Кельты. Лиина Ши. Абхартах. Глейстиги
Кельты Древние истории о неспокойных мертвецах и ночных страхах, которые бродили, как только на земле падала темнота, постепенно объединялись вместе, создавая легенды о враждебных трупах, которые покидали свои могилы для нападения на живых. Во многих этих легендах кровь играла не последнюю роль. Кровь, в итоге, была признана со времени римского врача Галена как одна из основной «влаги» тела – силы жизни, без которой ни один не мог жить. Она была также источником тепла разогревающего тело – лихорадки, по учению Галена, были вызваны избытком крови, вот, почему древние и некоторые врачи ранней современности своим пациентам пускали кровь или применяли пиявки, чтобы отсосать кровь. Далее предполагалось, что в земляном холоде могилы трупы ощущали потребность в теплоте крови для обретения какого-то подобия жизни. Также считалось, что после смерти вены и артерии сморщивались и высыхали, и покойники нуждались в крови, текущей в их жилах, чтобы восстановить хотя бы крохи жизни. Первоначально полагали, что трупы могли брать кровь у животных, с которыми они сталкивались, но позже стали думать, что они могли рассматривать соседствующих людей как некий источник отвратительного хлеба насущного. Йоркширский священник и писатель, Уильям Ньюберг (1136-1198 гг. н. э. ), рассказывает о привидении в английском городе Бакингемшир. Последнее, невзирая на усиленную охрану, задавало много хлопот пастухам. Из ночи в ночь, оно беспокоило животных, содержащихся в коровниках и около соседних домов. Хотя неизвестно, было ли это попытками пить кровь этого рогатого скота. Далее отмечалось, что в доме, где приведение когда-то жило, оно попыталось лечь в ложе с его прежней женой, которую Уильям описывает как “честная женщина”. Происходившие события, в конечном счете, предстали перед епископом, советники которого предложили выкопать тело и сжечь его. Однако епископ, был настроен против сожжения – оно слишком походило на святотатство – и вместо этого, повелел отрыть могилу и положить на грудь трупа послание прощения. Это, казалось, произвело желаемый эффект, и мертвец шел не больше. Уильям приводит подобные истории – такие как история призрака из Берика на границе Шотландии, который (с помощью Сатаны – говорит Уильям) блуждал ночью возле своей могилы, нападал на спящих людей. На рассвете труп возвращался в свою могилу для отдыха, чтобы с наступлением ночи восстать и возобновить свои нападения. В дополнение к нападениям ходящий труп распространял болезни и мор у местных жителей. Наконец десять крепких мужчин выкопали тело, которое затем расчленили и сожгли. Однако позже, большая часть населения Берика перенесла большой мор, который был отнесен на деяния Сатаны, мстившего городу за уничтожение его посредника.
Рассказ Уильяма, возможно, дал начало более поздней легенде, которая согласно описанию происходит из Аннандейла, также в южной Шотландии, и датируется с началом 14-го века. Тогда шотландский король, Роберт Брюс (Роберт I)[7], посетил местного лорда, и пока он был там, к лорду был приведен несчастный человек, который занимался браконьерством. Лорд приговорил его к смерти, но король, пребывая в хорошем настроении, отменил наказание и простил браконьера. Роберт покинул те края и местный лорд, в нарушение решения короля, повторно задержал человека и казнил его. С тех пор, край был взволнован ходящим трупом человека. Этот мертвец не только выпивал кровь встречных, но и по его следу распространялась смертельная чума. Были призваны священники, чтобы упокоить тело, но напрасно. В конце концов, слух достиг ушей короля Роберта, который возвратился в эти края и наказал лорда за неповиновение указаниям его величества. По команде короля Роберта труп указанного человека был вырыт из его могилы, разрезан на части и сожжен. И в деревне наступил покой. Места, где происходили эти события, как говорят, был очень близки к Берику, и возможно, что это один рассказ или взаимосвязанные рассказы.
Некоторые варианты историй, однако, заявляют, что это были непосредственно Брюсы – виновник отвратительного действия и ответственный за повешение несчастного человека был отец Роберта I – именуемый также Робертом, но известный как “Противник”. Это происшествие, как говорят, имело место в деревне Аннан близ города Дамфрис округа Галлоуэи, и посещение происходило в 1138 н. э. против пожеланий св. Малачи О'Море, епископа Армы, на севере Ирландии. Когда он узнал о том, что случилось, святой в гневе проклял Брюсов, а покойник поднялся из своей могилы и плутал в поселении, пил кровь рогатого скота и распространял чуму и другие болезни везде, где появлялся. В итоге его, строящего козни, пригвоздили копьем через сердце два рыцаря, а затем его сожгли. Проклятье св. Малачи – “перст Божий” – сохранилось в Брюсах в виде болезни. Отец Роберта I был поражен проказой и провел остаток жизни, в сущности, отшельником. Лиина Ши История, возможно, была как-то связана с древними кельтскими верованиями в волшебство. Истории о кровопийцах или лишающих жизненных сил феях (обычно женского пола) существовали и в Шотландии и в Ирландии с самых ранних времен. В Ирландии одно такое существо было известно как Лиина Ши (фея-любовница), создание с особой тягой к людям. Она привлекала воинов и поэтов и часто магически давала мастерство первым и вдохновение последним. Но ее внимание имело цену. При занятии любовью с воином или поэтом, любовницей которого она неизбежно становилась, она вытягивала и силы и жизнь из них подобно древнеримской суккубы. В конце концов, от них оставалась лишь оболочка, а фея искала другого любовника. Лиина Ши фактически не пила кровь, но были другие ирландские феи, которые, как говорили, занимались