Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и тренаж речевого аппарата




На одном из первых занятий у руководителя кружка, студии, класса может произойти следующий разговор с ребятами.

- Вам, конечно, приходилось замечать, что многие ребята /да и не только ребята, но и взрослые/ говорят невнятно, плохо выговаривают согласные звуки, съедают концы слов... Обычно о людях с такой речью говорят, что у них плохая дикция, т. е. у них неорганизован, не натренирован речевой аппарат.

- Что значит «не натренирован»? Когда тренируются спортсмены, это понятно, а в речи?...

- Произнесите звук «Б».

- «Б»…

Попробуйте этот звук произнести более четко.

- «Б».

- Объясните, что вы сделали для того, чтобы этот звук стал чётче.

- Я сжал губы посильнее, а потом эту смычку губ быстро, резко разорвал и получился звук короткий и чёткий, как выстрел – «Б»!

- А для того, чтобы этот и другие звуки были всегда чёткими и ясными, надо натренировать части речевого аппарата чтобы они четко становились в соответствующую позицию. Выработать хорошую дикцию можно в процессе тренажа речевого аппарата.

Качество дикции определяется качеством произношения согласных звуков. Качество произношения согласных звуков определяется качеством работы частей речевого аппарата. Формировать хорошую дикцию начнём с тренажа частей речевого аппарата.

Упразднение 1 /для губ/. «Причесать» губы. В качестве расчёски используется верхний и нижний ряд зубов. Поочерёдно «причесать» то верхнюю губу /нижним рядом зубов/, то нижнюю - /верхним рядом зубов/.

Упражнение 2 /для губ/. После лёгкого «разогрева» губ в первом упражнении, беззвучно «произнести» звуки «У-И». На звуке «У» губы вытягиваются трубочкой, на звуке «И» - растягиваются. Каждый звук «произносится» в усиленной его позиции, чуть утрируя положение губ на этих звуках.

- А зачем произносить в усиленной позиции? Почему не так, как надо произносить в жизни?

- Скажите, вам приходилось видеть на улице человека, который на ходу приседал бы, выбрасывая руки вперёд, вверх, а потом, не останавливаясь выхватил бы из кармана гантели и начал бы с ними проделывать всякие упражнения и т. д.

- Не видел. Такое не бывает...

- А зачем же на зарядке или занятиях по физической культуре мы проделываем подобные упражнения?

- Чтобы укрепить мышцы.

- Правильно. И наши усиленные произношения звуков нужны для того, чтобы укрепить мышцы частей речевого аппарата, в данном случае – губ. Натренированные и управляемые мышцы губ дают возможность правильно произносить звуки, в формировании которых они принимают участие.

Упражнение 3. На одном дыхании произнести сочетания губно-губных согласных звуков с гласным звуком «А».

Па-па-па-па-па-па-па. Сразу же сделать подбор дыхания и произнести

ба-ба-ба-ба-ба-ба-ба. Подбор дыхания и

по-по-по-по-по-по-по. Подбор дыхания и

бо-бо-бо-бо-бо-бо-бо. И так с остальными гласными /У, Э, Ы, И/.

В упражнений нужна не быстрота, а чёткость, правильность произношения. Каждый слог должен звучать чисто, четко, не сливаясь с предыдущим и по следующим. В упражнении важно следить за активностью дыхания. Увеличивать темп произношения нужно постепенно, не теряя при этом чёткости.

Упражнение 4. Для тренажа, речевого аппарата можно использовать и связные тексты: пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, стихи, прозаические тексты. Желательно, чтобы каждый такой текст был построен на многократном повторении одного и того же звука или трудного для произношения сочетания звуков /особенно согласных/. Например: " Маланья болтунья молоко болтала-болтала, болтала-болтала, да не выболтала". В этой скороговорке повторяются буквы /соответствующие звуки/ «Б», «Л», «Т». «Б» - губно-губной звук, «Л» и «Т» - переднеязычные. Значит при произношении этого текста тренируются губы и кончик языка.

