Предания викингов. Сага о Хромунде Грипссоне. Historia Rerum Anglicarum. Баба Яга
Предания викингов У викингов было принято хоронить знатных людей – вождей, великих воинов – в небольших насыпях или «домах», богато облаченных и во всеоружии. Временами, материальное тело мертвого вождя или воина могло покидать свою похоронную насыпь или " дом" и прогуливаться по окрестностям. Их называли как hel-blar (черная смерть) или na-foir (бледный покойник), они сохранили свой человеческий облик. Они были очень сильны, и часто с оружием в руках, которые они применяли при нападении на каждого встречного. Также они набрасывались на любого грабителя, пытавшегося проникнуть в их могильник или курган за сокровищами. Сага о Хромунде Грипссоне Драугры встречаются во многих старых викингов сказаниях, и особенно в северных сагах. Самой известной из них есть сага Hromunde Gropssonar (Сага о Хромунде Грипссоне) – древняя исландская сага. В ней идет речь о конунге-льоли (короле-воине) Олафе, который сразился (помимо других врагов) с нежитью – королем-колдуном (или драугром), Траином, королем Галлии (Франции) – и сумел его победить. Сага была широко известна в скандинавском мире и, возможно, значительное влияние оказала на многие другие подобные сказания. Некоторые из них возникли не в Скандинавии, а в Англии, где викинги владели обширными территориями, что и обнаруживает связь между норвежскими и германскими верованиями. Одной из них была история о Торольфе Хромом, которая попала в сагу о Людях с Песчаного Берега (Eyrbyggja saga), записанную в исландском монастыре где-то в середине XIII века. Это история берсеркера, который с несколькими партнерами по нежити, поднимался каждую ночь из могилы и опустошал большую часть округи в Западной Исландии, нападая на стада овец и, время от времени, и на людей. И он стал такой напастью, что сын вынужден был возвести стену вокруг его насыпи или кургана, чтобы уберечься от него. Варианты пересказов истории описывали его деяния в сельской Англии, и приравнивались к действиям Дикой Охоты. Эти существа, как кажется, были просто жестокими ходячими трупами, которые поднимались из своих могил без какой-либо определенной цели или задачи. Однако, с приходом христианства и определенных элементов морали, драугры стали трансформироваться в «людей», которые грешили в жизни или нарушали основные заповеди Церкви, и вот, почему он или она (чаще, конечно, мужчина) не мог упокоитсяв могиле.
Historia Rerum Anglicarum Простыми словами это описано такими английским писателем, как Вильям Ньюбургский (1136-1198) в его Historia Rerum Anglicarum – История Событий Англии – в частности, в его описании призрака из Берика. Это было телесное привидение богача, который умер в грехе и каждую ночь поднимался из могилы и блуждал, предвещая неприятности везде, где он появлялся. После наступления темноты селяне боялись выходить из домов из страха встречи с мертвецом и его физического нападения. Тварь также несла болезни и недуги – так была опустошена большая часть города Бервика. Связь драугров с болезнями прослеживалась явно и мощно. Похожие случаи описывались английскими писателями, например, Жервезом Тилбери, и фрагменты историй из аббатства Виланд в Йоркшире. Считают, что существовал только один способ победить драугра – это отсечь ему голову и предать тело огню. Однако церковь утверждала, что на много эффективней был обряд отпущения грехов, но многие сомневались в этом. Береженого – Бог бережет, и многие скандинавы с наступлением ночи оставались у своих очагов, отказываясь выходить на улицу из опасения встречи в пути с драугром и во избежание насилия беспокойных мертвецов.
Баба Яга Пока скандинавы и, в какой-то мере, англичане, напуганные драуграми и Марой, прятались в своих жилищах, русские боялись еще одну гостью, которая чаще приходила ночью (хотя и не всегда). Это был смертельно опасная Баба-яга – бессмертная ведьма. Во многом Баба Яга была воплощением злой ведьмы или старой карги, которой страшились во многих местах обитаемого мира. Во множестве ее описаний выглядит она, как правило, старухой, высохшей, скрюченной, с потемневшим сморщенным злым лицом. Ее также снабжали железными зубами и птичьими крючковатыми, острыми как бритва, когтями. Она, как говорили, не брезговала человеческой плотью, особенно мясом маленьких детей. Вероятно, она была прототипом " ведьмы-людоеда ", которая появляется в сказках, в таких, как германская сказка о Гензель и Гретель. Хотя систематизируется она как " ведьма-нежить", но она, как говорят, не летала на метле как обычные ведьмы. Чаще она поднималась в небо в гигантской ступе, в которой она сидела на корточках, обняв свои костяные ноги, и управляла большим пестом. Ее полеты сопровождались сильным ветром и бурей, ее прибытие сопровождали вопли толпы духов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|