Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности работы над басней.




Есть специфические особенности в работе над басней. Работая над произведением любого жанра необходимо руководствоваться неоднократно высказанным у нас положением, утверждающим, что выразительное чтение - это, прежде всего, осмысленное чтение. Порядок работы над произведением, изложенный выше на материале стихов, результативно применим и в работе над прозой, и над басней. Разумеется, каждый жанр имеет свои особенности, в которых выявляются возможные взгляды на явления действительности. Басенные особенности ярки, специфичны и свойственны только этому жанру, о них есть необходимость говорить отдельно. Эта необходимость продиктована и тем обстоятельством, что в практической работе над басней слишком часто отсутствует учёт этих особенностей, что приводит либо к неточному толкованию идеи произведения, либо к искажению персонажей, что в конечном итоге тоже приводит к рыхлому идейному решению басни.

Работая над басней, нужно помнить, что по природе своей этот жанр социален, родился он там и тогда, где и когда нельзя было говорить о каких-то явлениях социального плана. Иносказательность давала возможность высказать мнение автора по вопросу или о лице, о которых нельзя было говорить открыто. Незачем раскрывать эту мысль, известную каждому, кто преодолел хотя бы пять классов школы. Говорится же здесь об этом потому, что известные, почти прописные истины не учитываются в конкретной работе над басней. Проявляется это в том, что чтецы стремятся прежде всего сделать басню только смешной, совершенно не учитывая глубокого социального смысла её, что придаёт и смеху другое звучание, делая её не только смешной, но и злой.

Басня, далее, является таким жанром, который даёт возможность высказать то или иное толкование явления, события, характера, порока и т. д. стали носителями, выразителями тех или иных человеческих черт, характеров, поступков... Заяц - трусость, Лиса - хитрость, Волк - жадность, Лев - сила /царь зверей/ и т. д. Раскрывая аллегорию любой басни /что будет этапом осмысления произведения по видениям/, необходимо очень пристально посмотреть на выбор автором персонажей. Известная басня И. А. Крылова «Кукушка и Петух», обличающая взаимную лесть, как правило звучит так, словно нахваливают дружка дружку две лисицы, а не Кукушка и Петух, у которых диапазон возможностей красноречия на уровне «ку-ку» и «ку-ка-ре-ку». Не две хитрых, льстивых лисиц, а два бездарных в вокале исполнителя восторгаются «искусством» друг друга. На этом строится басня, её сюжет, выбор персонажей. Учёт особенностей басенных персонажей даст возможность более остро, конкретно обнажить во время чтения, в его процессе смысл произведения.

Часто, толкуя басню, аллегорию раскрывают слишком общо, выделяя в ней только идейно – тематическую сторону. А между тем, басня как жанр звучит только тогда, когда аллегорический смысл ее материализован понятными чтецу и слушателю конкретными жизненными парарелями, персонажами, характерами.

В четвертом классе на уроке внекласного чтения ребята работали над басней С. В. Михалков «Винтик».

Однажды некий Маховик

Заважничал и стал хвалится:

«Как я могуч! Как я велик!

Вот я кружусь - и все кружится.

Один работаю за всех! »

Но как на грех

В машине где-то Винтик обломился.

Наш Маховик убавил ход,

Рванул назад, затем вперед

И под конец совсем остановился,

У басенки моей мораль весьма проста:

Порой зависит все от малого Винта.

Определить идейное значение басни для ребят труда не составило, так как оно сформулировано своим автором в морали. Тут выяснилось, что связать ее с явлениями близкой им из жизни оказалось довольно трудным.

Учитель: - Скажите, ребята, разве автор хотел высмеять маховик, колесо?

Ученик:   -Нет, он показывает людей - без труда отвечает ученик.

Учитель: -А каких людей?

Ученик:   -Маховик – большой человек, а Винтик – маленький... /Класс при этом вопросительно смотрит на учителя – соглашаясь и не соглашаясь с высказанным мнением/.

Учитель: -Что значит «большой»? Высокого роста? /В классе смех, кто-то из ребят робко предполагает: начальник/

- Маховик - начальник, Винтик - подчинённый... – уточняет отвечающий.

У ребят нет установки на восприятие басни во всём её конкретно -социальном значении. После совместной работы ученики стали выяснять конкретное содержание аллегории. Неизвестно почему, но конкретный человеческий смысл отношений басенных персонажей искался в далёком прошлом.

«Маховик - парь, Винтик - его слуга. Слуга не вычистил вовремя парю сапоги, и зарь опоздал на приём».

" Маховик - капиталист, Винтик - рабочий... "

" Маховик - помещик, Винтик - крестьянин... "

После некоторых поисков ребята дошли до своего класса. И тут выяснилось, что «Маховик - это Алёша К. Он у нас староста класса и в последнее время стал задаваться. Сейчас наш класс идёт впереди всех в школе, а Алёша, считает, что это заслуга его одного. Он не понимает, что если бы мы все, винтики, не работали, то и он бы ничего не стоил. » Можно предположить, что смысл басни С. В. Михалкова адресован более значительным социальным отношениям, но и школьный пример не выпадает из идейного контекста и жанра анализируемого произведения. Потому учитель отметил, что последнее понимание басни ему больше всего понравилось. Но самое главное, что чтение басни «про Алёшу» было принято под общий хохот класса и учитель вынужден был выступить в защиту Алёши, смягчить ситуацию. Зато жанр басни стал понятен и вызвал интерес у учеников. И чтецы, и слушатели увидели возможные варианты конкретных лиц, скрытых за басенными персонажами, и это облегчило восприятие её идейно-тематического содержания.

Конкретно раскрытая аллегория делает басню басней, обнажая ее сатирическую сущность, её жанровые особенности и социальную остроту. Но это возможно только в тех случаях, когда конкретизированы образы, - когда за ними стоят не только идейно -смысловые значения, но и конкретные человеческие типы, характеры, отношения. В школьной практике басня «Ворона и Лисица» читается, как правило о вороне и лисице вообще. Ворона - конкретный человеческий характер в конкретной ситуации отраженный в жанре басни. Лисица - определённый человеческий порок, взятый в конкретной человеческой среде и конкретных человеческих целях общения Лисица - не просто лисица вообще, а порок, взятый в конкретном человеческом характере, в конкретных человеческих поступках, сконцентрированных в басенном персонаже.

Конкретизация образов персонажей данной басни легко обнаруживается при чтении её «по ролям». Только не в исполнении троих учеников /Ворона, Лисипа, автор/ - в таких случаях разность характеров воспринимается как разность особенностей и таланта разных чтецов. В данном случае имеется в виду чтение всей басни от лица Вороны, которая рассказывает всю ситуацию со своими субъективными оценками и целями; от лица Лисицы /второй чтец/, которая осуждает Ворону и оправдывает себя.

Конкретный смысл, содержание аллегории устанавливаются в процессе работы над произведением в момент осмысления его по видениям. Этот момент является наиболее ответственным в работе над басней в процессе подготовке её к выразительному чтению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...