчевый образ вампира, который преподносился нам в течение ряда лет. Но который из них – истинный образ? Насколько точно сходится наши представления с действительным образом самого известного из монстров? У понятия вампир, наиболее вероятно, часть его начал – в древнем восприятии неупокоенных мертвецов. Они перемешались с историями других сумеречных страхов, сформировавших основные характеристики вампиров, с которыми мы все хорошо знакомы. Вместе с тем следует понять поведение мертвецов, их взаимодействие с живыми людьми и реакцию на людей. Греция В эру греческой Классики Гомера (VIII-VII века до н. э. ), души умерших на ложе или убитых в сражении порхая как мотыльки, улетают в некий далекий неопределенный и туманный загробный мир, чаще всего называемый преисподней, и остаются там навсегда. В вечной темноте они коротали время, тихо жалуясь друг другу, возможно, спорили по родословным своих семей, бесконечно описывали знаменитые сражения, жаловались на неправильные решения в прежней своей жизни или просто обсуждали место, в котором они оказались. Они мало интересовались покинутым миром. Действительно, некоторое время существовало мнение относительно мертвых, что они просто забывали свою жизнь в мире живых и тратили вечность, безразлично дрейфуя вдоль берегов подземных рек – Стикс и Леты, ропща и жалуясь сами себе.
Река Лета Считали, что, как только умерший вдыхал пары реки Леты, он забывал свою прежнюю жизнь и становился вялыми и медлительными – сегодня остались нам слова летаргия и летаргический. Это также соответствует понятиям загробной жизни и в некоторых других древних культурах. Например, ранние семиты полагали, что преисподняя (еврейский загробный мир) была сырым и туманным местом, по которому дух мертвого бесцельно блуждал, способный только смутно вспомнить что-либо их прежней жизни. Они были безопасными – слабыми и малоподвижными объектами, живых они не беспокоили – с материальным миром мертвые вообще не взаимодействовали. С ними можно было бы связаться посредством магических обрядов, чтобы выяснить некоторые аспекты из прежней жизни. Например, ведьмой из селения Эндор, расположенного под горой Тамбор у холма Море, был вызван дух Сэмюеля для пророчества царю Сауле – но вообще-то их не беспокоили в собственном мрачном существовании. Однако к тому времени, когда Сократ Афинский был вынужден выпить болиголов, от которого он умер в 399 г. до н. э., восприятие мертвых радикально изменилось, по крайней мере, в классической Греции. Больше они не были послушными, безразличными духами; они были теперь крепкими и активными, их блуждания поздно вечером около мест погребения легализовало их присутствие. Они оскорбляли, мучили и пугали прохожих, иногда нападали на живых и даже их убивали. Они могли угрожать своим потомкам и покалечить прежних соседей. Вместо игнорирования духов, как было ранее, живые стали бояться их. Эти восставшие призраки не были иллюзорным, знакомыми отголосками Викторианской эпохи; скорее они были материальными, многочисленными существами, ощущаемыми в реальной жизни. Мир мертвых пересекался с миром живых по различным причинам: принудить потомков к некоторому проступку (реальному или предполагаемому); требовать супружеских прав; завершить незаконченное дело, оставшееся в мире живых; предлагать часто неприемлемый совет; мстить тем, которых не любили, презирали, или поступавшим неправильно; или доставлять неприятности тем, кто пережил их. Такой неприятный подарок, сделанный восставшими фантомами, заставил чиновников в некоторых греческих городах-государствах рассматривать с пристрастием дела окрестных приверженцев культов мертвых и культов древних героев.
Фантомы появлялись не только в ночное время (наиболее благоприятное для вселения в людей ужаса), но также возникали и днем, особенно в полдень, когда утро переходит в день. По прошествии ряда лет, такие появления становились все более опасными и злостными, следом в классических культурах постепенно начинало изменяться и восприятие мертвых. Вместе с восставшими мертвыми были другие страхи, которые заставляли стыть кровь в жилах греков. Многие из них также осмеливались выходить с наступлением темноты и злонамеренно нападать на живых, стремясь причинить им хоть какой-то вред. Один из этих страхов был Гекатой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|