этим. Кое-какие, поговаривали, обосновались в Макгилликаддис Рикс[8] графства Керри на крайнем юге Ирландии. В лекции, прочитанной в Колледже Троицы, ранее Архивный, в Дублине в 1963 г. Ирландской Фольклорной Комиссией (поддерживаемая правительством организация, основанная для сохранения ирландских традиций), Шин О'Салливан[9], (непосредственно Кэрримэн[10]) заявил, что он слышал о замке, охраняющим горный перевал высоко в Рикс и населенном пьющими кровь волшебными созданиями. Название этого места – Серовато-коричневый Дрокфел (Dun Dreachfhoula), отчетливо слышимым Drac-ola, и значением “форт злой крови”, иногда передаваемым как “форт вида крови”. К сожалению, О'Салливан не сделал уточнений на расположение места ни в его лекциях, ни в книгах. Например, это нет в его самой известной книге, Следы ирландских забав (Irish Wake Amusements) – он умер, оставив нас в неведении. Несколько академиков попытались определить положение этого места, но даже экспертиза множества протоколов по обследованию местности баронства Килкеррон, в котором находится хребет Рикс, ничего не дала. И все же рассказы о кровопийцах и пожирателях плоти в этом районе хорошо сохранились и в XX веке. В 1930-ых, коллекционер Ирландской Фольклорной Комиссии, Тим Мерфи, подробно описал историю из отдаленного горного округа Сним в графстве Керри, которое содержало ссылки на вампиризм. Местный фермер женился на женщине, у которой, как говорили, были связи с феей и которая отказывалась есть любую домашнюю пищу, но ночью, вставала со своего ложа и шла на местное кладбище, где она выкапывала тела, пила кровь и пожирала плоть. Муж последовал за нею на кладбище, где оказал ей сопротивление как вампиру. “Ты не стала есть хорошее мясо и пить хорошее пиво с нашего стола, но пришла сюда ночью, чтобы съесть этот мерзкий обед”, сказал он ей. С этого момента история Мерфи становится неоднозначной и перепутанной с другими рассказами, а судьба этой вампирши остается неясной. Однако, несомненно, повествование было собирательным из множества историй этого изолированного горного района и всего региона.
Абхартах
Еще старше рассказ, возможно датированный 5-ым или 6-ым столетием, также происходит из Ирландии. Это – легенда о Абхартах, корни которой выходят из мест, что теперь является графством Дерри на севере страны. Абхартах был, как утверждают, древним правителем маленького королевства, которое граничило с местностью, что теперь именуется городом Гарвадж. Он был маленьким (возможно горбуном) и утверждают, что был могущественным колдуном и монархом-тираном. Его ненавидели все и желали избавиться от него, но были слишком напуганы, чтобы самим расправиться с ним из-за его предполагаемых магических способностей. Они пригласили из соседнего королевства вождя по имени Кетхейн, чтобы выполнить для них задание. Кетхейн убил тирана и похоронил его стоя, как подобает хоронить кельтских вождей. Но на следующий день, Абхартах вернулся, потребовав кубок крови из запястий заговорщиков, чтобы, как говорят, “поддержать его мерзкий труп”. Снова прибыл Кетхейн, снова убил его и повторно похоронил, но на следующий день ужасный труп вернулся с требованием той же кровавой дани. Кетхейн тогда посоветовался или с друидами (языческие волхвы) или ранним христианским святым (в зависимости от версии рассказываемой истории), почему это происходит. Ему сказали, что Абхартах не был окончательно мертв, и он не мог быть убит, из-за его магической силы. Он был одним из мертвых сомнамбул (marbh bheo – ходящий мертвец), которые мучат людей, пока они условно мертвы. Кетхейн мог достичь результата, убив его мечом, сделанным из тисового дерева, и помолившись похоронить на возвышенности, уложив вокруг него шипы и водрузив большой камень прямо на вершине. Кетхейн все это сделал, даже возвел могилу наверху крутого склона. Этот памятник дал начало городку снаружи Гарваджа, его название – Сладжтаверти (крутой склон Абхартаха). Сегодня, могила не сохранилась, хотя говорят, что один массивный замковый камень остается на реальном месте захоронения, растет тут же – возможно с подлинными шипами, хотя его возраст намного моложе. Землю вокруг считают “плохой землей” и сменила собственников несколько раз, даже сегодня, немного местных жителей отважатся приблизиться к месту после наступления темноты. В округе все еще говорят о “человеке, который был похоронен три раза”. Приведенная история была когда-то чрезвычайно известна в Ирландии всюду. Наиболее вероятно, эта народная легенда была записана на страницах Foras Feasa Eireann (Общая Хронология Ирландии) доктором Джефри Киттигомкак факт хронологии, происшедший в промежутке между 1620 г. и 1631 г. – возможно это самый старый письменный источник о вампирах в Западной Европе, дошедший до нас. Она же была позже перепечатана в 1880 г. в Хронологии Ирландии Патрика Уэстона Джойса и это наводит на мысль, что кельтский вождь Абхартах, возможно, был прототипом для образа классического вампира Дракулы Брема Стоккера[11]. Следует принять к сведению, что две самых известных истории о вампирах – Дракуле и Кармилле[12], были и написаны ирландцами, Брем Стоккером и Шеридан Ле Фаном соответственно.
Глейстиги Рассказы о феях, пьющих кровь, и трупах кельтских вождей также нашли свою дорогу в шотландский фольклор. Истории западных Гебридских островов рассказывали о феях, которые пили и молоко, и кровь рогатого скота. Эти древние эльфы часто отождествлялись с древними курганами – могилами пращуров. Создания, известные как глейстиги часто, населяли курганы или руины былых замков и аббатств, приманивали случайных прохожих, взывая к ним и затем нападая на них. В некоторых случаях они, считалось также, пили кровь проходящих странников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|