О постановке голоса
Поставить голос - значит найти такие позиции аппарата звучания, которые дали бы возможность реализовать наиболее продуктивно природу звука индивидуально каждого человека. Сможет ли что-нибудь сделать по постановке голоса учитель или руководитель кружка? Да, сможет. Только надо точно ограничить пределы вмешательства не специалиста в тонкую природу звукообразования. Этот вопрос естественно возникает в практике, потому целесообразно высказать предупреждения, чтобы наш читатель не вломился в аппарат звучания, как слон в посудную лавку. Мы здесь можем говорить только об укреплении голоса, его развитии как сопутствующем результате работы по развитию дыхания, постановке дикции. Говоря о дыхании, мы выяснили, что для полного, активного звучания голоса необходима сила, которая заставила бы вибрировать голосовые связки и, стало быть, звучать. Такой силой является выдыхаемый воздух. Таким образом, организовав дыхание, педагог создаёт основу для естественного и управляемого голоса. Упражнения для постановки дыхания и дикции одновременно являются упражнениями для развития голоса. Упражнение 1. Гласные звуки А, 0, У, 3, Ы, И произнести на одном дыхании. Помним, что звук образуется от колебания голосовых связок активной струей выдыхаемого воздуха. Каждый гласный звук приобретает свою форму благодаря чёткой работе нижней челюсти, губ, языка. Необходимо следить, чтобы каждый звук произносился на дыхании и активно артикулировался, т. е. ярко выраженной своей позиции. Упражнение 2. Соединить в произношении звуки гласного ряда с носовыми звуками «М», «Н» и произносить каждую строчку на одном выдыхании. Ма, мо, му, мэ, мы, ми.
На, но, ну, нэ, ны, ни. В каждом слоге к гласному звуку при произношении следует переходить через очень активную позицию предыдущего носового согласного. Каждый слог должен быть произнесён на активном дыхании. Гласный звук надо стремиться послать в ту же позицию, в которой произносится носовой согласный / но здесь необходимо следить, чтобы не натренировать гнусавость/. Качество звука зависит не только от качества связок, от степени активности дыхания, но и от того, где резонирует голос. Если резонатором является грудная клетка, голос звучит низко, мягко. Если резонатором является «маска», голос будет высокий, чистый, с металлическим оттенком. «Маску» легче почувствовать при произношении носовых согласных звуках «М» и «Н», так как при активном их использовании звук резонирует в «маске». При произношении каждого слога необходимо следить, чтобы каждый носовой звук произносился активно, в точной своей позиции, чтобы легче было послать в ту же позицию гласный звук. В качестве материала для тренажа позиции «маска» могут быть использованы скороговорки, построенные на повторении носовых согласных звуков. Полезно знать, что эти упражнения дают возможность развить диапазон звука. Говорить или читать только на «маске» нежелательно, так как звук приобретает неестественную резкость. Лучше, когда работают оба резонатора - грудной и «маска». Использование промежуточных позиций даёт возможность обогатить голос обертонами, делающими речь более выразительной. В процессе работы по организации речевого аппарата и исправлению дефектов речи ученики должны научиться слышать звуки, чувствовать их на частях речевого аппарата, физически ощущать особенности их формирования и произношения. Для того, чтобы работа по организации речевого аппарата проходила более плодотворно, педагог должен знать особенности своих учеников по основным параметрам. На первых занятиях желательно записать эти особенности в наглядную таблицу /возможный вариант/, что даст возможность увидеть общую картину состояния речи всей группы и поможет спланировать работу в данной группе с учётом её потребностей.
Слушая своих учеников, педагог быстро в таблице против фамилии каждого может сделать короткие замечания о дыхании /большое или малое, какой тип – ключично-плечевое, грудное, рёберно-диафрагмальное, умеет ли пользоваться/, о голосе - сильный или слабый, чем вызвана слабость, чистый или с дефектом, простуженный, прокуренный, сорванный, на что обратить внимание при работе; о дикции - какие особенности замечены, как произносятся согласные звуки, «съедаются» ли концы слов, есть ли дефекты речи, степень активности частей речевого аппарата; об орфоэпии - степени соотношения с нормами русского литературного произношения, какие есть отклонения от норм… В последней колонке можно отметить общие замечания, первое впечатление от чтеца, его репертуара и т. д. После того, как состоялось знакомство с учениками, глядя на заполненную таблицу можно составить полное представление о группе и определить характер предстоящих занятий: чему и сколько надо уделить внимания при работе, как строить индивидуальную работу... В конце первого занятия делается сообщение о состоянии группы и особенностях персонально каждого. Это настраивает занимающихся искусством звучащего слова на серьёзный лад, так как каждый узнал со слов педагога особенности своей речи в сравнении с особенностями речи своих товарищей. По прошествии некоторого времени работы с помощью этой таблицы легко сделать сравнение первого впечатления с полученным результатом и выявить, что удалось сделать и на что надо обратить внимание при дальнейшей работе. Коррекция в процессе деятельности помогает педагогу более целенаправленно вести учеников к намеченному результату. Такой самоконтроль поможет педагогу выработать потребность и необходимость вести занятия по определённой, проверенной на практике, на своём опыте системе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|