Об исправлении дефектов речи
Автору довелось работать в школе, детских летних лагерях, с учителями на семинаре, со студентами в педагогическом институте с людьми разного возраста по исправлению дефектов речи. Здесь излагаются некоторые практические наблюдения. Причины неправильного произношения того или иного звука у разных людей разные. Некоторые звуки могут не произноситься в результате физического повреждения частей речевого аппарата. В таких случаях надо обращаться к врачу, который мог бы поставить не звуки, а соответствующие части речевого аппарата. Дефекты, причиной которых являются органические нарушения, лежат за пределами наших возможностей. Поговорим о широко распространенных дефектах дикционного происхождения. Повреждение соответствующих центров в коре головного мозга может привести к утрате возможности выполнения функций той или иной частью речевого аппарата и, следовательно, возможности произношения каких-то звуков. - У нас в школе, в 10 классе, есть ученик. Хочет быть учителем. Любит ребят, постоянно возится с ними в школе. Ребята 5 класса, где он вожатый, привязались к нему, привыкли и, может быть, не замечают особенностей его речи. Посмотрите его... Я пришлю. Тревога завуча школы о будущем своего ученика радует. И вот передо мною высокий красивый парень атлетического сложения. Задаю вопросы общего характера - в какой школе учится, чем интересуется, куда собирается поступать по окончании школы... В процессе этого диалога на слух выясняется, что вся беда с речью у парня от неподвижности языка. Воспроизвести на бумаге качество не только согласных, но и гласных звуков у Александра /таково его имя/ не возможно. Совершенно неподвижный язык сделал звуки неразличимыми, слова - сплошное мычание и голос как у робота.
- Открой рот. Только спокойно. Хорошо. А теперь положи кончая языка на нижние зубы. /Напрягается весь, лицо всё собрано для помощи языку, но положить кончик языка на зубы не может - он неподвижен/. Подними язык к верхним зубам. /Напрягается, но поднять язык не может. /В процессе беседы выясняется, что будучи четвероклассником Саша на большой скорости упал с велосипеда, получил сильное сотрясение мозга, отлежался дома. К врачу никто не обратился - ни родители, ни учителя даже тогда когда мальчик вернулся в школу. Сейчас состояние речи юноши осознано им как трагедия жизни - он не может посвятить себя делу, о котором и сейчас мечтает. Этот пример иллюстрирует встречающиеся в жизни примеры безответственного отношения некоторых родителей и педагогов к речи детей, не понимание значения речи в жизни человека, что в конечном итоге приводит к искалеченной судьбе. Но часто тот или иной звук произносится неправильно потому, что в семье все так говорят, или с детства никто не обратил внимание на особенности речи, считая их возрастными. Мы остановимся на таких моментах, где учитель и родители могут /и должны/ помочь. Надо помнить, что речевая среда в семье часто является причиной неправильного произношения согласных звуков. В нашей практике много примеров, когда приводят детей исправлять речь перед тем, как идти в школу. " Засюсюканные" любимые внуки с рождения не слышали нормальной речи, словно речевая умильность сама по себе, только она, способна выразить бесконечную любовь старших. Дети достойны такой любви, но нельзя выражать её исковерканными звуками. Установка на правильно произношение звуков формируется в процессе слушания чужой речи. Вокалисты знают, что когда на человека воздействует звуковой раздражитель, у него вибрируют все мышцы и все кости /кроме голосовых связок/. Таким образом качество произношения взрослыми звуков речи определяют особенности вибрации всей физической природы слушателя-ребёнка, что создаёт анатомо-физиологическую и психологическую установку на возможность повторения того качества звукв, которое исходит от говорящего. Это обстоятельство требует от родителей серьёзного отношения прежде всего к собственной речи.