Нет необходимости запоминать какие части речевого аппарата можно тренировать на том или ином тексте. Это легко определить в каждом конкретною случае. Даже первоклассники после первых же занятий по постановке дикции безошибочно отвечают на вопросы по любому тексту: «какие звуки повторяются» и «какие части речевого аппарата тренируются в произношении данного текста». Для примера возьмем скороговорку " Портной Пото играет в лото. Портниха Пото знает про то, что портной Пото играет в лото. Портной Пото не знает про то, что портниха Пото знает про то, что портной Пото играет в лото. " Скороговорка построена на повторении звуков П, Р, Т, Н. Из них звук «П» - губно-губной и значит при произношении его необходима активная работа губ. Звуки «Р», «Т», «Н» - переднеязычные, при произношении их требуется активная работа кончика языка. Итак, при произношении этой скороговорки тренируется правильное произношение со гласные звуков П, Р, Т, Н и работа губ и кончика языка.

Не следует забывать, что какой бы текст ни был взят для тренажа, нужно воспользоваться случаем и тренировать одновременно дыхание. Только при активной трате дыхания на каждом слове, на каждом слоге можно добиться нужного результата.

Учащиеся любят произносить скороговорки, причём, чем труднее для произношения текст, тем с большим интересом, озорством и активностью стремятся его произнести. Естественно стремление произнести его быстро. Необходимо следить, чтобы каждый текст произносился бы прежде всего четко и ясно, и только потом можно уделить внимание скорости его произношения.

- А через сколько занятий можно кончать тренаж речевого аппарата?

- Скажите, а через сколько занятий можно бросить делать зарядку?

- А зачем же её бросать? Мышцы должны быть всегда в форме, всегда натренированными…

- Правильно. Как только бросишь регулярно заниматься спортом, так сразу же ощущаешь слабость, потерю формы и те упражнения, которые раньше выполнялись легко и красиво выполняются с трудом и неуклюже. То же происходит и с речевым аппаратом. Чёткость произношения, полученная в результате тренажа, вскоре утрачивается если прекратить тренаж, так как мышцы ослабевают и возвращаются в своё первоначальное состояние. Исключение составляют те случаи, когда внимание человека настолько сосредоточено на качестве речи, что процесс повседневного речевого общения становится для него своеобразным условием тренажа, т. е. человек постоянно активно следит за качеством своей речи. В таких случаях тренаж речевого аппарата в учебном понимании значения этого процесса не нужен.

Практиков всегда интересует конкретная сторона дела: сколько времени на каждою занятии необходимо уделять тренажу. Ориентировочно можно порекомендовать на первом занятии выделить 20-30 минут. Часть этого времени уйдет на объяснение сути треножа, оставшееся часть - на тренаж. С течением времени - занятий через 8 - 10 - время тренажа может сократиться до 10 минут. Всё зависит от конкретных потребностей в работе с конкретными людьми, особенностями их речевого аппарата.

Если учитель проводит тренаж на уроке русского языка или литературы /в этом плане прекрасным примером является учительница А. А. Алякина из г. Калининграда областного, на уроках которой тренаж находится в точном соответствии с темой и целями урока/, то количество вымени, отводимого для тренажа, значительно сократится. Хотя на теме «Звуки и буквы» тренаж может возникать при характеристики каждого нового звука, что, кстати сказать, поможет ребятам в конкретной произносительной практике усвоить данную тему. Возможности тренажа при прохождении каждого звука, каждой новой буквы в 1 классе хорошо использует на своих уроках учительница начальных классов средней школы г. Калининграда /обл. / Н. Ц. Филатова.

Полезно перед каждым упражнением выяснить с ребятами зачем нужно то или иное упражнение, которое берётся в данный момент - они должны знать что /какие части речевого аппарата/ будут тренировать в данном упражнении.

Оживляет работу использование наряду с известными текстами новых или использование старых текстов в других видах тренажа.

Во время работы по постановке дикции, дыхания необходимо учитывать психологический фактор. Учитель, руководитель кружка во время работы должен быть в хорошем настроении и проводить тренаж, контролировать его выполнение легко. Учащиеся должны чувствовать удовольствие от самого процесса работы речевого аппарата. Общее состояние группы, настрой каждого её члена полностью зависят от руководителя. Нельзя научить сопротивляющегося новому знанию ученика. Научиться можно. Учитель или руководитель кружка должны создать максимально продуктивные условия для того, чтобы подопечный мог себя учить.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...