Геката. Ксеркопы. Стриги. Инкубы/Суккубы
Геката Геката обладала какой-то двойственной и запутанной позицией, поэтому не вполне ясно, считали ли ее вечерним демоном или темной богиней. Хотя некоторые греки именовали ее Гекатой, другие знали как Аргиопа, подразумевая “жестокое лицо”, намек на более древнюю сущность. Она была дочерью титанов (гигантов) Персея и Астерии, другие считают ее родителями как Зевса и Сциллы (нимфа, которая была превращена в морского монстра волшебницей Цирцеей, пожирающей всех моряков, которые проходили под ее скалой). Она, как также полагали, была темной сущностью богинь Артемиды, Селены (лунной богини) и Дианы и считалась царицей мира призраков и праматерью всех ведьм; хозяйкой потусторонних обрядов и черной магии. С наступлением темноты, она появилась из подземного мира вредить всем, кто вызывал ее злобу. При этом она появлялась в сопровождении множества другой опасной нечисти, жителей мира призраков, управляемых ею. Они были известны грекам просто как “попутчики”, но они включали легион отвратительных гоблинов и “смотрящих ночи” – неточно описанных страхов, у некоторых из которых, возможно, было пристрастие к человеческой крови. Проникая в жилища, Геката вызвала кошмары и ночные лихорадки, иссушающие силу многих спящих, оставляя их усталыми и вялыми утром. Мормо Среди ее «попутчиков» был Мормо, ужасное темное существо, часто используемое греческими матерями, чтобы пугать непослушных детей, и Эмпуса, отвратительные и ужасающие существа со многими качествами, характеризующие нынешних вампиров. Пока Геката шла, эти ужасные творения зачастую входили в дома живых, нападали на спящих, особенно на маленьких детей, старых и слабых. Эти фантомы могли принимать тысячи иных личин, каждый раз, верили греки, все ужаснее и отвратительнее чем предыдущие. Писатель Аристофан заявлял, что такое создание было “одето во все покрытое кипящей и пузырящейся кровью” и называл его “грязный вампир”.
Ламия Помимо Гекаты и ее адского окружения, были другие создания, приходящие ночью к спящим грекам, пугая и вредя их отдыху. Это существо была Ламия, которая, как правило, убивала маленьких детей и нападала на спящих мужчин. Подобно Гекате, Ламия возникла в классическом фольклоре и легендах. Она по легендам была дочерью Бела и Ливии и была красивой царицей ливийской страны. Она была настолько прекрасна, что бог Зевс влюбился в нее и приходил к ней ночью. Она родила ему много детей, что вызвало негодование жены Зевса, богини Геры. В гневе Гера убила всех ее детей, чем свела с ума Ламию, и отправила ее жить в пустынную пещеру. Вскоре ее изумительная красота высохла, и она превратилась в безобразную старуху, которая, заглушая собственную потерю, охотилась на маленьких детей. Под покровом темноты она пробиралась в дома греков, убивала и пожирала плоть всех обнаруженных младенцев. Она стала почти похожа на дикое животное, и даже упоминание ее имени вызывало страх каждой матери. Ламия нападала на стариков и беззащитных людей и, под маской красавицы (которую она волшебным образом могла принять), она совокуплялась со спящими мужчинами. Говорили, что Ламия действительно жила безобразной похотью. Из спящих мужчин она вытягивала сперму и жизненные флюиды, которыми она питалась, оставляя их наутро усталыми и опустошенными. Ксеркопы Греки полагали также, что темнота порождала существа, известные как ксеркопы. Они были мрачными и злобными гоблинами, которые следовали за Гекатой и за Ламией с целью причинения вреда. Грабежи и воровство были их призванием, но они, что было тоже известно, пили кровь из рук и ног спящих младенцев. Они были маленькими, приземистыми, быстрыми и невероятно опасными, если их загнать в угол. Они свободно входили в греческие дома и выходили из них. Со всеми этими монстрами и непрекращающейся угрозой возвращения враждебной нечисти – было удивительно, что Греки могли хоть как-то спать!
Рим Многие из этих страхов передались более поздней римской культуре. Было, однако, определенное накопление плеяды монстров, которые появились после захода солнца. Например – римские Стриги. Стриги Название Стриги происходит от латинского слова, означающего «визг совы», а позже трансформировалось в “ведьму или злую колдунью”. Это было также бранью на уродливую старуху. Однако, в своей исходной форме, Стриги были кошмарами, которые иногда посещали людей с наступлением темноты. У них были лица дряхлых женщин, а тела стервятников с большими и бесформенными грудями, которые были полны ядовитого молока. С их когтей стекала грязь, прикосновение которых было ядовитым. Примечательно, говорил кое-кто, что эти создания жили кровью, и было безразлично это кровь животных или людей, и это было причиной для их визита к отдыхающим людям. Идея кровопийства или вампиризма ночными визитерами уже набирала обороты. Мало, что Стриги нападали на спящих, они еще распространяли чуму и болезни из-за грязи на когтях – распространение болезней также стало характеристикой ранней кровожадности, и остается верной в некоторых Западных культурах по сей день. Инкубы/Суккубы Другие ужасные ночные визитеры, которые также охотились на спящих римлян, звались инкубы и суккубы. В некоторых случаях говорили, что оба, хотя и отличались некоторыми свойствами, были сущностью одного и того же демона. В принципе считалось, что инкубы были самцами, тогда как другие, намного плодовитее и опаснее суккубы, было самками. Название суккубы, вероятно, происходит от латинского succubare, означающее – «лежащий под”, и вполне может быть, что демон был вариантом греческой Мормо, которая, как иногда полагали, была сексуально ненасытной самкой. Действительно, суккубы были сексуально “озабочены”, и это характерно и для демонов и для суккубов. У обоих демонов (или у разных аспектов одного демона) были половые сношения со спящими мужчинами и женщинами. Суккубы в частности вытягивали семя из спящих мужчин, сексуально опустошали их и, вероятно, даже причиняли им вред. Хотя первоначально боязнь суккубов возникла в древнем Риме, она должна была сыграть большую роль с раннего христианства до Средневековья, когда демоны, как думали, изводили монахов, отвлекая их от святых обетов. Монахи часто испытывали эротические мечты и поллюции, которые списывались на действия ночных суккубов. Так в Конспектах Малефикарума (Compendium Malificarum), написанных где-то в XVI веке, миланский монах и демонолог, издатель Франческо Мария Гуаззо ставил суккубов в список демонов, терроризирующих верующих. Он заявлял, что эти фантазии физически реальны, и испытания монахов муками их эротизма, полностью происходили из-за физического проявления демонов, желающих только, чтобы сломать их обеты безбрачия, но и причинить им физический вред. Гуаззо следовал классификации демонов, учреждённых византийского философа, Михаила Пселла Младшего. Считается, что Пселл родился приблизительно 1018 в городе Никодема (ныне Измир на заливе Astacus (лангуст)) и, будучи ребенком, он впитал и греческую и римскую культуры. И хотя сказывалось сильное влияние школы учения последователей Платона, Пселл выделял определенные категории демонов, одной из них была “вселяющие ужас ночью”, которая включала существ, которые извлекали сперму, и пили кровь. Это, несомненно, вызвало бы вдохновение Гуаззо спустя много столетий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|