Чаще всего в практике встречаются следующие примеры. «Р» перекатное. Язык совершает движения не снизу вверх и обратив /быстрые колебания кончика языка/, а просто «переваливается» с одной. стороны в другую. " Р" перекатное встречается с разными оттенками, разными степенями перекатности. Часто встречаются случаи неверного образования свистящих звуков «С», «З» не кончиком языка и верхними альвеолами, языком и верхним рядом зубов. Разные варианты оттенков свистящих звуков определяются разной степенью «вываливания» языка за зубы наружу. У детей часто встречается «Ш», которое формируется не кончиком языка и верхним нёбом, а нижней губой и верхним рядом зубов. Часты случаи, когда «Л» в твёрдом положении не произносится /лампа - уампа, лужа - уужа, ложка - уошка, лыжи - уыжи/, хотя мягкое «Л» произносится свободно и чисто /лямка, люстра. полёт, лишний/. В твёрдом положении «Л» либо совсем не произносится как согласный звук, либо формируется верхними зубами и нижней губой и звучит как слабое «В». Многие дефекты речи имеют дикционное происхождение: неточное, вялое положение частей речевого аппарата при произношении того или иного звука, придаёт ему соответствующий оттенок, который выводит звук за пределы нормы. В работе по исправлению недостатков речи прослеживается следующая последовательность. 1. Когда человек приходит на приём, то он знает к кому и зачем он пришёл. В практике школы часты случаи, когда ребёнок, ученик не знает о наличии у него дефекта речи. Обнаружить этот дефект и указать на наличие его - это первое, что необходимо тактично сделать. 2. По качеству звука нетрудно выяснить на слух причину неверного произношения его. Это необходимо сделать, так как не зная причины, нельзя определить пути исправления этого дефекта.
3. Наш подопечный должен знать о наличии дефекта, его причину, разницу между правильным произношением данного звука и тем, как произносит он. Часто человек не слышит разницы между своим неправильным произношением и тем, как нужно - ему кажется, что в обоих случаях произношение одинаково. Не зная к чему стремиться, трудно идти к желаемому результату. Если есть возможность записать на магнитофонную ленту речь своего ученика с его дефектом, то прослушивание записи облегчит этот этап работы. 4. Следующий этап требует от учителя особого чутья, внимательности. Ученику надо помочь почувствовать части речевого аппарата, которые неверно формируют звук. Не сделав этого, трудно добиться от ученика правильной постанови аппарата звучания в нужную позицию. В ниже приведённых примерах можно увидеть конкретные приёмы «прощупывания» речевого аппарата. 5. Найденную, «почувствованную», зафиксированную /новую для ученика/ позицию речевого аппарата на исправляемом звуке необходимо сделаю привычной, естественной, желаемой. Здесь потребуется тренаж. К старшему пионервожатому школы пришёл для участия в приветствии пятиклассник Витя К. При первом же чтении текста вожатый обнаружил неправильность произношения звука «Щ». Витя, почему ты неправильно произносишь звук «Щ»? Как неправильно? - Ты произносишь не «щука», а «штюка», не «щи», а «шти»... -??? - Скажи «щи». - «Шти», - четко и уверенно произносит Ватя. - Нет, не «шти». Внимательно меня слушай: не «шти», а «щи». - Так я и говорю «шти», -недоумевает мальчик. Вожатый подводит ученика к доске, произносит слова по звукам и одновременно пишет мелом: - «Щи» так произношу я. Слышишь? «Щи»… А ты произносишь «ш-т-и». «Щти». Прочитав одно и другое слово по звукам. /Рядом стоящие эти два слова воспринимаются как два разных слова и эта наглядность приводит мальчика в замешательство/. С трудом прочитывается сначала одно, затем другое слово. Для того, чтобы произнести «щ» он долго приспосабливается, но в конце концов произносит правильно. В этот момент он услышал свою ошибку и был удивлён своим открытием и огорчён - ведь он считался лучшим чтецом в классе. Весь вечер Витя ходил по пионерской комнате и громко повторял: «щука», «щи», «иду», «щавель». Искомый звук был чистым и правильным.
