Специальные коррекционные школы как ресурсные центры по инклюзивному образованию
(полный текст Методических рекомендаций дан в Приложении 3.1.) В современных условиях, безусловно, возникает необходимость трансформации модели специального образования. Специальное образование в России сегодня обязательно должно соответствовать нормам действующего международного права, российского законодательства, меняющимся запросам общества. В этой новой модели актуальным становится взаимодействие учреждений специального и общего образования для организации более эффективного и качественного сопровождения обучения детей в интегрированных /инклюзивных формах.
Например, в ряде регионов Российской Федерации (Республика Чувашия, Псковская и Калининградская области) специальные (коррекционные) образовательные учреждения были определены ресурсными центрами по развитию инклюзивных процессов и по психолого-педагогической поддержке процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных школах.
В Псковской области проживает 80100 детей, из них в системе специального (коррекционного) образования обучаются 4807 детей с ОВЗ, что составляет почти 6 % от общего количества детей.
Для организации обучения детей с ОВЗ, в том числе с особенностями интеллектуального развития, в общеобразовательных учреждениях области, была разработана разноуровневая модельвзаимодействия систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, центром которой определялось специальное (коррекционное) образовательное учреждение, чаще всего – школа-интернат. Эта модель предполагает тесное взаимодействие регионального и муниципального уровней управления.
Приказом управления образования Псковской области была открыта экспериментальная площадка «Новые формы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья», включающая проект «Доверие» в варианте сетевого взаимодействия 4 средних, 5 основных муниципальных общеобразовательных учреждений и одного дошкольного образовательного учреждения.
Основными задачами взаимодействия учреждений специального и общего образования стали: • создание системы консультационных пунктов и сетевого сообщества на базе ресурсного центра – учреждения специального (коррекционного) образования; • подготовка и реализация индивидуальных образовательных программ учащихся в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка во всех школах района; • повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательных школах. В Калининградской области приказом Министерства образования (от 13. 05. 2009г. № 462/1) утверждено положение «О ресурсном центре специального (коррекционного) образовательного учреждения» (см. Приложение № 3.2).
Основная цель такого Ресурсного центра – формирование общего образовательного пространства, внутри которого возможно оказание дополнительной коррекционно-развивающей помощи в любом образовательном учреждении на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов. Ресурсными центрами были определены специальные (коррекционные) школы-интернаты различного профиля (для детей с нарушениями слуха, зрения, с интеллектуальными особенностями).
Задачи Ресурсного центра: · обеспечение сопровождения детей с ОВЗ по профилю ресурсной школы-интерната (зрение, слух, интеллектуальные проблемы), в общеобразовательных учреждениях; · научно-методическая и консультационная поддержка общеобразовательных школ, реализующих интегрированное обучение детей с ОВЗ;
· обеспечение информационно-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с особенностями развития.
В Республике Чувашия на сегодняшний моментнасчитывается 15914 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 4840 детей с инвалидностью. Министерство образования республики активно создаёт новые формы оказания образовательных услуг для этой группы детей, в том числе в системе специального образования.
До последнего времени в Чувашии не было специальных (коррекционных) учреждений для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи (V вид) и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Решением Министерства образования 1 сентября 2010 года была открыта школа нового типа – «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2», объединившая на одной территории классы разных видов.
Кроме того, в целях совершенствования системы общего и специального (коррекционного) образования и расширения спектра образовательных, в том числе специальных (коррекционных) услуг, в структуре новой школы предусмотрено открытие двух республиканских центров – центра сопровождения дистанционного образования (для детей с тяжёлыми нарушениями речи), и ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся в системе общего образования. (Рис.3.1). Рис.3.1.
Во всех перечисленных регионах сетевое взаимодействие общеобразовательных и специальных школ позволило разработать пилотные документы, регулирующие отношения участников сетей, например: - договор между образовательными учреждениями разных типов, - договор между образовательным учреждением и родителями ребёнка с ОВЗ, - индивидуальные образовательные планы и программы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|