Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой – реализация права на образование без дискриминации. В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединённых Наций (ООН) и Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине:
Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948)
Декларация прав ребёнка (ООН, 1959)
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960)
Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969)
Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971)
Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975)
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ООН, 1979)
Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982)
Конвенция о правах ребёнка (ООН, 1989)
Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990)
Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993)
Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994)
Гамбургская декларация об обучении взрослых (V Международная конференция по образованию взрослых, Гамбург, Германия, 1997)
Дакарские Рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств (Всемирный форум по образованию, Дакар, Сенегал, 2000)
Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006)
Эти международные правовые акты, как и современное российское законодательство утверждают право каждого индивидуума на образование, и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца и т.п.
Рис. 1.3. Правовые основы инклюзивного образования. [4]
В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов – в рамках подготовки к ратификации Конвенции.
Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года.
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации:
«Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных … образовательных учреждениях, … не являющихся коррекционными … в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития».
Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов.
Правило 6. Образование.
Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования.
СССР подписал и ратифицировал Конвенцию о правах ребенка.
Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.
Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей.
«Необходимо принять меры по обеспечению равного доступа к образованию для всех категорий инвалидов как неотъемлемой части системы образования»
Конвенция о правах ребенка.
Закреплено право всех детей на образование без какой-либо дискриминации:
целью провозглашается «постепенное достижение осуществления этого права на основе равных возможностей»
Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Признаны «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования»
Заявлено:
• каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности
• лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей
Обращение «ко всем правительствам»:
• принять в форме закона или политической декларации принцип инклюзивного образования
Призыв к международному сообществу:
• одобрить подход, заключающийся в обучении в инклюзивных школах
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266–1.
В ст.52, п.1 за родителями закреплено «право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения»
В ст.50, п.10 утверждается, что направление в специальные образовательные учреждения осуществляется «только с согласия родителей (законных представителей)»
Конвенция о правах инвалидов.
Основана на принципе замены соцобеспечения и благотворительности – системой прав и свобод.
В Преамбуле сформулирован социальный подход к пониманию инвалидности: «инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами».
В Статье 24 «Образование» зафиксированы понятие «инклюзивное образование» и обязательство государств-участников обеспечивать «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
24 сентября 2008 года Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов.
Декларация о правах умственно отсталых лиц
Заявлено право каждого человека с умственной отсталостью на «образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности».
Декларация прав ребёнка
Принцип 1.
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации …
Принцип 7.
Ребенок имеет право на получение образования... Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Всеобщая декларация прав человека
В Статье 26 закреплено право всех на обязательное бесплатное начальное образование, «доступное для всех на основе способностей каждого».
При этом:
«Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам».
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.
Выражение «дискриминация» определено как «всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение».
К дискриминации отнесено, в том числе, «создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц» в тех случаях, когда это не соответствует «выбору родителей или законных опекунов учащихся».
Всемирная программа действий в отношении инвалидов.
Это первый документ ООН, в котором сформулированы основные принципы отношения к людям с инвалидностью:
«Создание равных возможностей означает процесс, с помощью которого такие общие системы общества, как … доступ к образованию и …, делаются доступными для всех.… в значительной мере именно среда определяет влияние дефекта или инвалидности на повседневную жизнь человека.… общества должны выявлять и устранять барьеры, препятствующие полному участию инвалидов. Так, обучение должно происходить, по возможности, в обычной школьной системе …»
Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями, были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994).
Более трехсот участников, представлявших 92 правительства и 25 международных организаций, заявили в Саламанкской декларации о необходимости «провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений», признавая «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования».
Мы считаем и торжественно заявляем о том, что:
• каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний,
• каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности,
• необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей,
• лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей,
• обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.