Рабата с Витей по определению нужной позиции речевого аппарата при произношении звука «Щ» в положении перед гласным заняла несколько минут. Эту работу мог сделать учитель русского языка и литературы на своём уроке. Но для этого учитель должен уметь слышать и знать, что и как искать в речи ученика. Слава Ч. - ученик 9 класса. Все шипящие и свистящие звуки образуются верхним рядом зубов и сильно выпадающим наружу кончиком языка отчего в речи сплошная каша. В летнем лагере, где автор работал воспитателем, Слава впервые узнал о наличии в его речи дефекта. Дефект был выражен настолько сильно, что родители и учителя считали вмешательство бесполезным. Чтоб не травмировать психику ученика и не видя возможности помочь ему, никто не заводил даже разговора об исправлении речи. А между тем, нужно было 25-30 минут, чтобы Слава понял причину неверного произношения звуков, нащупал верную позицию частей речевого аппарата, научился различать правильные звуки и неправильные и верно произносить свистящие и шипящие звуки. Дальнейший контроль со стороны воспитателя и ребят его отряда, самоконтроль и тренаж за 20 дней лагерной смены выправили речь юноши. Васе Ш. 8 лет. В возрасте 5 лет он переболел скарлатиной, после чего звук «Р», ранее произносимый им правильно, стал гроссированным, т. е. формируемым корнем языка. Вася стал первоклассником. - Ты знаешь, о том, что звук «Р» тобою произносится не совсем верно? - Да. Мне мама говорила. - Ты можешь научиться правильно его произносить. Хочешь научиться? - Хочу. А то в классе дразнят... - Коль хочешь, значит научишься. Как ты произносишь звук «Т»? Скажи «ТЭ». - ТЭ. - А теперь: тэ-тэ-тэ-тэ-тэ. - Тэ-тэ-тэ-тэ-тэ. - Что делает твой язычок, когда ты произносишь «тэ-тэ-тэ-тэ-тэ»? - Кончик языка стучит вот здесь /пальцем показывает на внутреннюю сторону верхнего ряда зубов/. - Правильно, молодец. А теперь «ДЭ». Где язык? - Дэ... Тоже здесь. - Хорошо. А теперь «КА». Несколько раз произносит вслух, потом шепотом «КА». Немного растерян, очень внимательно слушает себя, находит позицию языка на «КА», говорит: - «КА»... вон там, далеко... Совершенно верно. А ты можешь посчитать языком зубы? Попробуй. Мальчик внимательно «шарит» языком вдоль зубов. - 0, а вот здесь дырка - зуба нет... - Ничего, зуб обязательно вырастит. А теперь посмотри вот сюда /педагог открывает рот и усаживается так, чтобы Вася мог видеть все, как работает язык при произношении звуков/. Я произношу «Л»-видишь, где у меня язык? А теперь «ЛЬ»- где мой язык?
- Он ту да, дальше внутрь подвинулся. - А теперь попробуй сам произнести вначале «Л», а потом «ЛЬ» и расскажи, где у тебя будет язык. - «Л»... «ЛЬ»... Кончик языка немного заворачивается - туда уходит, чуть подальше. - А теперь ещё посмотри. Я произношу «ЛЬ», «Р». Внимательно смотри: «ЛЬ» - «Р», «ЛЬ» - «Р»... Где у меня язык? - Язык всё время в одном месте находится. Только когда говорите «ЛЬ» - он спокоен, а когда «Р» - дрожит. - Правильно. А когда ты произносишь «Р», у тебя не кончик языка дрожит, а там, далеко... Вот посмотри: «ЛЬ – Р» /«Р» педагог произносит как «Г» дребезжащее - как у Васи/. -Такое некрасиво... - Ещё внимательно смотри и слушай: «Р» - «Г» /дребезжащее/. Видишь, «Р» красиво звучит тогда, если оно образуется вот здесь, на кончике языка. Произнеси " А". - «А»… - Пусть рот будет так открыт, как при произношении звука «А», чтобы я мог видеть как твой язык будет работать. Положи язык так, словно будешь говорить «ЛЬ». Держи язык там спокойно, не надо его сильно прижимать. А теперь быстро выдохни так, чтобы воздух прошёл через язык. Вот так /показывает/. А теперь держи язык там же и давай начнём «стрелять», вот так: трах! Тр-а-х! Только коротко и громко: трах! А теперь попробуй «дразнить» собаку: Рг-р-р-р. Не спеши. Надо «стрелять» или «дразнить» собаку кончиком языка - уже чувствуешь кончик языка. Вот так: трах! Р-р-р-р... / педагог произносит все звуки четко, ясно... / Педагог показывает, Вася повторяет, потом они произносят вместе, затем по одному, снова вместе... Во время этого первого разговора педагога с мальчиком была найденная позиция кончика языка и звук «Р» стал произноситься правильно. Но держать позицию постоянно и свободно пока трудно. Нужен тренаж. Первое упражнение, которое педагог предложил Васе /произнести «Т», «Д», «Л», «ЛЬ», посчитать языком зубы... / было нужно для того, чтобы заставить мальчика ощущать язык и сознательно ставить его в необходимую позицию без чего нельзя исправить звук. Не нужно огорчаться, если с первого занятия не удастся добиться правильного произношения исправляемого звука. Достаточно для начала того, что ученик узнал, услышал, почувствовал разницу между правильным и неправильным произношением искомого звука, понял, в каком положении находятся части речевого аппарата и в каком должны быть. Это будет залогом быстрого исправления звука. С целью закрепления правильного произношения звука «Р» родителям Васи было предложено не пропускать ни одного неправильного «Р» в речи сына, не забывая об осторожности и деликатности замечаний. Для тренажа частей речевого аппарата предлагаются разнообразные тексты, построенные на повторении звука «Р» /См. «Тексты для тренажа речевого аппарата»/. Родители Васи придумали игру " Кто больше знает слов со звуком «Р»". Мама говорит: - Трамвай. Вася отвечает: - Пароход. Мама говорит: - Кролик. Вася отвечает: - тройка, и т. д. Первое занятие с Васей продолжалось 30 мин. В процессе работы по исправлению звука необходимо дать ученику возможность наслушаться правильного произношения этого звука, т. к. в это время создаётся психофизическая установка на возможность правильного его произношения. Явление самонастройки легко обнаружить во время концертов певцов, у которых легко, свободно и радостно льётся звук. После концерта ощущается желание петь и уверенность в возможности такого пения. Работа по исправлению речевого аппарата пойдёт эффективнее в том случае, если ученик научился различать правильное и неправильное произношение - в этом случае «настройка» аппарата звучания будет проходит более целенаправленно. В исправлении дефекта речи большое значение имеет психологический фактор: ученик должен хотеть исправить звук и верить в педагога и в благоприятный исход занятий. Занятия должны проходить в атмосфере добрых и доброжелательных отношений. Ученик должен чувствовать, что ему искренно хотят помочь. В разговоре с учительницей 1 класса автор в самом начале учебного года высказал своё желание придти к первоклашкам, чтобы записать на магнитофонную ленту их речь с целью выяснения ее особенностей. - Пожалуйста, приходите, - согласилась Нина Поликарповна. Только имейте ввиду - в этом году у меня как никогда сильный набор, вряд ли найдёте что-нибудь интересное для себя. Но... приходите, увидите. " В назначенный срок дети подходили к микрофону, называли свою фамилию, имя, читали стихи, отвечали на вопросы. Учительница при этом присутствовала. Она впервые воспринимала своих учеников только с позиции их речи, её особенностей. И была очень удивлена. - Вы знаете, -говорила она потом, -мы, учителя, мало уделяем внимания специально речи. Воспринимаем детей сразу целиком, со всеми их особенностями, не выделяя специально речь. Потом привыкаем к ним со всеми недостатками и достоинствами, с особенностями речи. Если картавит или заикается ученик, такого замечаешь. Для меня это прослушивание будет большим уроком. При прохождении каждой буквы я теперь буду особое внимание уделять не только её написанию, но и произношению соответствующего звука. И вообще надо следить за речью ребят с первого класса. Что может школа по формированию культуры техники речи? Нам удалось проследить динамику работы школы в этом направлении на примере одного класса: записанные на магнитофонную ленту особенности и недостатки /дефекты/ речи первоклассников благополучно сохранились до 10 класса. Соответствующая работа не предусмотрена учебными планами и программами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|